Герой и
антигерой в прозе XIX века
А главное, я
терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины. Благородная гордость.
Ф. М. Достоевский
Луначарский
писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы — огненная
река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей
внутренней правде...» Произведения Достоевского построены на сопоставлении
героев и антигероев, причем отрицательные характеры удаются автору лучше, чем
положительные, выглядящие ходульно, несколько надуманно и нереально. Действие
романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая
антикапиталистическая направленность его свидетельствует, что Достоевский тонко
чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х, когда
роман писался.
Изображая
судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о
поведении страдающей личности: пассивное смирение или непримиримое проклятие
всему несправедливому миру. Между двумя линиями романа — пассивного и активного
протестов — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его
антипод, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование.
Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это —
великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно
правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди —
лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится сначала на дочери откупщика,
присваивает себе ее состояние, а жену сживает со света. Вскоре он вторично
женится на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает, «обдирает»
и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на
воспитание в семью Ихменевых, чтобы полностью освободиться от любых
обязанностей.
Узнав о
миллионах Кати, князь прочит ее в жены Алеше. Деньги для Валковского — мера
всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления.
«Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни»,— цинично
заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над
высочайшими идеалами поэтов — надо всем, что не подвластно денежному интересу.
Князь уверяет, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит
глубочайший эгоизм». Такая сосредоточенность пороков в одном человека
понадобилась Достоевскому для того, чтобы наглядно изобразить поистине
сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.
Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен
рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный
и великодушный.
В этом герое
Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович —
писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных людей», а отзыв о
нем критика Б.— отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича. Но Иван
Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно
влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити
весьма разветвленного сюжета произведения. Как рассказчик, Иван Петрович
«является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий,— пишет Добролюбов.— К
нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее
мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним
свое сердце, нему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветре «ость и
раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши чтобы поговорить с ним о любви
Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец,
сам князь... напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего
характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает».
Такая роль
героя вполне оправдана писательской профессией и гуманной натурой, напоминающей
самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дае
известное представление об идейном конфликте середины века между добром и злом,
альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей
активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи
всем униженным и оскорбленным, он мучаете их скорбями и сочувствует их
страданиям.
Несколько иная
роль у него как у героя романа, полюбив шего Наташу. Создавая образ Ивана
Петровича, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма.
Герой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит р такой степени, что
он готов во имя счастья любимой уступить ее Алеше.
Достоевский
создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине,
где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить
этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость?
Добролюбов
считал, что «слабость». Он писал, что «если этт романтические самоотверженцы
точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи
чувства! А эта людей показывали еще нам как идеал чего-то!». В резко
отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов,
когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов.
Сам же писатель
видит в поведена своего героя признак силы духа, умение человека подняться ш
собственным эгоизмом и совершить благородный поступок — у троить счастье
ближнего. Поэтому Достоевский искренне видит нечто идеальное в поступках Ивана
Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и
оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились
признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально
сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору
ярко выделить героев и антигероев. Это произведение имело огромное влияние на
всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к
тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности,
к воспитанию подлинного благородства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/