Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А. Н. Островский Жестокие нравы

Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие!
А.Н.Островский «Гроза».
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана по материалам его поездки по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о про- винциальном купечестве, который должен был бы называться «Ночи на Волге». Но замысел так и не был осуществлён. В 1859 г. была написана первая драма из этого цикла – «Гроза». Действие этой драмы происходит в провинциальном городе Калинове.
Одной из главных героинь произведения является богатая купчиха, вдова. Властная и суровая Кабаниха на публике следует «Домострою», а дома не терпит ни в ком проявления личной воли. А.Н. Островский рисует её как убеждённую защитницу устоев «тёмного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит, что всё делается и говориться не так, как надо. Она пытается принудить всех строить жизнь по себе. Весь её гнев, вся злоба – во имя господства над другими людьми. Она тиранит людей, чувствуя, что её самовластию приходит конец, а без этого ей незачем жить. « Ханжа, сударь,- говорит Кулигин Борису. - Нищих оделяет, а домашних заела совсем». А когда домашняя трагедия завершается гибелью ненавистной ею невестки Катерины, побегом Варвары, бунтом Тихона, Кабанова готова проклясть не только память о непокорной невестке, но и собственного сына: «Прокляну, коли пойдёшь! Об ней и плакать-то грех!»
Под стать Кабанихе и Дикой – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Уже фамилией Дикой Островский даёт ему характеристику. Его жестокость и деспотизм держатся на деньгах. В городе все трепещут перед Диким, а жаловаться на него – пустое дело. Речь его пестрит бранными словами и грубыми выражениями: «дармоед», «тьфу ты, проклятый». Однако не со всеми он так разговаривает, только с теми, кто ему разрешает. Стоит ему натолкнутся на сопротивление, как он пасует. Эта его слабость, эта трусость, свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что их владычеству приходит конец.
Пьеса «Бесприданница» была написана через 19 лет после «Грозы».
Многое изменилось за это время. Появились новые лица. Это Кнуров, Вожеватов, Паратов. Но все эти новые крупные дельцы с европейским лоском и российским размахом в нравственном отношении ничуть не выше Дикого и Кабановой. Стремление всё на свете выгодно продать или купить – вот основа их жизненной философии.
Трагедия Ларисы Дмитриевны, которую мать готова выгодно сбыть с рук любому состоятельному «покупателю», для них развлечение.
С чудовищным цинизмом, видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку. Соперники даже не пытаются прикрыть свою сделку маской порядочности и говорят о Ларисе как о предмете купли- продажи: «А ведь, чай, не дешевле «Ласточки» обошлась бы?» Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть…лишнего не передам».
Ещё более гнусную роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет
| |ничего святого. « Что такое «жаль» я не знаю,- говорит Паратов.- У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Он, не задумываясь, торгует всем: продаёт не только пароход, совесть, любовь, но и себя самого. О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца: «…Хочу продать свою волюшку», которую оценивает в «полмиллиона-с».
В обеих пьесах Островского мы видим трагедию чистого, светлого человека, которому пришлось столкнуться с жестоким миром, где господствует бесчеловечность.
А.Н.Островский осмеивал властителей этого жестокого мира, гневно обличал их. Его пьесы были поставлены на сценах многих театров.
Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения.
В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь.
Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения.
В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь.
Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии, является одним из самых выдающихся русских писателей. В своих рассказах, повестях он раскрывает весь спектр проблем того времени. Темы его произведений настолько разнообразны, что кажется, что они - сама жизнь. Одной из главных тем была проблема любви. Он вглядывается в это удивительное многогранное чувство с разных точек зрения.
В рассказе «Солнечный удар» любовь рассматривается как вспышка, ослепляющая человека, как «солнечный удар», даже как болезнь.
