Реферат по предмету "Литература и русский язык"


В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок"?

В чем смысл
названия повести А. И. Куприна "Поединок"?
Примерный
текст сочинения

Когда
закрываешь последнюю страницу повести Куприна "Поединок", возникает
ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта
по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика
Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и
буднично обрывается жизнь юного, чистого и честного человека.

Внешняя канва
повести вроде бы объясняет причину этой трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к
замужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность
мужа и его желание защитить свою поруганную честь. Но к этой любви
примешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась
заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала
его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что гибель Ромашова
предопределена теми событиями, которые происходят в повести. Этому способствует
общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, которая характеризует
офицерскую среду.

Значит, слово
"поединок" является выражением конфликта, между общечеловеческими
нравственными нормами и беспределом, который творится в армии.

Юный подпоручик
Ромашов приезжает на место службы с надеждой найти здесь свое призвание,
встретить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную
офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется,
средний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем
лице. Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое
вызывает в нем чувство протеста против окружающего уклада армейской жизни. В
начале повести этот протест выражается в робкой попытке Ромашова высказать свое
несогласие с общим мнением сослуживцев, одобряющих дикие поступки пьяного
корнета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, застрелившего, "как
собаку", штатского, который посмел сделать ему замечание. Но его сбивчивая
речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с
шашкой на безоружного, вызывает лишь снисходительную ответную реплику, в
которой сквозит плохо скрытое презрение к этому "фендрику",
"институтке". Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди
сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодолеть ее. Он втайне восхищается
удалью и силой Бек-Агамалова, пытаясь стать похожим на него. Однако врожденные
доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед
грозным полковником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не
знает русского языка, расценивается как грубое нарушение воинской дисциплины,
которая оказывается несовместимой с принципами гуманности и человечности.

Вообще в
повести Куприна много "жестоких" сцен, рисующих унижение
человеческого достоинства. Они характерны прежде всего для солдатской среды,
среди которой особенно выделяется обезумевший, замордованный солдат Хлебников,
пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истязаниям.
Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов тем не менее не
может спасти его. Встреча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувствовать
себя изгоем в офицерской среде.

В представлении
героя постепенно выстраивается целая шкала унижений, когда генерал грубо
обращается с командиром полка, тот в свою очередь унижает офицеров, а те —
солдат. На этих покорных, бессловесных существах офицеры вымещают всю свою
злость, тоску от бессмысленности, идиотизма армейских будней и досуга. Но герои
купринской повести вовсе не отпетые негодяи, почти в каждом из них есть
какие-то проблески человечности. Например, полковник Шульгович, грубо и резко
отчитав офицера, растратившего казенные деньги, тут же помогает ему. Значит, в
общем-то, неплохие люди в условиях произвола, насилия и беспробудного пьянства
теряют человеческий облик. Это еще сильнее оттеняет глубину нравственного
падения офицерства в разлагающейся царской армии.

Образ Ромашова
дается писателем в динамике, развитии. Автор показывает в повести духовный рост
героя, который проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу
офицеров, которое командир полка называет "целой семьей". Ромашов уже
не дорожит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас.
Кроме того, теперь он не робко и сбивчиво, как раньше, а ясно и твердо
высказывает свои убеждения: "Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека,
который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к
лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это
стыдно". Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьянстве или в
пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и
силу характера. Может быть, в душе Юрия Алексеевича тоже совершается поединок,
в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем
возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жестокости и
полнейшей духовной опустошенности, пропитавших всю армию.

И в этом
бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное
стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя
сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к
совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с
гнетущей обстановкой, приспособившихся к ней. Да, и в них иногда прорывается
тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплеском злобы,
раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого
нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однообразие,
идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы,
чтобы противостоять ей. Из этого нравственного тупика возможен для него только
один выход — смерть.

Повествуя о
судьбе своего героя, его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель
показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской
действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.

Таким образом,
название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и
гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл
названия повести А. И. Куприна "Поединок".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.