Особенности композиции
рассказа Чехова «Ионыч»
Мастерство Чехова -
рассказчика особенно проявляется в композиции «Ионыча»
Композиция рассказа
подчиняется одной общей цели — показать постепенное духовное обнищание героя и
убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на
протяжении нескольких страниц? Чехов добивается этого следующими
художественными средствами.
Прежде всего
постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие
компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета
исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией образа героя. Пока
Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вёл споры и
разговаривал с окружающими. Для характеристики его настроений нужен был и
пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование любви, переживаемой героем, и
диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний. По мере того как круг интересов
Старцева суживается, яркие краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в
угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в
произведении.
Так как, по словам
Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду», автор, изображая
многолетний процесс морального падения героя, расставляет на жизненном пути
героя только основные вехи. Мы узнаём, что первое путешествие в город Старцев
совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей и, наконец, на тройке с
бубенчиками, с раскормленным кучером на козлах, который кричит: «Пррава держи!»
Промежуток между этими вехами автор не заполняет ничем, да это и не нужно: рост
материального благополучия и огрубения героя обрисован уже предельно выразительно
несколькими характерными штрихами.
Следует обратить
внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа.
Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает.
Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города. Достигается
это следующим художественным приёмом: автор знакомит нас с «самой образованной
и талантливой семьёй» в городе — семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание
жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Внешне красивая,
жизнь Туркиных оказывается до ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные
романы, незадачливая дочь её играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево
оригинальничать и плоско острить. Но «если самые талантливые люди во всём
городе так бездарны, то каков же должен быть
город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru