МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет
КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА
1999
СРАВНИТЕЛЬНАя РЕЦЕНЗИя
НА ПРОИЗВЕДЕНИя В.Г. РАСПУТИНА «ИЗБА» И «НА РОДИНЕ» (ОПУБЛИКОВАНЫ В ЖУРНАЛЕ
«НАШ СОВРЕМЕННИК» №1,6)
В этом году в январском и июльском номерах журнала «Наш Современник»
были опубликованы одни из последних произведений Валентина Григорьевича
Распутина: «Изба» и «На Родине». Этот писатель знаком читателям по таким
произведениям, как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970),
«Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи – век люби»
(1982), «Пожар» (1985). В.Г. Распутин является одним из известных
представителей такого направления современной литературы, как деревенская
проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден рядом
государственных наград еще в советские времена. В настоящее время он
продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и
положением русской деревни, которой он посвятил почти все свои
произведения.
Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на
реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события, происходящие в
рассказе, отсылают нас в прошлое. Рассказ строится на описании жизни
Агафьи, начиная с послевоенных лет и заканчивая нашим временем. Уже из
названия следует, что центральным образом в рассказе является дом Агафьи,
а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением
русской деревни.
Второе рассматриваемое произведение, это рассказ–быль «На родине».
Место действия в обоих рассказах одно и то же - деревня. Но в данном
произведении автор показывает современное состояние родины главного героя,
обрамляя его философскими размышлениями о судьбе и причинах перемен,
приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим
продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской
деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты
данной проблемы - в «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни,
и показано это на примере одного человека - Агафьи, а во втором
произведении автор выносит на первый план картины, показывающие состояние
деревни в общем. В обоих рассказах очень четко видно единение человека с
тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской
России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих
жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди
со своими целями и задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на
что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город,
оборвалась та связующая нить, которая связывала поколения между собой.
Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает
развитие той темы, которую он поднял в более ранних своих произведениях,
например в «Прощании с Матерой» и «Последнем сроке». Правда, во втором
произведении тема деревни не показана открыто, она как бы завуалирована, а
основное свое внимание автор уделил вопросу преемственности поколений. В
«Прощании с Матерой» одна из главных героинь, старуха Дарья прямо говорит
об этой нити, на которой завязываются узелки новых поколений и
развязываются старые узлы, но нить - одна, порвавшись, она обрекает деревню
на разрушение. С некоторой долей уверенности «Избу» можно назвать одним из
возможных продолжений «Прощания с Матерой», если представить, что жителей
острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что многое здесь
напоминает это произведение. Прежде всего, это причина переселения людей:
возможно, эта та самая ГЭС, из–за которой и затопили Матеру. В рассказе
«Изба» повторяется мысль, высказанная еще в «Прощании с Матерой», мысль о
том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для
жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое
негативное отношение к жителям городов. В этом случае можно будет и
рассказ «На родине» назвать продолжением «Избы».
В рассказе «На родине» в центе внимания автора описание земли, на
которой происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно,
тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не
один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь
между произведениями. В «Избе» показана деятельность леспромхоза в
шестидесятых – семидесятых годах, когда в сибирские леса приезжает
молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой
– то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая
после себя пустые, наспех сколоченные дома, да изуродованную землю,
мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина предстает
перед нами в рассказе «На родине». Это своеобразный итог: вот, что
получилось из поколения, потерявшего связь с предками. Здесь даже есть
прямое указание на причины всего произошедшего, «лопнуло, оборвалось
роковое несоответствие между масштабами самого человека, оставшегося
прежним, и масштабом его деятельности».
Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся
на этой земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая
разделить участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но
здесь, на своей земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули
Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не долечившись
вышла, начала переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа,
вернулась «охота к жизни», снова она «выкрепилась в кремень». Ту же
привязанность к месту Распутин показывает и на другом герое «Избы» -
Савелии. Вроде и старый, и больной, а работает, но уехал в город и
буквально «сгорел» за несколько месяцев от рака.
Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина
занимает образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и
рассматриваемые рассказы. В «Избе» большую часть действия занимает
восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и
Агафья – как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти
дом сохраняет черты характера своей первой хозяйки, ее упорство,
выносливость, сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она
никуда. И опять здесь просматривается некая связь с «Матерой», но только
там свой дом хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить
один без Агафьи. Даже пожар, который устроили его новые обитатели –
алкоголики, не смог уничтожить дом, и опять здесь аналогия с «Матерой»,
вспомним листвень, который никак не могла уничтожить санитарная группа. В
«Избе» есть свой материнский Петруха, это «Катя – Ваня», спившиеся, молодые
еще люди, которых прозвали так за их неразлучность, но нет в них той
безумной бесшабашности Петрухи, с которой он творил свои деяния, а
спивались они как-то «зло, беспощадно, тихо». Становится очевидным, что в
своих поздних произведениях Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи
поколений, дома, памяти предков, и придает им более глубокий философский
смысл.
В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям
языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в
использовании им просторечья («надсада», «выкрепилась в кремень»),
неологизмов, в введении писателем «говорящих» фамилий, необходимых
Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.
Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина,
многие критики и литературоведы сходятся во мнении, что в середине
восьмидесятых в творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его
повести «Пожар». Но на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые
произведения являются неким сосредоточением более чем тридцатилетнего
литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно
волнующие В.Г. Распутина: о мире и о месте в нем человека. Человек,
читавший и другие произведения данного автора, уже узнает его язык,
свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой печалью и
болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается четкая связь
между его произведениями, где новые являются этапом своеобразной эволюции
и творческим ростом писателя.
-----------------------
Выполнил: Морозов И.В.
I курс, 102-я группа, филологический факультет.
-----------------------
.
.
.
.
.
.
.
.
.