Сатирическое
изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Современник
Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые
сложились в России после неудачи первого революционного выступления декабристов
в 1825 г.
Новая
общественно-политическая обстановка поставили перед деятелями русской
общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение
в творчестве Гоголя. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего
времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и
Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним из
величайших представителей этого направления в русской литературе.
Как отмечает
Белинский, "Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую
действительность". Одной из основных тем в творчестве Гоголя является тема
о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии,
о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом
изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается
процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и
недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и "бьет прямо в лоб".
Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурных
условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не
щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония характерный
элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в
речи персонажей. Ирония одна из существенных примет поэтики Гоголя, придает
повествованию больший реализм, став художественным средством критического
анализа действительности.
В крупнейшем
произведении Гоголя поэме "Мертвые души" образы помещиков даны
наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова,
чиновника, скупающего "мертвые души". Композиция поэмы позволила
автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных
типов русских помещиков посвящена почти половина 1 тома поэмы (пять глав из
одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так
непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные
черты русского помещика.
Наше знакомство
начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности
есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения
человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения
крепостнического общества. Открывает портретную галерею помещиков Манилов (1
глава). Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с
картины деревни Маниловки, которая "не многих могла заманить своим местоположением".
С иронией описывает автор господский двор, с претензией на "англицкий сад
с заросшим прудом", жиденькими кустиками и с бледной надписью "Храм
уединенного размышления". Говоря о Манилове, автор восклицает: "Один
бог разве мог сказать, какой был характер Манилова". Он добр по натуре,
вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы. Манилов
прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал
жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и
помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его
прожектерство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян
он не знал и никогда не думал. Манилов мнит себя носителем духовной культуры.
Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор
высказывается об обстановке дома Манилова, в котором "вечно чего-нибудь
недоставало", о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о
мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония
Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с
министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а
"маниловщина" типичное явление этого пошлого мира.
Третья глава
поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех
"небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые
мешочки, размещенные по ящикам комода!". Эти деньжонки получаются от
продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла
выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный
товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и
Коробочки. "Дубинноголовая" помещица долго не может понять, что от
нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь "лишь
бы не прогадать". Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее
усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носит патриархальный характер.
Совершенно иную
форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV
глава). Это типичный человек "на все руки". В его лице было что-то
открытое, прямое, удалое. Для него характерна своеобразная "широта
натуры". Как иронично отмечает автор: "Ноздрев был в некотором
отношении исторический человек". Ни на одном собрании, где он был, не
обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие
деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же "просаживает" все
деньги. Ноздрев мастер "лить пули", он бесшабашный хвастун и
несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь
героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку "нагадить
ближнему". В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе
социально-психологический тип "ноздревщины". В образе Собакевича
сатира автора приобретает более обличительный характер (V глава поэмы). Он мало
похож на предыдущих помещиков, это ' "помещик-кулак", хитрый,
прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному
сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает
железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть.
Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех
окружающих вещах его быта.
В доме
Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:
"И я тоже Собакевич". Гоголь рисует фигуру, поражающую своей
грубостью. Чичикову он показался весьма похожим " на средней величины
медведя". Собакевич циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни
в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник,
заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что кроме
Собакевича, никто не понимал сущности "негодяя" Чичикова, а он
прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все
подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.
VI глава поэмы
посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и
моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении
помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает; как
обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была заметна
"какая-то особенная ветхость". Писатель рисует картину полнейшего
разорения когда-то бога-' того помещичьего хозяйства. Причиной этого является
не мотовство и не безделие помещика, а болезненная скупость. Это злая сатира на
помещика, ставшего "прорехой на человечестве". Сам хозяин бесполое
существо, напоминающее ключницу Этот герой не вызывает смеха, а только горькое
разочарование.
Итак, пять
характеров, созданных Гоголем в "Мертвых душах", разносторонне рисуют
состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев,
Собакевич, Плюшкин все это различные формы одного явления экономического,
социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/