Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В
семье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные
годы Александр провел в родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г.
местный коллеж, он направился в Париж, где некоторое время служил в
канцелярии герцога Орлеанского.
В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым
поборником романтического искусства. В духе этого передового направления в
литературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III и
его двор» (1829).
Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма
был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного
генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным
катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что и
следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание.
Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет
напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был
схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.
Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и
направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к
изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии,
Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитора
Беллини он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и на
основе бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».
В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый
литературный жанр, названый им « исторические сцены». То был вид романа,
повести, новеллы, в которых построенная на историческом материале
повествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элемент
в таких произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых же
страниц книги ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия.
Такова композиция повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесенная
автором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую общность с
романом «Изабелла Баварская».
Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного труда
писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многих
странах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический и
нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и
комедии, путевые очерки и газетные статьи.
«Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-
фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или иного
персонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета,
раскрывает новые грани характера героев.
Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал
публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии,
в которую вошли романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или
Десять лет спустя».
Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой
он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет
вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский
престол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 –
1848).
Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть
о крушении королевского трона встретил с искренним ликованием. Он
устраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г.
начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но
Республика просуществовала всего лишь несколько лет.
В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать
«Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его
лучшим беллетристическим сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал
здесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в
отношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлся
усердный труд над большими романами.
Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи,
Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием
«Сообщники Иегу».
Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела
революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу
скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа
начинается в 1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В
стране создалась напряженная обстановка. Восстание в Вандее,
спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими
государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию;
тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в
парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым
романом – «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверка
прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где
должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война
произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6
декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.
ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»
Главные герои романа «Учитель фехтования» - Иван
Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая после
замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на
каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.)
Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми
моментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая
фантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественного
произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были:
Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи (
Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея
(Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военное
восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в
Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построен
сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и
его близкого друга. М.Н. Волконская в своих «Записках» образно рисует
момент приезда будущей супруги декабриста:
«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая
француженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела
удивительно выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде
комендант объявил ей, что уже получил повеление его величества относительно
ее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когда
повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели. Дамы
проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все время
пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этой
кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его Дюма, особо значительной
роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и
участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, он
отдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как в
неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно
вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
Романист явно обеднил духовную сторону жизни члена
Северного общества И.А. Анненкова, получившего прекрасное образование в
Московском университете. На следствии Анненков указал на исключительное
значение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он слушал в
университете: «Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он
всегда выставлял свое правительство как единственное, не унижающее
человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было
предметом его шуток».
Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политического
сознания русских революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полка
декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также
(как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честно
доносить на своих товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: «
Вы не имеете понятия о чести!»
Столкнулись два понятия о чести – реакционное и
революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду
с Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом
цареубийства и установления республики. Арестованный 19 декабря Анненков
был приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам каторжных работ с
последующей ссылкой на поселение. Поскольку события романа «Учитель
фехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать о
жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили
тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский,
знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже он писал П.У.
Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в
Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах
моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом
без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду». (
Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на
постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в
губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению быта крестьян,
был избран почетным мировым судьей, принимал деятельное участие в
проведении крестьянской реформы.
В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с
литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в
своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На квартире у Якобы встретился я
благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым».
Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках автора
«Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной темы, как
деятельность русских революционеров 20-х годов. Причин тому множество.
Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего «Учитель фехтования»,
один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было еще
его известных творений – ни «Трех мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо»,
опыт создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное событие
русской действительности, создать масштабное художественное произведение.
Не забудем и другого немаловажного обстоятельства –
отсутствие объективных сведений о характере движения декабристов. Писатель
мог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с легендой «о
нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции», для
которой в России не существовало благоприятных условий.
Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно и
содержательно охарактеризовал значение книги французского писателя: «Роман
Дюма был повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а на
исторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под пера
популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и внимание
широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма
неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное
внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых для
Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию
сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного
забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из
декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти
остальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. Александр
Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И
действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря на
Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых
солдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании.
В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского
писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в
особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно
собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А.
Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил французского писателя с искренним
радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в России
почти такой же популярностью, как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем
направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего
Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и
только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
В результате поездки по России Александр Дюма смог
создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале
«Монте-Кристо».
Использованная
литература: Александр Дюма. «Учитель фехтования».
«Черный тюльпан». Новеллы.
Москва. Издательство «Правда» 1981 г.