Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Души "мертвые и живые" в поэме Н.В.Гоголя

ДУШИ
"МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.

Объясняя
замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _"ничуть
не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других".

"Мертвые
души" _ это представители господствовавших в то времяобщественных слоев.
Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего
мертвые фактически, но живые юридически,т.е. не вычеркнутые из ревизских списков,
души.

Центральное
место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по
шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,показывают, как на почве
крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в
20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило
помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенном
порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная
Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) _
прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин _
скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.

С большой
выразительностью в "портретных" главах дана картина упадка
помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в миресвоих грез,
Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее _ к бесшабашному моту,
вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на
человечестве" _ Плюшкин уведет нас Гоголь, показывая все большее моральное
падение и разложение представителей помещичьего мира.

Поэма
превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который
является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиков открывается
образом Манилова. "На взгляд он был человек видный; черты лица его не были
лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано
сахару; в приемах оборотах его было что-то заискивающее расположения и
знакомства.

Он улыбался
заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше он "служил в
армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим
офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает  город... чтобы увидеться с образованнейшими
людьми".

На фоне
обитателей города и поместий он кажется "весьма обходительным и учтивым
помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток
"полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний облик
Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и
времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова,Гоголь показывает полнейшую
пустоту и никчемность этого"существователя".

Писатель
подчеркивает в характере Манилова его никчемность и слащавую, бессмысленную
мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался
хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него
крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно
окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..."
жидкими вершинами.

Свою жизнь
Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает
ничего: два года в его кабинете лежит книга,заложенная все на той же 14-ой
странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и
бессмысленными "прожектами"(проектами), вроде постройки подземного
хода дома, каменного моста через пруд.

Вместо
настоящего чувства_у Манилова "приятная улыбка", вместо мысли _
какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности _ пустые мечты.

Другим
представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.

Это
"прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в полном
смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,развивая и углубляя
тему духовной гибели человека.

Деревенские
избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",барский дом
выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла негодность. А каков
хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не
то мужик, не то баба, в "неопределенном платье, похожем на женский
капот", таком рваном,  замасленном
и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного,
где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош".

Но не нищий
стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелецтысячи душ, у которого
кладовые, амбары и сушильни полны быливсякого добра. Однако все это добро
гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его
хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и
на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к
бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все
пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи",десятками числятся
в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем
подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему,
жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

У Плюшкина нет
никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещидля него дороже людей, в
которых он видит только мошенников и воров.

"И до
такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"_ восклицает
Гоголь.

Вся галерея
образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает
внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои
Гоголя _ не Онегины иПечорины, а то поместное дворянство, которое представлено
на балу у Лариных.

"Мертвым
душам" поэмы противопоставлены "живые" _ народ талантливый,
трудолюбивый, многострадальный.

С глубоким
чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он
видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и
одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и
дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево
,плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.

Но и в этой
социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о
способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы.

Крепостной
богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он и сходил с
топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.

Каретник Михей
создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог
поставить печь в любом доме.

Талантливый
сапожник Максим Телятников _ "что шилом кольнет, тои сапоги, что сапоги,
то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одногооброку приносил по
пятьсот рублей!".

Вот беглый
крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала егодуша гнета неволи, потянуло
его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной
пристани, подрядившись скупцами".

Но нелегко ему
ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь,
песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление
народа к другой жизни, к прекрасному будущему.

Горячая вера в
скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, дюбовь к родине, позволили
Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Химический состав молока
Реферат Анализ рынка ириса в России и г. Кирове
Реферат Османская империя. Становление бейлика
Реферат Психоаналіз як структуруючий чинник художньо-інтелектуальної системи Віктора Петрова-Домонтовича і осмислення суперечливих характерів постреволюційної доби
Реферат Progressive Era Essay Research Paper PhilipsUS History
Реферат Дисциплины обслуживания. Модель с приоритетами. Дисциплины обслуживания с приоритетами, зависящими от времени
Реферат Внешне экономические связи Республики Беларусь
Реферат Европейский Инвестиционный банк
Реферат Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
Реферат Ii спецификация на приобретение литературы для библиотечного отдела муниципального бюджетного учреждения Барабинского района Дворец культуры «Модерн»
Реферат Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории
Реферат Денежно-кредитная политика Центрального Банка России 2
Реферат Единство противоположностей: краткий анализ антиподальных пар на логическом уровне.
Реферат Изменение доминирующих методов психологии в генезе науки
Реферат Облік і аналіз фінансових результатів