Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Столичное и
поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Примерный
текст сочинения

В романе
"Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины
русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой,
движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу
каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы,
прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают,
разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и
та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение
в романе.

В первой главе
романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный
день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же
"однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских
аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся
развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после
убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в
привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с
Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной
гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно
встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и
"перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и
пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не
улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в
которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по
строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица,
как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей,
холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в
словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин,
пышность эта,

Постылой жизни
мишура,

Мои успехи в
вихре света,

Мой модный дом
и вечера,

Что в них?
Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь
маскарада,

Весь этот
блеск, и шум, и чад

За полку книг,
за дикий сад,

За наше бедное
жилище...

Та же
праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят
Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет
московского барства:

Но в них не
видно перемены,

Все в них на
старый образец:

У тетушки
княжны Елены

Все тот же
тюлевый чепец;

Все белится
Лукерья Львовна,

Все то же лжет
Любовь Петровна,

Иван Петрович
так же глуп,

Семен Петрович
так же скуп...

В этом описании
обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их
неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в
своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры,
которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна
вслушаться желает

В беседы, в
общий разговор;

Но всех в
гостиной занимает

Такой
бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так
бледно, равнодушно;

Они клевещут
даже скучно...

В шумном
московском свете задают тон "франты записные", "гусары
отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре
музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего
содержания.

Неоднозначно
отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство
Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проникнуто мягким,
добродушным юмором.

Они хранили в
жизни мирной

Привычки милой
старины;

У них на
масленице жирной

Водились
русские блины;

Два раза в год
они говели,

Любили русские
качели,

Подблюдны
песни, хоровод...

Авторскую
симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным
обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует
патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга
определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая
проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и
бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны?
Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил"
и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши
жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в
окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет
энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее
духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной
сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы
видим в романе.

Она езжала по
работам,

Солила на зиму
грибы,

Вела расходы,
брила лбы,

Ходила в баню
по субботам,

Служанок била
осердясь —

Все это мужа не
спросясь.

Сцена именин
Татьяны позволила автору дать точную и емкую характеристику деревенских
помещиков с их поразительным убожеством интересов, подавляюще однообразным
существованием.

С своей
супругою дородной

Приехал толстый
Пустяков;

Гвоздин, хозяин
превосходный,

Владелец нищих
мужиков...

Эти герои
настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может
заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются
поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне".
Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий
мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих
чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в
привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете,
прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не
принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их
конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако,
порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья
стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое
и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в
мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных
социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ветеринарно-лечебная деятельность земств
Реферат Кассационная инстанция
Реферат Школа в годы войны
Реферат Цветные металлы классификация области применения Металлические проводниковые и полупроводниковые
Реферат Роль образно-выразительных средств русского языка в текстах различных функциональных стилей
Реферат А моя знакомая, очень близкий мне человек, может быть, чтобы помочь мне держаться на плаву, много раз после наших бесед говорила: Пиши, кому-нибудь пригодит­ся
Реферат Управление издержками обращения предприятия на примере ООО Компания Вита
Реферат Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций в сфере туризма
Реферат Егоров, Александр Ильич
Реферат Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии
Реферат Россияне - лауреаты Нобелевской премии по литературе (И.Бунин и Б.Пастернак)
Реферат Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева
Реферат Карьера: индивидуальный план развития
Реферат Умение анализировать и обобщать практические и теоретические положения в области организации производства на промышленном предприятии
Реферат Ваз, Иосиф