Сюжет этого рассказа таков: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. | | | | |Действие пьесы М.Горького| |«На дне», написанной в | |1902 году, | |разворачивается в | |ночлежке Костылева. | |Разные по социальному | |происхождению, характерам| |и по судьбе люди | |встретились в ней. | |Их всех роднит одно | |понятие - «бывшие». Все | |они сломленные, | |обездоленные, очутившиеся| |на самом дне жизни люди. | | | |Рисуя обитателей | |костылевской ночлежки и | |подчеркивая в них | |человеческие черты, | |достойные сострадания, | |Горький вместе с тем | |решительно говорит об их | |бессилии, непригодности к| |новой жизни. Каждый из | |ночлежки живет | |надеждами, но сделать | |что-нибудь, изменить свое| |плачевное положение не | |может в силу трагически | |сложившихся | |обстоятельств. Слышны | |только слова, что | |«человек … звучит гордо».| | | | | |Но вот появляется в | |пьесе новый, неведомо | |откуда взявшийся персонаж| |– Лука. И вместе с ним | |появляется новый мотив: | |возможность утешения, | |сострадания или | |разоблачения. | |Главная проблема в пьесе | |Горького состояла в том,| |что нужнее – истина или | |сострадание? правда или| |ложь? | |Странник Лука выполняет | |в пьесе роль утешителя. | |Насте он помогает | |верить в ее выдуманную | |любовь, Актеру – в | |лечебницу для пьяниц, где| |его сделают человеком, | |Анну успокаивает | |разговором о блаженной | |тишине после смерти, | |Пепла соблазняет | |вольной и свободной | |жизнью в Сибири. Жаль, | |только, что все его | |обещания основаны на лжи | |и жалости. Он стремится | |утешить человека, ничего | |для него не делая, ничем | |не рискуя. | |Намерения Луки помочь | |людям кажутся | |понятными. И вот в | |третьем действии пьесы | |Лука рассказывает | |Бубнову притчу о | |человеке, который верил | |в существование праведной| |земли. «Был он – бедный, | |жил - плохо, … но духа не| |терял, усмехался только | |да высказывал: «Ничего! | |Потерплю! Еще несколько -| |пожду… а потом – брошу | |всю эту жизнь и - уйду в| |праведную землю…»». | |Но прислали некого | |ученого с книгами и тот | |доказал, что «… все земли| |показаны, а праведной - | |нет!..» И тогда человек с| |горя повесился . | |Этим эпизодом Лука | |хочет лишний раз | |подтвердить, насколько | |спасительна | |для людей иногда ложь, и| |как опасна для них | |бывает правда, что не | |всякая правда по плечу | |человеку. Но композиция | |пьесы, ее развитие | |разоблачает философию | |Луки. Каждый из героев | |вначале жил своей мечтой,| |надеждой. Появление Луки | |с его философией утешения| |укрепляет обитателей | |ночлежки в своих мечтах. | |Но вместо мира и тишины | |там назревают острые | |драматические события, | |которые достигают пика в | |сцене убийства Костылева.| | | |Сама действительность, | |сама суровая правда жизни| |опровергает утешительную | |ложь Луки. Философия Луки| |отвергает и Сатин: | |«Ложь – религия рабов и | |хозяев. Правда – бог | |свободного человека!». | |Но человек не может жить | |без надежды на лучшую | |жизнь. И мне кажется, что| |иногда ложь во спасение | |просто необходима. Но это| |мое мнение. | |А Лука пришел не | |известно откуда и ушел | |неизвестно куда: Горький | |задолго до финала убирает| |его из пьесы. | | | | | |N17(1) Образы «хозяев | |жизни» На дне». | |Действие пьесы М.Горького| |«На дне», написанной в | |1902 году, | |разворачивается в | |ночлежке Костылева. | |Разные по социальному | |происхождению, характерам| |и по судьбе люди | |встретились в ней. | |Их всех роднит одно | |понятие - «бывшие». Все | |они сломленные, | |обездоленные, очутившиеся| |на самом дне жизни люди. | | | |Рисуя обитателей | |костылевской ночлежки и | |подчеркивая в них | |человеческие черты, | |достойные сострадания, | |Горький вместе с тем | |решительно говорит об их | |бессилии, непригодности к| |новой жизни. Каждый из | |ночлежки живет | |надеждами, но сделать | |что-нибудь, изменить свое| |плачевное положение не | |может в силу трагически | |сложившихся | |обстоятельств. Слышны | |только слова, что | |«человек … звучит гордо».