ПРИГОВОР
ПОТОМСТВА
Статья о
рассказе Н. Лескова "Тупейный художник"
...За зло и
вероломство
Тебе свой
приговор произнесет потомство.
К. Ф. Рылеев
Русская
литература во все времена и эпохи упорно и последовательно отыскивала в
действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей
честной, достойной человека жизни, живущих, как говорится, по правде. Из
древних веков пришла пословица: "Не стоит селение без праведника".
Главная отличительная
особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семеновича
Лескова заключается в том, что любимейшими, заветнейшими героями его
произведений были те, кого он называл "праведниками". Лесков твердо
верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые
гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в
людях честность и человеколюбие. "У нас не перевелись и не переведутся
праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они
есть", — писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых
идеей добра, справедливости и жертвенности. М. Горький, которому очень близки
были поиски Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Лесков, писал он, это
"писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах".
Николай
Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как
говорили о нем знакомые, отличался "глупым бессребреничеством".
Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла
настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось
оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем,
несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию "Шкотт и
Вилькенс". Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать
крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.
Впечатления от самых разнообразных встреч и наблюдений переполняли Лескова; его
письма к Шкотту, в которых он рассказывал о виденном и слышанном, не походили
на сухие деловые отчеты, это были художественные очерки. Эти письма прочитал
известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их "достойными
печати", а в их авторе "прочил писателя". С 1860 года Лесков
начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились
рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным
литератором.
Лесков пришел в
литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и
глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За
тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал
много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков,
статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской
жизни. "Он пронзил всю Русь", — сказал о Лескове М. Горький. Лесков
описывает беспросветную, тяжелую жизнь русских крестьян, быт уездного
купечества и мещанства, служителей церкви, чиновников. Он писал рассказы по
мотивам древних исторических преданий и по документам и воспоминаниям недавних
лет — царствований Александра I и Николая I. Особое место в творчестве Лескова
занимают образы русского трудового человека, умельца, творца: это иконописцы из
повести "Запечатленный ангел", ремесленник-портной из рассказа
"Штопальщик" и, наконец, тульский кузнец Левша. В них нашла
художественное воплощение вера писателя в творческие силы русского народа.
Лесков описывал
современную ему жизнь не с казовой стороны, а в настоящем ее виде, со всеми ее
противоречиями, не скрывая темных сторон. Поэтому его произведения не раз
вызывали неудовольствие светских и духовных властей, запрещались цензурой.
При жизни
Лесков не пользовался такой известностью, как, например, И. С. Тургенев или Ф.
М. Достоевский. Но наиболее проницательные современники предвидели его грядущую
славу: Л. Н. Толстой сказал, что Лесков — это "писатель будущего" и
что "его жизнь в литературе глубоко поучительна".
Большое влияние
оказал Лесков на последующее развитие русской литературы. А. П. Чехов называл
его своим любимым писателем и по свидетельству А. М. Горького, говорил, что
"многим обязан Лескову". Горький пишет: "На мое отношение к
жизни влияли каждый по-своему три писателя: Помяловский, Гл. Успенский и
Лесков". Горький называл Лескова "совершенно оригинальным явлением
русской литературы", "фантастически талантливым", он писал:
"Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими
творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев,
Гончаров".
Рассказ
"Тупейный художник" Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен
посвящением; "Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861
года" и эпиграфом: "Души их во благих водворятся". "Во
благих" — в переводе с церковнославянского на русский значит: "среди
святых, среди праведников". Посвящением и эпиграфом Лесков как бы
указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней
автора.
В
"Тупейном художнике" рассказывается о трагической любви крепостного
парикмахера-"тупейщика" Аркадия — "чувствительного; и смелого
молодого человека" и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую
владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей.
Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по
приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
Крепостной
театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 год, его постановки
отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные
преподаватели обучали крепостных актрис и актеров, Каменский приглашал для
участия в спектаклях вольных актеров, у него играл великий русский актер М. С.
Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами:
с бесправными рабами-актерами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей
и унижал на каждом шагу.
Еще до рассказа
Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о
том, как была погублена графом талантливая крепостная актриса, описал А. И.
Герцен в повести "Сорока воровка". Герцен в своем повествовании
строго следовал действительным фактам, изменив только имена действующих лиц.
Его повесть была написана во времена крепостного права и обличала его, она была
злободневным политическим документом.
Перед Лесковым,
когда он писал "Тупейного художника", стояла другая задача. Уже
двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники
разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но тем не менее
эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще
сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное —
они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших
владельцев крепостных душ.
"Тупейный
художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови
Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя —
любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.
В
"Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного
рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть
явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию,
переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный
художественный образ, который, не являясь точным изображением одного
какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего
ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не
просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей — он
изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает
черты народного эпоса.
Прежде всего
Лесков отказывается от точной датировки. "При котором именно из графов
Каменских процветали обе эти художественные натуры, я с точностью указать не
смею, — пишет он. — Графов Каменских известно три, и всех их орловские
старожилы называли "неслыханными тиранами". И в другом месте рассказа
замечает: "В каких именно было годах — точно не знаю, но случилось, что
через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай
Павлович)".
Для главного
замысла рассказа неважно, при каком Каменском служил Аркадий, в какое
царствование это было — крепостное право и крепостники, подобные графам
Каменским, были во все эти царствования, и Аркадия при любом из них ожидала та
же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой
эпохи.
Резко,
определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков
крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош,
через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же
"был еще собой хуже".
Совсем иными
предстают Аркадий и Любовь Онисимовна. Братья Каменские почти условные фигуры,
не изменяющиеся с начала до конца повествования. Аркадий и Люба, напротив,
полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и
окончательно складываются на протяжении рассказа.
Аркадий и Люба
предстают в рассказе в решительнейший момент своей жизни. Они поставлены перед
трудным выбором: подчиниться, перетерпеть унижение и продолжать жить покорными
рабами, как живут вокруг многие тысячи крепостных, или же восстать против
обычаев и законов, попирающих человеческое достоинство, хотя это и грозит им
почти неминуемыми "мучительствами" и гибелью. Они выбирают второй
путь.
И вот тут-то в
Аркадии и Любе начинают раскрываться скрытые доселе гордость, смелость,
решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг,
каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда
наступает жестокая расплата. Даже и тогда ни Аркадий, ни Люба не пожалели о
сделанном.
История,
рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо,
это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни.
Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба
раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы,
непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность
кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в
нравах эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и
третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег
удался. Беглецы стремились в "турецкий Хрущук", "куда, — как
объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского
бежали". "Турецким Хрущуком" крепостные графа Каменского
называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством
турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII—XIX веков переходивший из рук
в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов и
России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье,
об Ореховой земле и многих других "далеких землях". Но Лесков
сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных,
несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом
государстве.
Среди
антикрепостнических произведений русской художественной литературы
"Тупейный художник" Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по
художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает
одно из первых мест наряду с "Путешествием из Петербурга в Москву" А.
Н. Радищева, "Записками охотника" И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами
Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать "приговором
потомства" крепостнической России.
Список
литературы
Вл. Муравьев.
Приговор потомства.