Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии «Горе от
ума».
Н.Шмелева.
После войны 1812 года российское общество переживало небывалый
патриотический подъем, породивший большие ожидания со стороны прогрессивных
дворян и, в конечном итоге, приведший к расколу российского дворянства на
два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторы не желали перемен и
были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивные дворяне
осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало
противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно
настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов,
он написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского
общества первой четверти XIX века. Одной из таких проблем является
проблема, связанная с вопросами просвещения, науки, педагогики.
Консервативное дворянство, представленное в комедии фамусовским
обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и в
учебных заведениях.
По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что не надобно
другого образца, когда в глазах пример отца». Он не видит смысла в том,
чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, что многие дворяне
берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить,
всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он все
же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусов
очень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в
год пятьсот рублей» гувернантка ушла к другим. Сам Фамусов не очень
образован, от русских книг ему «больно спится». Он очень негативно
относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость – причиной
сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с ума сойдешь
от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает «собрать
все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает
избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над
орлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие
педагогические методы. Фамусовское окружение демонстрирует желание ввести
систему муштры в школах. Эту идею высказывает Скалозуб, говоря о том, что
якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так, для больших
оказий». Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но и
опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что
в педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи». Фамусовское общество очень негативно относится к наукам. Чацкий замечает,
что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас –
разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своего
племянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры. Представители фамусовское общество очень невежественно, интеллектуально
ограничено. Например, княжны Тугоуховские разговаривают только о моде.
Графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон».
Чацкий, в отличие от представителей «века минувшего» является
образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он «славно пишет,
переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « том чахоточном»,
который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг, чтоб
грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, он
возмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки
числом поболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все
«признаки учености» которого сводились к «колпаку, халату, персту
указательному». В комедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого,
например, двоюродный брат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин
следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».
Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположенные позиции по
вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители
фамусовского общества являются мракобесами, в то время как Чацкий и его
сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень
образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил
реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX
века.