Третья встреча с Чацким.
Вступление.
Комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» я читал трижды: в школе (по
принуждению), в институте (от безделья) и после него (из любопытства).
Соответственно менялось и моё мнение об этом произведении. В школе всё было
по стандарту: текст Грибоедова, комментарии Гончарова, написанное
сочинение. Нет-нет, вы не подумайте чего такого – я всегда был честным
мальчиком и сочинения писал сам, а уж если и вставлял цитаты, то
обязательно указывал, что это сказал такой-то. Но ещё я был правильным
мальчиком и всегда писал то, что говорили учителя литературы. А учителя
литературы говорили, что … Ну, в общем, вы понимаете, почему после
прочтения «Горя от ума» я обратился к «Мильону терзаний» и почему в моём
школьном сочинении было написано, что Чацкий хороший, а все остальные –
сволочи. Ну ещё Софья, может быть, ничего, только вот она не совсем
правильно себя с Молчалиным повела, за что её в Саратов и сослали. Короче,
жалко бабу.
В институте я перечитывал Грибоедова исключительно из чувства морального и
интеллектуального превосходства над грибоедовским героем, а заодно и над
самим автором. Время было такое – молодое, самоуверенное и свободное.
Верилось, что я весь из себя такой гений, жизнь проста и понятна, и всё ещё
впереди. Ну и для того, чтобы лишний раз утвердиться в этом мнении, второй
раз прочитал Грибоедова. Получилось как раз то, что и требовалось доказать:
Чацкий – олух, ничего из себя не представляет, понахватался там за границей
всяких коммунистических идей и решил на отдельно взятом московском балу
устроить Великую октябрьскую социалистическую революцию. Чем метать бисер
перед свиньями, лучше бы занялся изучением акций, фьючерсов и всяких прочих
финансов – глядишь, может, и толк бы из него вышел. Все остальные персонажи
комедии вообще не заслуживали никакого внимания ибо, по моему мнению, были
неспособны понять смысл даже buy & hold strategy, не говоря уже о всяких
там «стрэддлах» и «стрэнглах».
В третий раз Грибоедов попался мне на глаза совершенно случайно. Мелькнула
мысль: интересно, а каким мне покажется произведение сейчас? Результатом
третьего прочтения и явилось это «сочинение».
Основная часть.
Кого в «Горе от ума» можно считать умным?
Как кого? Чацкого, разумеется! Он хоть и олух, а по сравнению со своим
окружением выглядит как «луч света в тёмном царстве»! Разве непонятно?
Непонятно.
Сначала мне стало непонятно, почему Чацкого считают умным. Приехал,
посмеялся над старыми знакомыми – и уже умный? Смеялся он понятно почему –
в заграницах, вишь, бывали, в самом, поди, городе Париже, это тебе не фунт
изюму. Через сто пятьдесят лет советские загранкомандированные будут точно
так же относиться к своим «невыездным» родственникам и знакомым, поэтому в
таком в поведении Чацкого ничего необычного нет. Кроме того, он знался с
министрами, знает самого Фому Фомича – не у каждого такие «связи» имеются.
Отношение Чацкого к своему старому московскому окружению – это отношение
столичного жителя, побывавшего, к тому же, за границей и потому
«просвещённого», к провинциалам (нельзя забывать, что в XIX веке Москва
была провинцией). Отсюда и его пренебрежительный тон, снисходительные
насмешки и общее «недовольство Москвой». По приезде Чацкий сразу был
уязвлён тем, что Софья довольно равнодушно отнеслась к его возвращению, а
ведь он надеялся сразу покорить сердце бедной девушки своими рассказами о
заграничной жизни и о своих столичных приключениях! Ну что же, ситуация
банальна: девушка не дождалась молодого человека. Добро бы его на два года
в армию призвали, так хоть обидно было бы, а так он сам от неё за границу
сбежал, а потом удивляется, что его возлюбленная не сохранила должной
нравственной твёрдости. Фамусов тоже порадовал: взялся его поучать, что-де
надо именьем хорошо управлять, служить да и вообще слушать, что старшие
говорят. И этот тупой чиновник, никогда ничего кроме своего календаря в
жизни не читавший, вздумал учить его уму-разуму! Да пошёл он в ж … Ну
немножко и поспорили. Скалозуб этот ещё дуб дубом … А уж Молчалин, так это
вообще фрукт! У самого за душой нет ничего как в материальном, так и в
духовном смысле, а тоже туда же – поучать! К Татьяне Юрьевне съездили бы, с
Фомой Фомичём подружились бы … Да пошёл ты со своими советами к такой-то
матушке! Сам подлизывайся к этим «уродам с того света», а я – уж извини-
подвинься. Но вконец «добил» Чацкого бал в доме Фамусова. Никто (точнее,
почти никто – исключение составил Платон Михайлович Горич) не обратил
особого внимания на приезд Чацкого в родной город: приехал, и хрен с ним.
Ни тебе внимания, ни тебе почтения – сцена в явлении 22, где Чацкий
начинает разглагольствовать и останавливается только тогда, когда вдруг
обнаруживает, что слушатели все куда-то подевались и заняты своими делами,
гениальна. Апофеоз! В кои-то веки обратил на себя внимание этих людишек
(ему невдомёк, чем это вызвано) и тут такой конфуз – никто не стал слушать.
Вокруг какого-то французишки так и вьются, а его, такого умного и
«просвещённого», игнорируют! Обиженный на всю Москву за такой приём, Чацкий
сам говорит об этом:
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! – Пустое.
