Литературные
критики о произведениях Пушкина
«Что нового
в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»
«Душа сказала
мне давно:
Ты в мире
молнией промчишься!
Тебе всё
чувствовать дано,
Но жизнью ты не
насладишься.»
Веневитинов.
В. Г.
Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших
исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее,
следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». С этим суждением
остаётся только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой
взгляд, заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто
из писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько
вопросов. Другими словами, берутся за решение какой- либо одной - показать
глупость народной жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное
бытие народа и т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные
лирические отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому
почерпнуть из этого творения можно о- очень многое.
Начнём с
начала- сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не любовный
треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться! После прочтения
волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта штука- жизнь:
никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина наоборот- он потерял, а
лишь потом нашёл, но было поздно).
Пушкин очень
много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с многочисленными
балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где всегда весело и
шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то отчуждения, причём
делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на самом
деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают
и шутят - короче - город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть- чуть
приглядеться - там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно-
отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из стихотворения
Рылеева:
«С тяжкой
грустью, с чёрной думою
Я с тех пор
один брожу,
И могилою
угрюмою
Мир печальный
нахожу.
Всюду встречи
безотрадные!
Ищешь, суетный,
людей,
А встречаешь
трупы хладные
Иль
бессмысленных детей... »
Хотя, учитывая
мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее
«новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и воспитана
творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она приняла их в себя,
как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом, преображённом
виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к
божественным началам, и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит
гений. Его язык чертовски привлекателен. Где надо- там короткие, лаконичные
предложения (ибо «краткость - сестра таланта»); где необходимо дать полное
описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка,
обвешенная гирляндами прилагателных. Красота! И с её помощью Пушкин, как
человек, познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть
прилюбодеяния, мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые
возможности, которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо
ещё Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел немногих.»
В этом
произведении автор показал нам высокое знание античности и истории. А это, в
очередной раз, доказывает, что история учит многому: это ведь не книжный ум, а
жизненная школа, где в роли преподавателей выступают "великие мира
сего". К сожалению это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на
землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою смущаем во многих
хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за телесных недомоганий великих,
бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня я названия романа и имени
персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с низменными
действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для размышления» (вообще,
такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь пойдёт о Евгении.
Прочитал я
роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?» Может это
игра Пушкина- показать главного героя, этого «страдающего эгоиста», в начале с
одной точки зрения, потом с другой , а затем- с третьей? Или же настолько
глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд читателю? В жизни
ведь получается аналогично- у каждого есть свои закоулки души и, следовательно,
каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь,
что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не
доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как- то дико понимать,
что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо.
Вообще, читая
этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором смысле, это
произведение можно назвать философским. В своих философских отступлениях автор
показывает быт того времени, при этом даёт оценку, размышляет, пытается найти
ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих ответах находишь очень много
нового для себя. С чем- то можно согласиться, а с чем- то и поспорить.
Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного величайшего мастера пера, но
с учётом возможностей быстрорастущего гения нижеподписавшегося:
«Пересмотрел
всё очень строго:
Противоречий
очень много,
Но их исправить
не хочу.
Цензуре долг
свой заплачу,
И учительницам
на съеденье
Плоды трудов
своих отдам.
Иди же к
школьным берегам
Новорождённое
творенье,
И заслужи мне
славы дань:
Одни пятёрки,
шум и брань!»
P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет
не очень много. Не сочту за дерзость мысль о том, что брани совсем не
будет"
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/