Реферат по предмету "Литература и русский язык"


В траурные дни гибели Пушкина

В траурные дни гибели Пушкина

В
траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на
Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! -
невольник чести - Пал, оклеветанный молвой…

Так
Россия обрела нового великого поэта -Михаила Юрьевича Лермонтова . Обрела ,
чтобы через четыре года оплакать его гибель . Судьба Лермонтова - страшная
трагедия русской литературы. Его талант, его огромный дар не успел себя .
Поэтический мир М.Ю. соотносится с пушкинским. В раннем периоде творчества он
подражает великому предшественнику , в зрелом же постоянно спорит с ним и их
голосами спорят две России- додекабристская и николаевская.

Спорят
два типа мировосприятия . Пушкин устремлен к дому , к теплу, уюту, его ценности
в человеческой жизни. Любовь к родине - любовь к родному очагу , Михайловскому,
куда так стремился поэт. Все это чуждо Лермонтову. Судьба с младенчества
складывалась так, что дома не было . Ранняя смерть матери , вынужденная разлука
с отцом заставляли чувстВовать себя бездомным. События внешней жизни усилили
трагедию разрушенного дома и невозможностью счастья. В основе его поэзии - тема
одиночества , разобщенности людей . Его герой говорит особым языком, в котором
слово "любовь" означает измену, "дружба" - предательство,
"надежда"- иллюзию . Он стоит один под резким и холодным ветром эпохи
. Ни на кого не надеясь и не от кого не ожидая сочувствия . Он один против
множества , бессилен против силы. Но не сломлен , не отказался от борьбы , хотя
понимает и безнадежность . Он вечный странник во времени и пространстве.

Стихи
Лермонтова - это почти всегда напряженный монолог , искренняя исповедь. Образ
поэта в лирике М.Ю. Л. - это образ художника -пророка, одушевленного
божественным "глаголом". Он обречен на непонимание , бесславный конец
или трагическую гибель, потому что вовлечен в роковые конфликты . Стихотворение
"Смерть поэта" принесло автору широкую известность . Оно выражает
глубокое потрясение от извкстия о гибели Пушкина. Образ поэта в нем
противопоставлен толпе. Он одинок , устремлен к высокому идеалу , полон
достоинства , свободы , смелости . Поэт восстал против судьбы и погиб в этой
борьбе . Свет , противостоящий поэту , - это молва , общества , несовершенный
земной мирю. Поэт оклеветан , его жизнь сопровождают "мелочные обиды"
, гонения , пустые похвалы , клевета , ложь, коварство. В последних строках
выносится главное обвинение палачам поэта , стоящим "у трона" .
Лирический герой обвиняет их в том , что они допустили убийство , стали
палачами "свободы, гения и славы" . Личность художника , восставшего
"против мнения света", в этом стихотворении необычайно возвышается .

В
стихотворении "Поэт" Лермонтов сравнивает кинжал, превратившийся в
"игрушку золотую", с положением поэта в "век изнеженный".
Когда-то кинжал "звенел в ответ речам обидным". Теперь он лишен
смысла своего существования . Кинжал богато украшен , но стал бессславным
предметом. Таков и поэт. В прошлом поэзия была оружием , имевшим власть над людьми.
Поэт должен выражать "мысли благородные", разоблачать "блестки и
обманы" современности . Стихотворение заканчивается вопросом , в котором
звучит и негодование , и призыв к действию: "Проснешься ль ты опять,
осмеянный пророк?"

Стихотворение
Лермонтова "Пророк" как будто продолжает одноименное пушкинское
стихотворение . Намерение пророка следовать божьей воле разбивается о людское
непонимание . В их глазах он читает только злобу и порок. Лирический герой
бежит в пустыню. Он понятен для всей природы . Пророка слушают звезды, ему
покорна "тварь земная" , со всем миром природы он находится в
гармонии. Но его ученья , чистые порывы не трогают сердца людей. Он не в силах
победить злобу и остаётся гордым , непобежденным среди враждебного мира. В огромный
век , госящий разум , волю, Лермонтов владел гордым сердцем , пылкостью чувств.
И стремился возвратить миру утраченную им гармонию , красоту, силу любви.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.