Матрена
Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
"Крестьянка"
подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в
разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а управитель при смерти".
Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых
растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и
бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая
созидательная и жизнеутверждающая стихия:
Легко вздохнули
странники:
Им после дворни
ноющей
Красива
показалася
Здоровая,
поющая
Толпа жнецов и
жниц...
В центре этой
толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает
перед странниками Матрена Тимофеевна:
Осанистая
женщина,
Широкая и
плотная,
Лет тридцати
осьми.
Красива; волос
с проседью,
Глаза большие,
строгие,
Ресницы
богатейшие,
Сурова и
смугла.
На ней рубаха
белая,
Да сарафан
коротенький,
Да серп через
плечо.
Воссоздается
тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской полосы, наделенный
сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства.
Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны
подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где
большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась
не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за
судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский
характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои
собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим
для народной эпопеи законам эпического повествования. "Крестьянка",-
замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица.
Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны
– это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет
песни, не изобретенные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая
фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических
образах и мотивах.
Уже первая
глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы
совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства.
Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются", "Спасибо
жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на
подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена
Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом
множестве.
Вторая же глава
прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются, опять-таки
песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до
пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой.
Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее
личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.
Матрена
Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие
раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили
Некрасову "прибавить о положении солдатки".
Действительно,
образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во
всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина".
Так достигает
Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь
индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные
внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной
из них, часто развертывается в другой. В начале "Крестьянки"
раскрывается заявленная в "Помещике" тема дворянского оскудения.
Обозначенный в монологе попа рассказ о том, "какой ценой поповичем
священство покупается", подхватывается в описании детских и юношеских лет
Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/