Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тоталитаризм в изображении Ю.Домбровского: "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей"

ВАКХАНАЛИЯ
ЗЛА

(ТОТАЛИТАРИЗМ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ю. ДОМБРОВСКОГО:
«ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ», «ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ»)

Юрий
Домбровский — автор романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных
вещей» (1978), которые часто называют «дилогией свободы».

В самом
деле, в образе внешне незаметного, но внутренне несгибаемого музейного
работника Георгия Зыбина писатель показал личность, бесстрашно бросившую вызов
тоталитарной системе и сумевшей отстоять свое человеческое достоинство. Более
того, Ю. Домбровскому удалось воссоздать широкомасштабную, многомерную,
объемную картину деспотии, изнутри вскрыть изощренный механизм бытования зла,
обнажить его изнаночную потаенную мерзость.

В его дилогии государственная машина насилия и
подавления имеет четкую структуру. Наверху этой гигантской пирамиды находится
сам «хозяин», чей образ непосредственно включен в романное действие. Именно к
нему — Сталину — устремляются волнующие Зыбина мысли, именно с ним хранитель
музея, ставший зэком, ведет во сне до предела накаленный страстями спор о добре
и зле, о правде и несправедливости, о прекрасных целях и средствах их
достижения.

Писатель в
деталях воссоздает атмосферу невиданного страха, нагнетаемого сталинской
машиной насилия, охватившего всю страну, проникшего в общественную и в личную
жизнь людей. «В мире сейчас ходит великий страх. Все всею боятся. Всем важно
только одно:

высидеть и
переждать».

В романе
«Хранитель древностей» Домбровский сравнивает

давление
страха с силой невиданного по размерам удава, которыи становится символом
удушения народа. В романе «Факультет ненужных вещей» возникает такой же
выразительный образ мертвой рощи с бесчисленными «трупами деревьев», задушенных
«гибкой, хваткой, хлесткой змеей-повиликой»: «В этом лесу было что-то сродное
избушке на курьих ножках, или кладу Кощея, или полю, усеянному мертвыми
костями».

По мере
развития повествования зло все более сгущается и вместе с тем конкретизируется.
И вот перед нами здание управления НКВД — сумрачное строение на площади,
убивающее «своей однотонностью, безысходностью и мертвой хваткой», намертво
зажимающее собой «целый квартал».

Так
постепенно писатель подводит читателя к описанию гигантской машины
тоталитаризма, в своей смертоносной утробе перемалывающей миллионы безвинных
людей, таких, например, как главный герой дилогии Зыбин. «Вот он попал в
машину, колесо завертелось, загудело, заработало, и нет уже ни входа, ни
исхода. И ничего больше не имеет значения. Ни ложь, ни правда, ни стойкость, ни
мужество — ничего! Нелепый случай его отметил, а остальное доделают люди, к
этому призванные и приставленные».

Запущенный
Сталиным зловещий механизм функционирует во всем обществе, действует на разных
уровнях, даже на уровне детского сознания. Писатель вводит в повествование
фигуру Георгия Эйдинова, школьника-подростка, стукача и доносчика, которого
«бедные педагоги» боялись больше, чем ученики.

Воплощением
зла и разрушения на более высокой стадии выступает в «Факультете ненужных
вещей» машина ОСО (Особого совешания), демонстрирующего правовой произвол,
несправедливость и безответственность. «... Человек там осуждается без судей,
без статей, без свидетелей, без следствия, без приговора, без обжалования.
Слушали — постановили! Литера ему в зубы! И все!»

На службу
тоталитаризму была поставлена даже самая гуманная наука — медицина. Ее
«блестящим» завоеванием явился научный метод переливания трупной крови. Суть
его заключалась в выкачивании крови из, погибших зэков, приобретшем
организованный, массовый характер. Тоталитарная система, таким образом,
становилась вампиром, вурдалаком, высасывающим кровь из собственного народа. И
самое страшное здесь заключается в том, что государственный вампиризм
осуществлялся под маской невинности, милосердия и добродетели. Автором идеи
переливания трупной крови стала женщина-врач, которую Зыбин мысленно окрестил
«Березка»: «У нее были прозрачные голубые глаза и белые, коротко остриженные
волосы. Она была проста, скромна, никогда не говорил а ни о чем постороннем» и
ассоциировалась в воображении зэка с невинным «солнечным зайчиком».