А уж когда выясняется, что Софья ему предпочла Молчалина, так тут уж совсем
невмоготу – только и хватает сил крикнуть: «Карету мне, карету!» Получается
как в известном анекдоте: «Доктор, меня все игнорируют … – Следующий!»
Зачем же Чацкий лез из кожи вон, чтобы добиться внимания со стороны
московского «света»? Ну если ты относишься к этим людям с насмешливым
снисхождением и высокомерным пренебрежением, так чего ж ты хочешь от них
услышать? Похвал? Лести? Восторженного внимания? Суть заключается в том,
что Чацкий посредственен даже по меркам московского «света». У него
четыреста по официальным сведениям (и триста на самом деле) душ, этого
хватает на поездки по заграницам и вольную жизнь в столице, но этого
совершенно не достаточно для того, чтобы заполучить уважение всяких этих
княгинь да графинь с их мужьями. Вот если бы у него было бы хотя бы
тысчонки две-три крестьян и несколько имений, тогда да. Уж тогда бы он с
ними разговаривал по-другому, тогда ему не нужно было бы добиваться их
внимания. Он до них и не снизошёл бы, он бы их просто не замечал (как не
замечает сейчас слуг да лакеев), а вращался исключительно в столичных
светских кругах. Чацкий есть заурядный представитель московского
дворянского сословия с гипертрофированным от заграничных поездок и
столичной жизни самомнением, отсюда и весь его «мильон терзаний». Он изо
всех сил старается завоевать хоть какой-то авторитет в своём кругу, но
поскольку у него всего триста душ, все его усилия бесплодны. И ведь,
подлецы, всё время ему его бедностью тыкают: как только княгиня узнала, что
Чацкий небогат, сразу же заорала на всю Ивановскую: «Князь, наза-а-а-ад!»
Думаете, приятно такое слышать? Даже заграничные путешествия нисколько не
прибавляют ему веса в «обществе», а об «успехах» на службе в Петербурге все
наслышаны настолько, что жалеют его прямо в глаза (естественно, насмехаясь
за глаза). При этом мы не знаем точные причины его отставки. По словам
самого же Чацкого, он не «сработался» со своими руководителями
(прислуживаться тошно), порвал с министрами и т. д., но в чём
действительная причина его неудач (о которых наслышан даже Молчалин)? Может
быть, в силу своего «ума» и «просвещённости» он претендовал на нечто
большее, чем ему было положено по служебному (да и по социальному)
положению, а когда его не оценили по достоинству, он плюнул на всю эту
службу и подался в Москву, чтобы потешить самолюбие в кругу своих знакомых?
Интересно, куда же он поедет в своей карете дальше? Тоже «в глушь, в
Саратов», пока не найдёт себе восторженных слушателей и поклонников? Итак, Чацкий умом не блещет, ибо как может блистать умом человек, не
замечающий, что его не слушают? Но почему это не бросается в глаза при
чтении комедии? Потому что окружение Чацкого подобрано соответствующим
образом. Чем занимаются все без исключения герои пьесы Грибоедова?
Разговаривают разговоры. Посмотрим, какие темы обсуждают герои «Горя от
ума»: о мужчинах, о знакомых, о политике (точнее, о «свете»), о невестах, о
былых временах. Всё. Ну ещё приставания мужчин к женщинам и наоборот, но
это не в счёт. Сколько ума нужно иметь для того, чтобы вести такие
разговоры? Правильно, ноль. Чацкий абсолютно прав, считая всех окружающих
его людей пустышками. Но это только с внешней стороны, также как и Чацкий
кажется умным только с внешней стороны. Весь этот «свет» далеко не так
глуп, как кажется, эти люди прекрасно понимают, кто чего стоит. Например,
Хлестова отлично понимает, кто есть Скалозуб, Молчалин или Загорецкий.
Соответственно к ним и относится. Точно так же всё понимает и графиня-
внучка и прочая, и прочая, и прочая. Ну, разве что за исключением выживших
из ума стариков. Или Молчалин не понимает, кто есть кто? Понимает. Но
относится ко всем совершенно по-иному. И к Софье он относится в полном
соответствии с её положением, но пристаёт почему-то к Лизе. Практически все
персонажи Грибоедова есть недалёкие люди с непомерно раздутым гонором (за
исключением, разве что, Лизы или Платона Михайловича, но эти люди проходят
как-то мимо, а Молчалин – особая статья), так что ума в пьесе не
наблюдается. Зато наблюдается одуряющая скука. Скучают все: Софья,
Молчалин, Фамусов, Скалозуб, чета Горичей, Тугоуховские со своими шестью
дочерьми, Хлестова, Репетилов и вся прочая братия. Из этого состояния
ненадолго их вывел своим «сумасшествием» Чацкий, этого события им хватит
примерно на неделю, а там, глядишь, ещё какое-нибудь происшествие
приключится, опять будут пережёвывать. «Горе от ума» – это комедия не о
противостоянии одиночки и отжившего общества, а о развлечениях. Каждый
развлекается как может: Фамусов пристаёт к Лизе и слушает календарь,
Молчалин тоже пристаёт к Лизе, Чацкий развлекается тем, что пыжится и
насмехается надо всеми, Софья развлекается любовью к Молчалину, Репетилов
развлекается в Английском клубе, прочие развлекаются «сумасшествием»
Чацкого. Серо. Убого. Скучно.