Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии

А. С. Пушкин
о роли и назначении поэта и поэзии
Примерный
текст сочинения

Пожалуй, один
из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это
осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия
людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать
поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему
нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт
задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова,
кому дается "судьбой витийства грозный дар".

Свое
представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении
"Пророк". Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь
полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные
раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом
обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что
он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо
изменить. Именно к такому человеку, который "духовной жаждою томим",
является посланник Бога — "шестикрылый серафим". Пушкин подробно и
детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка,
какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он
должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И
этими качествами наделяет его "шестикрылый серафим", прикасаясь к
нему "перстами легкими, как сон". Но такие осторожные нежные движения
открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба
содроганье,

И горний
ангелов полет,

И гад морских
подводный ход,

И дольней лозы
прозябанье.

Нужно обладать
немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира.
Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то
теперь к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам
моим приник

И вырвал
грешный мой язык,

И празднословный,
и лукавый,

И жало мудрыя
змеи

В уста замершие
мои

Вложил десницею
кровавой.

Значит, новое
приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не
случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий,
ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное,
протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому
страданию.

Может ли поэт
стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью?
Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно
может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и
благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое
действие, вложив в рассеченную грудь поэта "угль, пылающий огнем".
Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и
смысл жизни.

И бога глас ко
мне воззвал:

"Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею
моей

И, обходя моря
и земли,

Глаголом жги
сердца людей".

Таким образом,
поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она
является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы
добра, справедливости и любви.

Вся творческая
жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая
вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его
свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество
и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении "Арион",
воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

...В тишине

На руль
склонясь, наш кормщик умный

В молчанье
правил грузный челн;

А я — беспечной
веры полн —

Пловцам я
пел...

Несмотря на
гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной
миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. "Я гимны прежние
пою", — заявляет он в стихотворении.

В поздних
произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни,
о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог
своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В
стихотворении "Памятник", написанном в 1836 году, Пушкин выражает
уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие
дает поэту созданный им самим "памятник нерукотворный", потому что он
всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду
тем любезен я народу,

Что чувства
добрые я лирой пробуждал,

Что в мой
жестокий век восславил я свободу

И милость к
падшим призывал.

В этих строчках
Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою
основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту,
милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с
гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище,
учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна
преобразовать мир.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.