Роман А. С.
Пушкина "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни"
Примерный
текст сочинения
Открывая
страницы романа "Евгений Онегин", погружаешься в неповторимый мир
пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь
надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев
"о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и
единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным
образом та далекая эпоха становится близкой и понятной.
Знакомство с
одним обычным днем Онегина дает представление о том, как проводили время
молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. День героя вроде бы насыщен
до предела.
Бывало, он еще
в постеле:
К нему
записочки несут.
Что?
Приглашенья? В самом деле
Три дома на
вечер зовут...
Чем же
заполнена жизнь Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном
ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается
"Петербург неугомонный".
Встает купец,
идет разносчик,
На биржу
тянется извозчик,
С кувшином
охтенка спешит...
Значит, жизнь
столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном
измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей,
собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное оставление о высшем
петербургском свете.
Тут был,
однако, цвет столицы,
И знать, и моды
образцы,
Везде
встречаемые лица,
Необходимые
глупцы;
Тут были дамы
пожилые
В чепцах и
розах, с виду злые,
Тут было
несколько девиц,
Не улыбающихся
лиц...
Меткая и точная
характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в
этих людях главное — чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как
следствие, — убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится
понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны,
которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.
Московское
дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется
проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую
"развозят по родственным обедам", чувствует себя бесконечно одинокой
и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:
Татьяна
вслушаться желает
В беседы, общий
разговор,
Но всех в
гостиной занимает
Такой
бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так
бледно, равнодушно;
Они клевещут
даже скучно...
Значит,
бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни
московских дворян становятся основой их характеристики. Еще более усиливается
убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных
помещиков. Это, например, дядя Онегина, который "лет сорок с ключницей
бранился, смотрел в окно и мух давил". Таков и отец Татьяны, добродушный
лентяй, который "в халате ел и пил и умер в час перед обедом". Но
все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие
сатирические краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и
естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и
обычаям.
Они хранили в
жизни мирной
Привычки милой
старины;
У них на
масленице жирной
Водились
русские блины;
Два раза в год
они говели,
Любили русские
качели,
Подблюдны
песни, хоровод...
Не случайно
самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к
русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в
народной морали, ведь ее воспитывал не француженка-гувернантка, а крепостная
няня. Недаром, охваченная любовью к Онегину, пушкинская героиня открывает душу
этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда
читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на
разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть,
разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тринадцать лет, и
влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе "Филипьевны
седой" звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято
даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне,
которую поют дворовые девушки, "сбирая ягоду в кустах", в сказках,
поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе
картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный
колорит.
Но чарующая
красота "прелестного уголка", "где скучал Евгений", не
находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской
глуши — его преследует модная и опасная болезнь века — хандра. Причина ее
коренится в том, что лучшие качества Онегина — "резкий, охлажденный
ум", наблюдательность, гуманность, порядочность — остаются
невостребованными. Ему невыносима скука петербургских салонов и примитивные
интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его
симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься
над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина,
которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой
другого, так как он больше всего ценил "вольность и покой". Попытка
заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо "труд упорный ему
был тошен". Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда
"ярем он барщины старинной оброком легким заменил", тоже не могут
принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного
рабства в России.
Но проблема
умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на
образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много
привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно
выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства.
Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским,
историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским
питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов,
экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и
оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна,
ставшая "равнодушною княгиней", "законодательницей зал".
Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:
...Сейчас
отдать я рада
Всю эту ветошь
маскарада,
Весь этот
блеск, и шум, и чад
За полку книг,
за дикий сад,
За наше бедное
жилище...
Может быть, эти
самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают
Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от
любимого человека.
Таким образом,
пушкинский роман не только познакомил нас с судьбами героев, но и заставил
задуматься над теми вечными проблемами, которые существуют в любое время. Он
легко и свободно перенес нас почти на два столетия назад. И как в зеркале,
предстала эпоха 20-х годов XIX века во всех ее проявлениях.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/