Маяковский —
поэт большого общественного, социального темперамента
Взбурься,
баллад поэтовых тина.
Пойте теперь о
новом — пойте —
Демоне...
В. Маяковский
Первое
знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит бурно, с
возникновением множества вопросов, с каким-то негодованием даже. Почему? Трудно
найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию
Владимир Маяковский. Активная позиция борца, занятая поэтом, вступает в
непримиримое противоречие с отчуждением человеческой личности в условиях
общества. Свободный, раскованный человек выступает в поэзии Маяковского как
высшее мерило прекрасного на земле. Поэма "Облако в штанах" является
ярким примером выражения родства лирического героя с массами:
Жилы и мускулы
— мотив верней.
Нам ли
вымаливать милостей времени!
Мы — каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные
ремни!
Поэт большого
общественного, социального темперамента, Маяковский обладал чрезвычайно
развитым чувством личной ответственности за все, что происходит в
"буре-мире". Здесь пролегал внутренний нерв его творчества, отсюда
берут свое начало и сами эти необычные масштабы, пропорции ("Я и
Наполеон", "Маяковский векам"), постоянная тревога за судьбы
людей, готовность быть их глашатаем. В стихотворении "Весенний
вопрос" Маяковский признался:
Я, например,
считаюсь хорошим поэтом.
Ну, скажем,
могу доказать: "самогон — большое зло".
А что про это?
Чем про это?
Ну нет
совершенно никаких слов.
Читая первые
страницы "Про это", нельзя не почувствовать особой авторской
запальчивости. Маяковский явно спорит — о чем и с кем? Содержание поэмы не
оставляет сомнения, что борьба с "кучерявыми лириками" по-прежнему оставалась
актуальной. Без приверженности к "злобе дня" нельзя представить себе
Маяковского. Он обладал как бы двойным зрением и, постоянно взмывая ввысь,
толкуя о судьбах всего человечества, свободно беседуя "через хребты
веков" с далекими потомками, не упускал из поля своего наблюдения текущей
повседневности. В поэме "Облако в штанах" Маяковский успешно
реализовал сформулированную в одной из своих статей мысль: можно не писать о
войне, но надо писать войною. Его сила как поэта в том, что он сумел выделить в
жизни ростки нового и утверждающегося, взглянул на сегодняшний день из
"третьей действительности" . С появлением Маяковского в поэзии,
действительно, "случилось что-то огромное". Не просто пришел еще один
одаренный поэт — явился художник большой исторической миссии, особого
"переломного" значения. В нем все поражало: "язык улицы",
стремительный поток метафор, дерзкая широта замыслов, необычно активная роль
личного начала.
Чем же
определяется глубина и цельность поэзии Маяковского, что дарует ей долговечность?
Я думаю, что этим она обязана прежде всего высоте и значительности тех идеалов,
которые поэт отстаивал на протяжении всей жизни. Любовь и ненависть, лирика и
сатира в его творчестве порождены одним и тем же чувством — верой в то, что
будущее человечества прекрасно, и страстным стремлением приблизить его.
Маяковский никогда не отделял себя от народа, строящего новое общество. Шагнув
через "лирические томики", он обращался к миллионам читателей. Как
живой с живыми говорит он сегодня с "товарищами потомками" во всем
мире.
В поэзии XX
столетия нет другого поэта, который бы вызвал на себя такие потоки хвалы и
брани. Брань сопутствовала ему на всем, почти двадцатилетнем, творческом пути,
но уже при жизни молодое поколение увидело в Маяковском своего трубача и
запевалу. Таким он остался на всю жизнь. Он входит в нашу жизнь быстро
возгорающимся, неудержимым в страсти, деликатным, предупредительным,
трогательным и нежным в заботе о других. Грядущие люди! Кто вы? Вот — я, весь
боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! — обращается к нам
молодой Владимир Маяковский. Чтобы понять жизнь и личность поэта, прислушаемся
к его слову.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/