Характер
основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Александр
Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее
образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат.
Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив
потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от ума".
"Горе от
ума" социальнополитическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину
русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс
отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом.
Читатель может проследить развитие конфликта между двумя
общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и
антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское
общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что "учиться надо, на
старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью
лицам, стоящим ступенькой выше, а главное быть богатым. Своеобразным идеалом
этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма
Петрович: ... Вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ
умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают: Кузьма Петрович! Мир ему! Что за тузы
в Москве живут и умирают!...
Образ Чацкого,
напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это
реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно
было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая
политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения:
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги
Фамусова и Чацкого это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой
форме. Ведь Фамусов воспитатель Чацкого.
В начале
комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но
ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат,
не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий
бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно
начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба,
Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
Смотрели бы,
как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! раздался военный клич Фамусова.
А в ответ монолог Чацкого "А судьи кто?". В этом монологе Чацкий
клеймит "прошедшего житья подлейшие черты".
Каждое новое
лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к
Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна,
2-я княжна и т.д.
Сплетни растут,
как "снежный ком". В столкновении с этим миром показана социальная
интрига пьесы.
Но в комедии
есть и еще один конфликт, еще одна интрига любовная. И.А. Гончаров писал :
"Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой
чувства его к Софье ". Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило
мотивом, поводом к раздражению, к тому "мильону терзаний", под
влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий
мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому
он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым,
колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей,
но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого:
"Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам,
распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И
он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом "Французик
из Бордо", который он произносит в пустом зале. В четвертом действии
комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник
Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.
Ах! Как игру
судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! Молчалины блаженствуют на
свете! говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида
жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем,
как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня
тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И
в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает.
Но кто он победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил
Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: "Один в поле не
воин". Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин,
застрельщик и всегда жертва".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/