РОССИЯ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее
десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних
наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е
годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства,
торжества консерватизма. В этих условиях радикальное крыло оппозиционных
правительству сил с особенной остротой воспринимает «неподвижность»
российской жизни. Кажется, что страна катастрофически теряет способность к
переменам, и в поисках выхода радикалы все чаще обращаются к мысли о
необходимости «толчка снизу». Именно такие настроения и отразил, по сути, в
своих сказках Салтыков-Щедрин. Обращение писателя к жанру сказки не случайно. Как жанр демократический,
знакомый и понятный народу, сказка открывала путь к широкой читательской
аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когда говорить открыто
о положении в стране было сложно, сказочная фантастика служила отличным
средством маскировки острых идейно-политических взглядов писателя. «Сказки» — это своеобразная хрестоматия, рассказ о всех сословиях
русского общества. Тема жизни народа, волновавшая Салтыкова-Щедрина на
протяжении всего творческого пути, нашла свое отражение в этом цикле ярко и
полно. Основой нации, по мнению писателя, является крестьянство. Причем
Салтыков-Щедрин рисует обобщенный «портрет» крестьянина, не прибегая к
идеализации, не скрывая существующих противоречий. Крестьянин в России сметлив и находчив, умен и трудолюбив — он на все
руки мастер. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» крестьянин и огонь добывает, и корабль строит, и даже в
пригоршне варит. Мужик-поилец и кормилец, благодаря его труду живет все
общество. Не случайно с исчезновением мужика из поместий князя Урус-
Кильдибаева в сказке «Дикий помещик» пустеет государственная казна,
исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем — полное одичание.
Так, например, сам помещик, оставшись без своих крестьян, превращается в
дикого зверя. Народ талантлив, трудолюбив, могуч. И в то же время в сказке о
крестьянине и двух генералах мужик сам вьет веревку, которой генералы его и
привязывают. А крестьяне в сказке «Дикий помещик» безропотно терпят
притеснения помещика, который, не перенося «холопьего» запаха, изгоняет их
со своих земель. С чувством сострадания и грустной иронии видит писатель противоречие
между большими потенциальными возможностями крестьянства и безропотной его
подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание размышления о России
приобретают в сказке «Коняга». Образ измученной клячонки с выпяченными
ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая «день-деньской» из
«хомута не выходит», вырастает до поэтического символа всего подневольного
русского крестьянства, судьбы России. В духе радикальных настроений своего времени Салтыков-Щедрин не видит
другого выхода, кроме вооруженного сопротивления насилию. Истребляют мужики
ненавистных воевод Топтыгиных в сказке «Медведь на воеводстве». В сказке
«Путем-дорогою» показан народ, пробуждающийся от сна рабства и покорности.
Взгляд писателя на настоящее и будущее России нетерпелив и резок. Как можно
быстрее и решительнее исправить несправедливость — вот «кредо» Салтыкова-
Щедрина. Никаких сожалений о нравственной «оплате» такой справедливости у
него нет. Перед нами при этом вполне русские, национальные, сказки, в том
смысле, что, к сожалению, такой подход к решению проблемы справедливости
действительно «коренился» в «толще» национальной жизни. Россия дорого
заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной из своих сказок
не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.