"МАСТЕР
И МАРГАРИТА", ТЕМА ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИЯ В РОМАНЕ
В тумане
утреннем
неверными
шагами
Я шел к
таинственным
и чудным
берегам.
Вл. Соловьев
Любовь,
прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно
они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила
Булгакова они - смыс-лообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его
романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет
грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических
текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто
сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность
бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине
мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей
поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и
таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные,
никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Маргарита любит
Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает Дьявол - все это стало общим местом и
не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее
удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для
начала цитата: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете
йастоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный Язык!" Дело
в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги в расцвете их
земной жизни. Она поселяется в а" сердцах, и все последующее не к тому,
чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а
влюблев. ные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энер. гией
сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники
теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается
Мастер.
Булгаков не
находит места ненависти и отчаянию. Он смещдиэ но смех его не саркастичен, а
исполнен такого юмора, которым ода. наково сподручно осмеивать дураков и умных.
Вся ненависть д месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в
затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть,
а обыкновенное веселое хулиганство.
"Любовь у
Булгакова всепоглощающа". Всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как
судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем
Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия
Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу, Писатель
показывает нам, своим читателям, что любовь земная, - это любовь небесная, что
меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь,
настигшая вас, возникшая "как убийца из-за угла", поражает в самое
сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и во все вечности, которые
нам сужд пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, то которую
выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий
Пилат. Булгаков сумел проникнуть душу человека и увидел, что она то место, где
сходятся земля небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец мес
покоя и бессмертия: "Вот твой дом, вот твой вечный дом", - гoворит
Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу
до конца:
Смерть и Время
царят на земле,
- Ты владыками
их не зови;
Все, кружась,
исчезают во мгле,
Неподвижно лишь
солнце любви.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/