Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Развитие идей Ф. де Соссюра

Развитие идей Ф. де Соссюра

Одним из наиболее видных учёных, продолжавших работу по
проблемам ''Курса'' был специалист по общему и романскому языкознанию датчанин
Вигго Брёндаль. К 1939 году структурализм занял прочные позиции в мировом
языкознании, и стали достаточно ясны его основные черты, противостоящие
лингвистике предшествующей эпохи – младограмматизму. Статья Брёндаля ''Структуральная
лингвистика'' интересна чётким суммированием основных черт и подходов в
изучении языка.

Во-первых, автор замечает исторический характер науки 19 в., и
историческую необходимость появления идей Соссюра, в особенности понятий
синхронии и структуры. Он выделяет внутри синхронии ещё два элемента –
статический и динамический. Однако возможно и другое понимание синхронии,
согласно двоякому взгляду Соссюра на эту проблему – выделение ахронии и
панхронии – факторы общечеловеческие, стойко действующие на протяжении истории
и дающие о себе знать в строе языка.

Во-вторых, наука 19 в. была чисто позитивистской. Учёные
интересовались только фактами, даже мельчайшими, забыв про теоретический
подход. В 20 в. структурализм включает в себя понятие структуры, избегая трудностей
узкого позитивизма. Брёндаль приходит к выводу, что каждая наука должна
обладать структурой и быть системной.

В-третьих, наука 19 в. законополагающая. Закон занимает в ней
центральное место, он имеет абсолютный характер – не имеет исключений и содержит
истинные законы лингвистики, непосредственно отображает действительность. В
лингвистике 20 в. стараются не приписывать такую значимость отдельным законам:
''Изолированный закон имеет только относительную и предварительную ценность.
Закон, даже общий, не что иное как средство для понимания, для объяснения
изучаемого предмета.'' Центральное место занимает модель, которая как=то
отражает действительность, но не столь непосредственно, как полагали
младограмматики.

В-четвёртых, позитивистская лингвистика считала, что
''единственно ценным методом является метод индукции.  ''Опыт и экспериментирование покоятся на гипотезах, на начатках
анализа, абстракции и обобщения, следовательно, индукция есть не то иное, как
замаскированная дедукция''. Наука 20 века это доказала и основывается на
дедукции.

В-пятых, во многом под влиянием общенаучной парадигмы своего
времени лингвистика 19 в. считала, что ''всякий язык постоянно изменяется,
эволюционирует'', изменения в языке рассматривались как непрерывные.
Лингвистика 20 в. учитывает прерывистые изменения и резкие скачки из одного
состояния в другое. Сравнивая две научные парадигмы в языкознании, Брёндаль
отдаёт предпочтение новой, позволяющей более правильно и адекватно понимать
природу языка.

Алан Гардинер (1879-1963). Английский учёный-египтолог, также
занимавшийся работами Соссюра. Он уточняет и делает точку зрения своего
предшественника более последовательной. Он не считал, что язык это система
чистых отношений; что противопоставление индивидуального и коллективного
основополагающее, так как язык может быть и тем, и другим. Гардинер
соглашается, что язык – это объективная реальность, хранящаяся в мозгу: ''…
язык-собрание лингвистических привычек''. Противопоставленная языку речь –
обыкновенный текст. Язык содержится в речи и может быть вычленен из неё. Речь –
кратковременная, исторически неповторимая деятельность, использующая слова.
Гардинер считал предложения сами по себе относящимися к речи. К языку относятся
слова, из которых состоят предложения и ''общие схемы, лингвистические
модели''. Гардинер признаёт принадлежность языку таких комбинаций слов,
''которые язык так тесно сплотил вместе, что невозможны никакие варианты их'',
- то есть фразеологизмов. Однако, согласно психологическим основам
лингвистических традиций, именно слова, их устойчивые сочетания и модели
предложений хранятся в мозгу, а предложения каждый раз создаются заново.

Идеи Гардинера оказали влияние на ряд языковедов, на Брёнделя
и Карла Бюлера, немецкого психолога и лингвиста. Его наиболее известная  работа называлась ''Теория языка''. В книге
учёный пытался рассмотреть очень широкий круг вопросов, но не создал
собственной теории. Например, говоря о принципах науки о языке, Бюлер высказал
лишь некоторые элементы теории, однако, несомненно важные. Испытав влияние
Соссюра, он стремился уточнить и сделать более последовательными идеи
известного швейцарца.

