Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Понятие о синтаксисе, пунктуации (из истории)

Понятие о
синтаксисе, пунктуации ( из истории ).
А)
Синтаксис.

Синтаксис как
раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные
части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Предложение -
это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически
организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью.

 В науке нет единого определения предложения,
наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки
русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане:

логическом.

психологическом.

формально -
грамматическом.

Представитель
первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами,
есть предложение» ( «Историческая грамматика русского языка», 1858г. ).

Сторонник
второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение:
«Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое
сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» (
«сказуемости» ) » ( «Синтаксис русского языка», 1912г. ).

Представитель
формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал
предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических
словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими
являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать
грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части,
грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» ( «О преподавании
грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной
школы», 1899г. ).
Б)
Пунктуация.

Пунктуацией
называется собрание правил постановки знаков препинания.

Основное
назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка
точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Вместе с тем
знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих
отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака
в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на
вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания.
Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем
или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит
средством выявления смысловых отношений между ними.

Русская
пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными
правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые
обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской
пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие,
тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.
Функцию знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ).

Различаются
знаки отделяющие ( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая,
точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две
запятые, два тире, скобки, кавычки ).
Сложное
предложение.

Сложное
предложение- это предложение, которое состоит из двух и более грамматических
основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного
предложения простые предложения называются его частями и представляют собой
смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например:

И битвы поле
роковое

Гремит, пылает
здесь и там,

Но явно счастье
боевое

Служить уж
начинает нам.

(А. Пушкин.)

Части сложного
предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или
тире.

Например:

Змея лежала под
колодой

И злилася на
целый свет;

У ней другого
чувства нет,

Как злиться:
создана уж так природой.

 (И. Крылов.)

Ещё напор - и враг бежит.

 (А. Пушкин.)
3. Основные
виды сложных предложений в русском языке.

В зависимости
от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные
предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и
бессоюзные.

Сложное
предложение.

Союзное.

Бессоюзные.

Сложносочинённые

Сложноподчинённые.

В
сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но,
да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как... так и, и др., а в
сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который,
чтобы, когда и др.

Части
сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от
другой:

Наступил
октябрь, и заметно похолодало.

Воздух дышит
весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Части сложноподчинённого
предложения неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой
(главной):

Заметно
похолодало, так как наступил октябрь.

В одном сложном
предложении могут быть разные виды связи:

Грохот и треск
несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это
ещё жив здесь хоть один человек.

(А. Толстой.)
Сложносочинённое
предложение.

Это такие
сложные предложения, части которых связаны между собой интонацией и
сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые
предложения делятся на три группы.
А)
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

В предложениях
с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или
последовательно.

Потом все
сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой
роман.

 (А. П. Чехов.)
Б)
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

В них
указывается на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из
двух или нескольких:

Иль чума меня
подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный
инвалид.
В)
Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

В предложениях
данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:

Однажды осенью
матушка варила в гостиной медовое варенье, а я , облизываясь, смотрел на
кипучие пенки.

 ( А. Пушкин.)

Сочинительные
союзы делятся на следующие разряды.

Соединительные:
и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ), не только - но и, как
- так и ;

Противительные:
а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );

Разделительные:
или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.
Сложноподчинённое
предложение.

Сложноподчинённое
предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими
придаточными частями.

Далее будут
рассмотрены только сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью.

Сложноподчинённым
называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной
части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной ).

Главная часть -
независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении
часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда,
потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется
придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в
придаточной части и связывают её с главной:

Запела птица
голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

О чём? ( А.
Ахматова. )
Основные
группы сложноподчинённых предложений.

I.  С придаточным определительным.

Придаточные
определительные относятся к имени существительному ( или местоимению главной
части ) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?

В главной части
придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов
который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

И Таня видит
дом пустой, где жил недавно наш герой.

 ( А. Пушкин. )

 какой?

Придаточные
определительные стоят всегда после определяемого слова.

II.
С придаточным изъяснительным.

Эти придаточные
предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части
сложноподчинённого предложения:

И, конечно,
брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.

О чём?

Придаточная
часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:

Что волки жадны
, всякий знает..

Что? ( И.
Крылов. )

Придаточные
изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

Печорин говорит
Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому  дикарю, он её зарежет или продаст’’.

( М. Ю.
Лермонтов.).

III.  С придаточными обстоятельственными.

С придаточными места.

 Где? куда? откуда?

[ там, туда,
оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).

Он выехал
оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

Откуда? ( А.Н.
Толстой.)

С придаточными времени.

 Когда? С каких пор? На сколько времени?

 [ тогда, до тех пор ], ( союзы: когда, пока,
лишь только,   как только, едва, в то
время как).

Покуда ночка
длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.

( Б. Окуджава.)

 Как долго?

С придаточными сравнительными.

Относятся ко
всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.

Отвечают на
вопрос: как?

Присоединяются
к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто,
подобно тому как, чем ... тем и др.

Стало мне вдруг
хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

 Как?

С придаточными образа действия и степени.

Они раскрывают
образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части
сложноподчинённого предложения.

В русской земле
столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.

 ( К. Паустовский. )

 Сколько? До какой степени?

Она знала жизнь
настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.

В какой
степени?

С придаточными цели.

Отвечают на
вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются
к главному предложению с помощью союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем
чтобы, затем чтобы и др.

Чтоб чем -
нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

Зачем?

С придаточными условия.

Указывают на
условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части.
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда ( = если ),
раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.

Коли парень ты
румяный, братец будешь нам названный..

При каком
условии?

С придаточными причины и следствия.

Придаточные
причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине? отчего?

Присоединяются
к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо,
благодаря тому что и др.

Так как встала
полная луна, то многие пошли гулять.

Почему? ( Л. Н.
Андреев.)

К придаточным
следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?

Придаточные
следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.

Вешние воды
прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду
жёлтые бабочки.

( Л. Н.
Толстой. )

 Что из этого следует?

С придаточными уступительными.

Они содержат
сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.

Отвечают на
вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части
предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и
др. и союзные слова - как, сколько и др.

Хоть будешь ты
ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.

 ( М. Лермонтов. )

 Несмотря на что?
Бессоюзные
сложные предложения.

Это такие
сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и
союзных слов.

В них менее
чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Интонация при
устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного
предложения.

 Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.

 Двоеточие. Тире. Запятая, точка с
запятой.  Перечисление.

а)
Перечисление.

Человек
внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.

( И. С.
Тургенев. )

б) Причина.

Жутко выйти на
дорогу: непонятная тревога под луной царит.

( А. Блок. )

в) Пояснение.

Всё это
значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.

г) Быстрая
смена событий.

Сыр выпал - и с
ним была плутовка такова.

( И. А.
Крылов.)

д)
Противопоставление.

Шестнадцать лет
служу - такого со мной не было.

( Л. Н.
Толстой. )

е) Вывод (
следствия ).

Любишь кататься
- люби и саночки возить.

( Пословица. )

ж) Время.

Пашню пашут -
руками не машут.

( Пословица. )
Список литературы

Современный русский язык. «Высшая школа»
Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.

Русский язык 9класс, под ред. «Дрофа».
Москва - 1999г. М. М. Разумовской.

Русский язык в школе, 1 2000г. Обобщение
знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.

Краткий справочник по русскому языку для
школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.