| | | |Жизнь обездолила всех | |этих людей. Она лишила их| |права на работу, как | |Клеща, на семью, как | |Настю, на благополучие, | |как Барона, на профессию,| |как Актера. Этих людей, | |которые так любят | |свободу, жизнь по | |существу лишила и этого | |блага. И не случайно | |ночлежку свою они | |воспринимают как тюрьму, | |распевая в своей песне: | |«Солнце всходит и | |заходит, а в тюрьме моей | |темно ». | |И далее « Днем и ночью | |часовые стерегут мое | |окно». | |Но что это за «часовые», | |о которых поется в этой | |скорбной песне? Здесь | |содержится намек на | |хозяев жизни, угнетающих | |этих обездоленных людей и| |высасывающих из них | |последние жизненные силы.| | | |Таков, например, Михаил | |Коростылев, содержатель | |ночлежки. Коростылев | |может много рассуждать | |на религиозные темы, | |говорить о масле и | |лампаде и набожно | |вздыхать. Но вся эта | |набожность мгновенно | |улетучивается , когда он | |оказывается один на один| |со своей жертвой. Тогда | |он может неистово топать | |ногами и истерически | |кричать: «Поганая … | |нищая… шкура…» Ценность | |человека для этого | |мещанина определяется | |наличием собственности, | |капитала, а раз его нет, | |то в его адрес могут | |сыпаться любые | |оскорбления. | |Тем более это относится | |к обитателям ночлежки, у| |которых часто пятака нет | |за душой. Поэтому их | |можно топтать, унижать, | |гнать. | |Родственна хозяину | |ночлежки и его жена – | |жадная, грубая, злобная и| |жестокая Василиса. Свою | |озлобленность на мужа | |она нередко выливает на | |своего любовника Ваську | |Пепла, увлекшегося ее | |сестрой Натальей, и на | |других ночлежников, | |которых она люто | |ненавидит. И не случайно | |Бубнов дает ей такую | |характеристику: «Сколько | |в ней зверства, в бабе | |этой». Да, это именно | |зверство. Об этом | |свидетельствуют и | |поступки Василисы. Из | |ревности она обваривает | |кипятком и калечит свою | |сестру, а Ваську Пепла | |, удачно использовав его | |для расправы над мужем, | |справаживает на каторгу.| | | |Власть этих хозяев жизни| |надежно охраняют такие, | |как полицейский | |Медведев, обитающий в | |ночлежке и считающий, что| |нужно всех бить «для | |порядку». | |Вот они, те часовые, | |которые день и ночь | |стерегут окно той | |«тюрьмы», в которой по | |многим жизненным | |обстоятельствам | |оказались заключенными | |обитатели «дна». | | | |В пьесе «На дне» по ходу | |действия со всей | |очевидностью нарастал | |вывод о неприемлемости | |общественного строя и | |подобных «хозяев жизни», | |которые не дают людям | |быть людьми. | |Пьеса подводит читателя | |и зрителя к | |революционному выводу: | |надо ломать тот | |общественный строй, | |который жизнь превращает | |в «дно». | | 2(4) Люди «дна»: | |характеры и судьбы. | |Еще в 1901г. М.Горький | |задумал пьесу о «бывших | |людях». Вначале пьеса | |называлась «Без Солнца», | |потом «Ночлежка», затем | |появились варианты «Дно»,| |«На дне жизни». | |В результате в 1902г. он | |остановился на варианте| |«На дне». М.