"Медный
Всадник": два героя.
Поэма
"Медный всадник" была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой
образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем
в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными
переживаниями.
С первых же
строк вступления в поэме "Медный всадник" появляется образ
Петра-реформатора, "полного великих дум", которые гений Пушкина
отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному
соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к
"Медному всаднику", этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу
самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается
над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие
"между государственными учреждениями Петра Великого и временными его
указами".
В "Медном
всаднике" есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных
деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения
бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы
славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не
так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
"Железная узда" в знаменитом памятнике Петру превращается в
окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует
бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не
обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник
это, конечно, не Петр, который "могущ и радостен, как бой", который
"весь, как божия гроза". Медный всадник это превращение Петра,
которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для
автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной,
повествовательной частью поэмы.
Зачем же нужен
этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно
ответил Д. Гранин в очерке "Два лика". Через всю поэму, через весь её
образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой,
мыслящий, "мощный властелин судьбы" и его превращение, Медный
всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый,
униженный властью, и безумец, поднявший руку на "строителя
чудотворного"), две Невы (украшение города, "державное течение"
и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга ("Петра
творенье", "юный град" и город углов и подвалов бедноты,
город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная
композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его
самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому
Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной
государственности. Как пишет Гранин, "П-н с Петром против М-ого в-ка и с
Е-ем против М-ого в-ка". Евгений это ещё один герой поэмы АСП "Медный
всадник", мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его
фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его
прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен
намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений
"благородный" в переводе с греческого), напоминающее о петербургском
аристократе Евгении Онегине.
Несомненен
глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных
примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, "каких встречаем
всюду тьму". Но та же обезличенность открывает возможности символического
укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог
символической фигуры "Медного всадника". На этом противоречии и
строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено
уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о
прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу
жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива "мещанского
счастья" должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в
экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею
несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину
"ничтожества".
И если в начале
поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о
судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в
конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о
собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений
нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой
становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И
это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди
бушующих волн "на звере мраморном верхом", в классической
наполеоновской позе ("руки сжав крестом") позади бронзового
монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти
уравнивается с ним в масштабах.
Затем уже во
2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке
"чрез волны страшные" к ветхому домику "у самого залива"
жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он
сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда "прояснились в
нём страшно мысли", герой, "злобно задрожав", обращается с
прямой угрозой к Медному всаднику -"державцу полумира". И эта
мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и
Петра I. Таким образом, в своей поэме "Медный всадник" Пушкин
показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот
конфликт неразрешим.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/