В основу его идей Бюлер положил аксиоматический метод, который
он позаимствовал у математика Д. Гильберта. Бюлер впервые применил его к
лингвистике. Бюлер выдвигает 4 аксиомы. 2 из них основываются на мыслях его
предшественников, а другие 2 представляют собой оригинальный подход к наследию
Соссюра.

- Первая аксиома. Предлагается ''модель языка как органона
(собрание правил или принципов научного исследования)''. Бюлер понимает язык
как нечто находящееся в центре условного пространства, а с трёх сторон от него
находятся: предметы и ситуации; отправитель; получатель. Следовательно, имеется
3 смысловых отношения: репрезентация, экспрессия, апелляция. Сложный языковой
знак обладает 3 семантическими функциями: символ в силу своей соотнесённости с
предметом и положением дел; симптом в силу своей зависимости от отправителя,
внутреннее состояние которое он выражает; сигнал в силу своего обращения к
слушателю, чьим поведением или внутренним состоянием он управляет.
Репрезентация, экспрессия, апелляция – семантические понятия. Разные знаки
нацелены на разные функции: в научных текстах – на репрезентацию, в командах –
на апелляцию и т.д. Но в каждом знаке можно выделить все три функции. Это
разграничение функций и типов знаков стало наиболее известным пунктом концепции
Бюлера – раньше знак имел только репрезентативную функцию. Выделение двух
других в качестве равноправных повлияло на изучение модальных элементов языка,
форм обращения к собеседнику…

-   Вторая аксиома
говорит о знаковой природе языка.

- Третья аксиома связана с кругом вопросов, касающихся
выделения языка и речи. Концепцию Соссюра, которая противопоставляла язык и
речь Бюлер считал недостаточной, предлагая выделять четыре понятия: речевое
действие, языковое произведение, речевой акт и речевую структуру. Эти понятия
противопоставлены по 2 признакам: речевое действие и речевой акт соотнесены с
субъектом, языковое произведение и структура отвлечены от него; формализация:
речевое действие и языковое произведение находятся на низшей ступени
формализации, речевой акт и языковая структура – на высшей.

- Четвёртая аксиома выделяет 2 основные единицы языка, не
совпадающие по свойствам: слово и предложение. И, соответственно, 2 типа
языковых структур.

Основная мысль книги такова – языковая структура в наибольшей
степени соответствует языку в соссюровском смысле. Всё то, что имеют в виду
говоря о речи, соотносится с речевыми действиями. Но те же речевые действия, взятые
в отвлечении от условий произнесения и личности говорящего, относятся к
языковым произведениям. Непонятно, что подразумевается под термином ''речевой
акт'', но видимо автор хотел выразить уточнение значения той или иной языковой
единицы в результате его соотнесения с действительностью. Обобщённое значение
знака, не зависящее от контекста, относится к языковой структуре, а точнее – к
речевому акту.

Книга Бюлера, из-за пересечения проблем лингвистики,
философии, психологии,  оказала влияние
как на  философов, так и на лингвистов.
Роман Якобсон говорил, что эта книга, пожалуй, самый ценный вклад психологии в
лингвистику. Однако, по ряду причин, она оставалась в тени, в основном из-за
невостребованности изложенных в книге идей в то время.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


 

 

 

Список используемой литературы:

 

Кондрашов Н.А. ''История лингвистических учений''.

Алпатов В. М. ''История лингвистических учений''

Сусов И. П. ''История языкознания''  Тверь Тверской гос. ун-т, 1999.

Березин Ф. М.  История
лингвистических учений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация нотариального дела
Реферат Деятельность Букей-хана
Реферат Билеты по разновидностям права + нотариату
Реферат Соотношение понятий культура и цивилизация в концепции циклических круговоротов О Шпенглера
Реферат Финансовый анализ и деятельность страховой компании
Реферат Товароведная характеристика муки пшеничной и ржаной
Реферат Мировая политика и глобальные проблемы современности
Реферат Средневековая Япония
Реферат Galileo Galilei Essay Research Paper Galileo Galilei15641642Galileo
Реферат Учет и организация безналичных расчетов в кредитных организациях
Реферат Гострий інфаркт міокарда ускладнений гострою лівошлуночковою недостатністю клініко патогенетичні
Реферат The Use Of Force Essay Research Paper
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО "Таганрогский автомобильный завод"
Реферат Blanket Purchase Agreements Essay Research Paper New
Реферат Сравнительный анализ определения кредитоспособности предприятия-заёмщика