Горький | |впервые читал ее в | |ночлежке, где был | |настоящий барон | |Бухгольц, настоящая | |Настя, которые плакали, | |слушая его, и говорили, | |что они еще хуже. | |Пьеса «На дне» стала | |заметным явлением | |русской литературы и с | |большим успехом шла на | |сцене Московского | |Художественного театра. | |Действие пьесы | |разворачивается в | |ночлежке Коростылева. | |Разные по социальному | |происхождению, характерам| |и по судьбе люди | |встретились в ней. И | |каждый из них обрисован | |Горьким как | |индивидуальность, со | |своими стремлениями, | |своим языком, | |своеобразным характером. | |При первой встрече с | |обитателями ночлежки мы | |видим, что перед нами | |люди глубоко страдающие и| |одинокие. Попав на самое | |дно жизни после многих | |лишений, они стали | |безжалостны к себе и к | |другим. Каждый замкнут на| |своем горе и ведет о нем| |нескончаемый рассказ, не | |слушая никого и не желая | |быть услышанным. Ответ на| |жалобы – смех, | |издевательства. Барона, | |живущего за счет Насти, | |лишь забавляют ее слезы и| |фантазии. Клещ презирает | |всех, он, «рабочий | |человек», вырвется из | |ночлежки, он не таков, | |как все его обитатели. И | |только после смерти | |Анны, продав все свои | |инструменты, потеряв | |всякую надежду, он | |понимает и принимает их | |как товарищей по | |несчастью. Каждый герой | |пьесы ищет опору в уходе | |от жестокой реальности. | |Наташа, Васька Пепел | |мечтают о будущем. Анна | |надеется на успокоение | |после смерти. Актер | |«грезит» о прошлом, с | |каждым разом расцвечивая | |его все более яркими | |красками. Настя, у | |которой нет ни прошлого, | |ни будущего, уходит от | |настоящего в воображаемый| |мир «чистой любви». | |Сатин- это единственный | |среди персонажей пьесы | |человек, в котором не | |сломлен дух борьбы с | |жизнью, обрекающей их на | |угнетение, на падение. Он| |сохранил черты | |человеческого | |достоинства, веру в | |возможность лучшей жизни.| | | |Монологи Сатина, в | |которых эта вера | |выражена, обращена к | |«бывшим людям», в них | |раздаются слова о величии| |человека: «Человек- это | |звучит гордо!», «Все - в| |человеке, все - для | |человека». Они являются | |кульминацией драмы. Но | |какая может быть гордость| |за человека у обитателей | |ночлежки, когда один - | |вор, другой - убийца, | |третий - шулер. | |И тогда они слушают | |«утешительную ложь» Луки,| |который помогает Насте | |верить в ее выдуманную | |любовь: «Если ты веришь, | |была у тебя настоящая | |любовь… значит, была | |она…». Он подсказывает | |Актеру веру в лечебницу | |для пьяниц, где его | |сделают человеком, | |поддерживает умирающую | |Анну. Барон называл Луку | |«пластырем для нарывов». | |Недаром Сатин позже | |скажет, что Лука | |подействовал на него, как| |кислота на потускневшую | |монету. Сатин понимает, | |что назначение сильного- | |не утешать страдающих, а | |искоренять страдание, | |зло. Но пламенные | |монологи Сатина о | |человеке звучат несколько| |неестественно в атмосфере| |непроглядной тьмы, | |особенно после того как | |ушел Лука, повесился | |Актер, посажен в тюрьму | |Васька Пепел. | |Барон так и остался со | |своими мечтами и | |воспоминаниями о службе | |в казенной палате, | |мундире, фуражке с | |кокардой: «И все… как во | |сне… А ведь зачем-нибудь | |я родился… а?». | |В последней сцене Бубнов | |говорит: «Много ли | |человеку надо? Вот я- | |выпил и –рад!» И | |запел песню: | |Со-олнце всходит и | |захо-оди-ит… | |А-а в тюрьме моей | |темно-о… | |Одни умерли, а для | |оставшихся в живых ничего| |не изменилось в их жизни | |в лучшую сторону «на дне»| |ночлежки. | |И, главное, умерла | |надежда на лучшее. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |первоначально воспевает | |высокие идеалы. | |Таким образом, во всех | |сказках, наравне с | |любовью и сочувствием к | |народу, Салтыков – | |Щедрин проявляет и гнев.| |И все же главное в его | |сказках – любовь к | |народу, боль за него, | |вера в его дремлющие | |силы, надежда на то, что| |народ воспрянет | |когда-нибудь, исчезнут | |насилие, эксплуатация и | |русский мужик наконец | |вздохнёт свободно | |. | |№22 Герои и сюжеты | |сатирических сказок. | |Свои сказки М.