Образы
героев комедии “Горе от ума”
Успех “Горя от
ума”, появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик.
“Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет”, - так охарактеризовал сам
Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили
комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.
По словам
Пушкина, комедии “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова
наряду с первыми нашими поэтами”. В мировой литературе не много можно найти
произведений, которые, подобно "Горю от ума”, в короткий срок снискали бы
столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере
ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как
злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая
ставила своей главной задачей разработку “собственных богатств” (то есть
материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными,
не заемными средствами. Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический
конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с
окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в
кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия
крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения,
Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное,
характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух
мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
После
Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и
общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового -
нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение
вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной жизни” и воинствующими охранителями
ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”. Сам
Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину
(январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл
драматической коллизии, положенной в основу “Горя от ума”: "...в моей
комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек
разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает,
никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
И далее
Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более
обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это
общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса,
- Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком,
покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец,
голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого:
"Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это
станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать,
коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны,
покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив!
горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий".
Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все
повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к
нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно
объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов
рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в
течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени,
дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю
жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество
противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической
картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную
общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа
двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда -
необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в
той или иной мере Грибоедов коснулся в “Горе от ума” множества серьезнейших
вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую
эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о
положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших
судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и
независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его
патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской
чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах
просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и
отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти
такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не
произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах
русского общества, так и в лагере реакционеров.
Комедия с
могучей сатирической силой разоблачала "нравы” крепостников. Грибоедов
поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и
благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и
всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он
запечатлел в “Горе от ума” целую галерею человеческих портретов, которые в
совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик
крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и
лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Здесь, в этом
обществе, действовали “знатные негодяи” и мелкотравчатые подлецы, отъявленные
мошенники и “зловещие старухи”, ханжи и доносчики, объединенные, как круговой
порукой, непримиримой враждой к “свободной жизни”, к культуре, к просвещению, к
малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без
тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством
добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве”, а ученье
считала “чумой”, зловредным и огнеопасным изобретением “окаянных
вольтерьянцев”. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям
“минувшего века” - “века покорности и страха”. “Мораль” их была основана на
пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/