Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе»
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических
условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не
чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту
необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить.
Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем
поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл
жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному
чувству. Одно из них – "О доблестях, о подвигах, о славе…".
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том
Собраний стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится
стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие" понимают
обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со
стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение
человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена
данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому
предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность,
усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех
стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь,
действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте,
в которую он теперь не способен так сильно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру
кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но
противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет
повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах,
он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от
него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь,
потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при
помощи анафор и синтаксического параллелизма:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого
себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему
встречалась лишь страсть:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся
"проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем
плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома
(синий цвет – измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я крепко сплю").
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на
горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та
нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей
молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении
такими эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная".
Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в
простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное
кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть
терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о
славе…", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С.
Пушкина "Я помню чудное мгновенье…".
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
"И я забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный". "Летели
дни" – "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у
стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу
стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь,
отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А.
Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к
женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко
выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта,
именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.