Как уже
было сказано, машина подавления и уничтожения направлялась опытной рукой. Но в
отличие от многих писателей и публицистов Ю. Домбровский не сосредоточивает
внимание на отрицательных качествах Сталина, а пишет об общем понижении уровня
«мирового добра», о массовом «оподлении» людей. Концепция Домбровского созвучна
позиции А. Твардовского:

О людях
речь идет, а люди Богов не сами ли творят!

Эта,
казалось бы, бесхитростная в своей простоте мысль поэта во многом определила
пути правдивого, объемного, неупрощенного художественного постижения эпохи
правления «вождя всех народов».

В
трагических событиях той поры повинны не только личность Сталина — человека, «с
короткой памятью на. все доброе и с великолепной, истинно творческой на все
злое и страшное», но и само общество с его нравственной глухотой. Ведь
репрессивный конвейер «не Иван Грозный нам оставил, не татары занесли, а мы
сами на себя выдумали и взлелеяли».

Воспроизводя
обстановку всеобщего страха, захлестнувшего страну в 1930-е годы, Ю.
Домбровский намеренно подчеркивает важную и многозначительную деталь: если
выяснялось, что у арестованного «хотя бы на самых далеких развилках родства
были репрессированные (а по совести говоря, у кого их тогда не было?), то в
меморандуме он назывался не иначе как «близкий родственник ныне разоблаченного
врага народа». Отсюда — поражающий своей трагической парадоксальностью
результат: фактически весь народ состоял в родстве со своими «врагами». При
этом в «Хранителе древностей» и «Факультете ненужных вещей» писатель
акцентирует внимание на саморазрушительности доносительства, ставшего массовым
зловещим явлением, приводившего к замкнутому кругу: у Аюповой «забрали» мужа,
она, в свою очередь, преследует бывшего ссыльного Корнилова, Корнилов же,
которого защищает Зыбин, в конце концов предает своего товарища. Таким образом,
зло порождает новое зло, которое разрастается, множится и дробится.

И все же
как бы ни были велики потери в результате массовых репрессий, народ уничтожить
невозможно — таково убеждение Ю. Домбровского. Вот почему писатель
воспроизводит в своем повествовании былину, рассказывающую о том, «как
перевелись богатыри на святой Руси». Три богатыря встретили в степи
«старикашечку—калику перехожего», символизирующего народную силу, и «развалили»
его до пояса. Но тем самым старичков «стало двое», и с каждым ударом меча их
становилось все больше и больше. «И наконец как сомкнулась эта несметная рать!
Как гаркнула она! Как двинулась — и побежали богатьфи».

Вера в
мудрую красоту мира, в человека, в способность духовного возрождения народа
определяет позицию Ю. Домбровского и сближает ее с гуманистической традицией
русской классики XIX века.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Freedom Of Religion Essay Research Paper Freedom
Реферат О жанре деревенской прозы
Реферат Система виділення, функції нирок
Реферат Векторы
Реферат Американский капитализм в 80-е годы
Реферат Основы параллельного программирования на кластере и разработка элективного курса «Администрирование в информационных системах и администрирование виртуальных машин»
Реферат Наблюдение, его виды, методика проведения
Реферат «Совместная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературного чтения как одно из условий повышения качества образования» Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Гая Оренбургской области Никитина Э. С, первая квалификационная категория
Реферат Sleep Apnea Informative Speech Essay Research Paper
Реферат Бухгалтерський облік у банку
Реферат Класифікація казок та педагогічні можливості їх різних видів
Реферат Пьесы М. Булгакова
Реферат American Revolution Vs French Revolution Essay Research
Реферат American Women During WWII Essay Research Paper
Реферат Essay Comparing And Contrasting Different Techniques To