Лирический
герой А. Блока
Наивный
читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я
автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда
так. Ведь, например, А. Блок. Мы стараемся не видеть любовь, слезы, раскаянье
автора в его стихах, не его чувства. Но это ошибка!
Впервые
термин «лирический герой» был введен Ю. Н. Тыняновым, и именно о Блоке он
писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как
тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом
лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда,
и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она
предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила
постулированный образ…когда говорят о его поэзии, почти всегда невольно за
поэзией представляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство».
Но вся жизнь Блока – это его искусство. Его лирический герой не отстранен от
мира, и не идеален. Он – сам автор, такой, какой есть, или каким бы он хотел
себя видеть.
Блок
живет на стыке времен. Бурные события рубежа веков не могли не отразится в его
творчестве. Как известно «поэт в России больше чем поэт». Потому и бродит он по
полю Куликову, потому и хочет отыскать там ответы на свои вопросы:
Закат в
крови! Из сердца кровь струится.
Плачь,
сердце, плачь…
Покоя
нет! Степная кобылица
Несется
вскачь.
На поле
Куликовом. 1908
Степная
кобылица – Русь действительно мчится вскачь, кто сможет оседлать ее? Как
известно впоследствии Блок принял революцию и даже благословил (вспомним Иисуса
Христа впереди роты военных из поэмы «Двенадцать»). Но пока не зазвенели
литавры великого переворота, лирический герой – еще молодой человек, не
убеленный сединами переживаний о судьбах Родины, ищет любовь, и любовная
трагедия, измена, недосягаемость идеала кажутся ему самым ужасным, что может
случиться в жизни:
Моей ли
жалкой, слабой речи
Бороться
с пламенем твоим
На
рубеже безвестной встречи
С
началом близким и чужим.
Поиск
идеала – это лейтмотив блоковской лирики. Он ищет его повсюду. Идеал
недостижим, он знает это, но все равно, в глубине души, лелеет надежду на
встречу с ним. Он даже не знает ту «прекрасную даму», рассыпающую «кругом
жемчуга», он даже не ищет ее, он просто ждет и слагает ей гимны. Исцеляющее
одиночество, рождающее шедевры. Лирический герой избавлен от страданий, он не
мучается неизвестностью, он просто влюблен в идеал, в ту, которая и «терем зажжет»
и «отопрет ворота». Другой жизни лирический герой Блока не приемлет.
И весь
исполнен торжества,
Я упоен
великой тайной,
И
твердо знаю – не случайно
Сбывались
вещие слова.
И
Родина в стихах Блока такая же как Прекрасная дама: идеальная, святая. Его
герой не всегда понимает ее, не всегда осознает, что происходит, но, тем не
менее, он всегда стоит перед ней, преклонив колена, и принимает ее такой, какая
она есть. Всегда.
Да
ночные пути, роковые,
Развели
нас и вновь свели,
И опять
мы к тебе Россия,
Добрели
из чужой земли.
В
лирике Блока очень часто звучит слово «я», но это, быть может, литературный
прием. Мы, читатели, как бы видим все происходящее своими глазами. Мы даже уже
не смешиваем понятия «лирический герой» и «автор произведения», мы сами –
субъекты действия. Это мы слышим скрип отворяющихся дверей и свист ветра, это
вокруг нас водят хороводы русалки, это мы сами едем в этом поезде жизни:
В этом
поезде тысячью жизней цвели
Боль
разлуки, тревоги любви,
Сила,
юность, надежда… В закатной дали
Были
дымные тучи в крови.
На
протяжении всех стихов и поэм Блока лирический герой и для нас остается
недосягаемым идеалом. Мы недоумеваем: как же можно так сильно любить? Как же
можно в любой мелочи, в любой вещи видеть душу и смысл. Герой Блока просто
берет нас за руку и ведет в свой мир, чтобы научить так любить, и так верить, и
так жить.
Чтобы
звуки чуть тревожа
Легкой
музыкой земли,
Прозвучали,
потомили
Над
последним миром ложа
И в
иное увлекли…
Именно
в лирике Блока, и никого другого, создается наиболее полно иллюзия отсутствия
раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем
создании, как Бог в своем творении.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/