Е. | |Салтыков-Щедрин писал, | |протестуя против | |самодержавия и | |существующего | |общественного строя. | |Поэтому в его | |произведениях всегда | |присутствуют различные | |сословия, о которых | |говориться в | |иносказательной форме. | |Писатель всегда болел | |душой за русский народ, | |выступал за отмену | |крепостничества, призывал| |к свержению царизма. | |Самым естественным | |способом выразить протест| |и внести свою лепту в | |борьбу с существующими | |порядками для | |Салтыкова-Щедрина была | |литературная | |деятельность. | |Русский народ всегда | |предстаёт у писателя | |обиженным, склонённым, | |порабощённым. | |Салтыков-Щедрин | |представитель русского | |народа может явиться в | |самом необычном образе: | |то коняги, то ворона, то | |пескаря, то зайца, то | |обычного человека в | |армяке и лаптях. | |Самое большое раздражение| |у писателя вызывает, | |конечно, безответность | |народа. Тебя бьют – ты | |ещё ниже склоняешь | |голову, отбирают | |последний кусок – | |безропотно отдаёшь. | |Это ещё больше | |развязывает руки | |правящему классу, | |отсутствие сопротивления | |всегда провоцирует ещё | |большую жестокость. | |Недаром Салтыков-Щедрин | |так часто обращался к | |образам рыб. Тут можно | |увидеть простую | |аллегорию: безмолвие | |водных обитателей | |напоминает | |безответственность, | |отчуждённость большей | |части народа. | |В сказке | |”Карась-идеалист” карась,| |как это свойственно | |русскому человеку, | |разглагольствует о | |”гармонии”, предлагая при| |этом совершенно наивные, | |фантастические методы её | |осуществления, не думая о| |непримиримости классовых | |противоречий (в сказке | |караси и щуки | |представляют собой | |низшее и высшее | |соответственно сословия).| |А заканчивается всё так, | |как и говорил | |предусмотрительный ёрш,--| |карася съедает щука. В | |каждой своей сказке | |великий сатирик бичует | |покорность народа перед | |угнетателями. В ”Повести | |о том, как один мужик | |двух генералов прокормил”| |есть характерный момент, | |когда генералы заставляют| |мужика свить верёвку, что| |он и исполняет, а потом | |его же и связывают, чтобы| |он не убежал! | |Так же и весь русский | |народ: гнёт спину для | |того только, чтобы | |выкормить своих | |поработителей. Мужик в | |этой сказке олицетворяет | |своим поведением рабское | |подчинение всего народа. | |Ведь он может не кормить | |генералов, уморить их | |голодом, может и домой не| |отправлять – а всё же | |делает это, за что | |получает ”рюмку водки да | |пятак серебра”. Такова | |привычка к подчинению, | |ставшая характерной | |чертой русского народа за| |века крепостного права. | |А как не вспомнить ещё | |одну сказку – ”Премудрый| |пескарь”? Пескарь всю | |жизнь живёт в норе, света| |белого не видит, питается| |впроголодь, семьи не | |имеет – и всё для того | |только, чтобы умереть в | |полном одиночестве. От | |смерти–то не скрыться в | |самой глубокой норе! Для | |чего нужна была вся | |”премудрость”, страх за | |собственную жизнь? А ведь| |многие люди живут подобно| |этому пескарю: прячутся | |от смерти, а в итоге | |выходит, что от жизни. | |Никто не может наказать | |человека сильнее, чем он | |сам. | |В сказке “Дурак” типично | |русский герой. Сколько | |среди народа людей, | |готовых всем поделится с | |обездоленным, накормить и| |приютить его! Доброта – | |неотъемлемое свойство | |русской души. Дурак в | |сказке и знать не знает, | |что такое подлость. Он | |только то и делает, что | |сидит с больными, кормит | |голодных, одевает | |раздетых. А с другой | |стороны, жить в реальном | |мире дурак не | |приспособлен, заработать | |на хлеб себе не может, | |ужиться с людьми – тоже. | | | |Ещё один яркий тип – в | |сказке ”Либерал”. | |Начинается всё с благих | |намерений. Любит русский | |человек красиво | |поговорить, порассуждать | |на возвышенные темы. | |Однако высокопарные слова| |не сопровождаются | |какими-либо действиями. | |Либерал | |15 (3) Образ русского | |воина-труженика в романе | |Л.