Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на рассказ В. П. Астафьева "Жизнь прожить"

Рецензия на
рассказ В. П. Астафьева "Жизнь прожить"

Трудно
представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича
Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство
людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой,
первозданностью, естественностью. Не может оставить равнодушным читателя
рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине
восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы.
Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как
величайшем зле для земли и человека.

Само название
произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он
оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте
дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. "Люди! Люди! -
напоминает вроде бы желтым просверком береза. - Осень скоро... Пора бы и
оглянуться, задуматься... " Затем автор, размышляя, предостерегает от
черствости, ожесточения души: "Не вникая в жизнь ближнего своего, не
разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль... И не утратим ли
мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?"

Композиционно
повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В основе
сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции рассказа автор
знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место рождения, возраст,
события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с
землей: кудри просвечены "ниточками седины, той августовской сквози, что
на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса". В портрете жены героя
Татьяны тоже чувствуется единение с природой: "зрачки... как солнышко в
дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету".

Речь героев,
полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а друга -
тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов
("руки отерпли", "не базлай"), просторечий
("дуреет", "брехня", "потрафлять"), погружает нас
в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения:
"жить-поживать", "легко ли сказка сказывается", "из-за
моря-окияна" - делают его исповедь народной и мелодичной.

Из
повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого
и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких
людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало
безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое, затрясет его что
осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька,
взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала
другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную
сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла
из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой.

Иван,
вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело
раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят" односельчане за
ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: "Все к ним
кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют понимать, сострадать
другим, Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует
прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в
детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто
стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана,
грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем.
В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам,
ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней, чем сама
дочь".

Соединением
просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В
описании городской семьи чувствуется авторская насмешка: "современно
однодетная" семья; "устряпанная работой, надсаженная властью, земными
благами и наслаждениями" мамуля; "вкушающая только сахар"
собачка "с блатной мордой".

Народный взгляд
на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы
стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек
сменился метелью, "солнце как очумелое", белый снег обезображен
человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает: "Светопреставленье!
Видно, и впрямь люди бога прогневали". Одно только словосочетание
"людской сор" приводит читателя в ужас. Страшна картина поля боя на
следующий день: "Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные,
друг на дружке". От этого вида Иван Тихонович "чуть умом не
сдвинулся". И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно
поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: "Неужто опять?
Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?.." Герой никогда не
смирится с войной. Все в нем, "что вложено в душу... восстает, протестует
и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против
преждевременной смерти". Над вопросом жизни и смерти его также заставляют
задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до
амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть "непременно выбирает
тех" кто посветлее, посовестливее".

В рассказе
автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и
мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской
гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по
Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу,
могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь
"в ранах вся тайга и земля"! И сам Енисей "утопили, широкой
лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали". Земля дана человеку
не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и
человек - единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже
Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного достоинства,
становится "размазней" в городе.

Ивану,
выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки, непонятно,
как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и боязно делается, как
подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне вырастут. Что у них в душе
поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего
помнить?"

В своем
произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает
читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с
бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно разрушить,
цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное самоубийство в мироздании,
но останется дух наш, который будет витать в безмерности времён, пространств,
искать приюта на какой-нибудь живой планете, чей-то живой душе".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.