Н.Толстого «Война и | |мир». | |Повествование о войне 1812| |года Л.Н.Толстой начинает | |с суровых и торжественных | |слов: «12 июня силы | |Западной Европы перешли | |границы России , и | |началась война, то есть | |совершилось противное | |человеческому разуму и | |всей человеческой природе | |событие».Толстой | |прославляет великий подвиг| |русского народа, | |показывает всю силу его | |патриотизма. Он говорит о| |том, что в Отечественной | |войне 1812года «цель | |народа была одна: очистить| |свою землю от нашествия».К| |осуществлению этой цели | |были устремлены помыслы | |всех подлинных патриотов- | |от главнокомандующего | |Кутузова до рядового | |солдата. | |На примере Платона | |Каратаева и Тихона | |Щербатова Л.Н.Толстой | |показал два совершенно | |разных типа русских | |солдат. Первый из них – | |тип покорных солдат, | |главными качествами | |которых является терпение,| |кротость и набожность. Эти| |качества Толстой воспел | |в Платоне Каратаеве. | |Второй тип- отчаянных | |солдат- был представлен | |Толстым в образе Тихона | |Щербатого. | |Тихон Щербатый является | |простым русским мужиком , | |но, несомненно, его образ | |противостоит образу | |Каратаева. Тихон Щербатый | |оказался самым нужным и | |полезным бойцом в | |партизанском отряде | |Василия Денисова: «Никто | |больше его не открыл | |случаев нападения, никто | |больше его не побрал и не | |побил французов…» Он | |отличается ловкостью, | |силой и необычайной | |смелостью. | |В отряде у него была | |особая роль: «Когда надо | |было сделать что-нибудь | |особенно трудное и гадкое | |– выворотить плечом в | |грязи повозку, за хвост | |вытащить лошадь, ободрать | |ее, | |Залезть в самую середину | |французов, пройти за день | |по пятьдесят верст , - все| |указывали, посмеиваясь, | |на Тихона». Из-за этого | |гусары, и казаки держали | |его за шута, и «сам он | |охотно поддавался этому | |чину». Тихон произвел | |сильное впечатление на | |молоденького Петю Ростова.| |Слушая рассказ Тихона о | |том., как тот брал | |языка, Петя сначала весело| |смеялся. Когда же он | |понял, что Тихон убил | |человека, ему стало | |неловко. А Тихон | |предпочитал пленных не | |брать, а просто убивал | |французов, одного за | |другим. И Толстой, любимой| |мыслью которого была «не | |отвечай злом на зло», эти | |действия считал | |оправданными, так как это | |было частью народной | |борьбы за жизнь и Россию. | |Только священная, | |освободительная, народная | |война могла вызвать у | |писателя- гуманиста | |следующие слова: «И благо | |тому народу, который не | |как французы в 1813 году, | |отсалютовав по всем | |правилам искусства и | |перевернув шпагу эфесом, | |грациозно и учтиво | |передает ее великодушному | |победителю, о благо тому | |народу, который в минуту | |испытания, не спрашивая о | |том, как по правилам | |поступали другие в | |подобных случаях, с | |простотою и легкостью | |поднимает первую | |попавшуюся дубину и | |гвоздит ею до тех пор, | |пока в душе его чувство | |оскорбления и мести не | |заменяется презрением и | |жалостью». | |Лев Толстой решительно | |отвергал агрессивные, | |захватнические войны. Он | |был поборником мира. Тем | |не менее он считал, что | |убийство может быть | |оправданно, когда речь | |идет о высшей | |справедливости и о | |высоком подъеме | |национального народного | |духа. | | |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.