Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Песенно-поэтическая антропология. Люди трудных профессий в изображении Ю.Визбора и В.Высоцкого

Песенно-поэтическая антропология. Люди трудных
профессий в изображении Ю.Визбора и В.Высоцкого

Ничипоров И. Б.

В
поэтических произведениях авторской песни персонажная сфера всегда
характеризовалась яркостью и социально-психологическим многообразием.
Значительное место в песенной поэзии Ю.Визбора и В.Высоцкого занимает
художественное раскрытие душевного склада персонажей, реализующих свой
внутренний потенциал в "трудных" профессиональных призваниях, где в
экстремальных положениях испытываются на прочность их личностные качества,
межчеловеческие отношения. Это моряки, геологи, альпинисты, шахтеры,
спортсмены, обретающие в стихах Визбора и Высоцкого возможность прямого
нешаблонного речевого самовыражения, в котором угадываются как приметы времени,
так и черты родства с творческим сознанием самих поэтов, постигающих
нравственно-философские аспекты бытия. Сопоставление персонажных миров в
творчестве двух крупнейших художников, представляющих различные периоды и
направления в авторской песне, позволит как точнее определить специфику ее
лирико-романтической ветви, так и приблизиться к осмыслению линий разграничения
между несхожими жанрово-стилевыми тенденциями в бардовской поэзии.

Пути
художественного познания внутреннего мира песенных героев у Визбора и Высоцкого
весьма многоплановы. Прежде всего стоит отметить весьма распространенные в их
поэзии портреты персонажей трудных профессий.

У
Визбора элементы таких портретов проступают уже в ранних стихах и песнях
середины 1950-х гг. ("Парень из Кентукки", "Закури",
"Жить бы мне, товарищи, возле Мелитополя…", "Маленький
радист" и др.). В них преобладает пока достаточно обобщенный поэтический
рассказ о тех профессиональных общностях, представителями которых выступают
герои – "маленькие радисты с большого корабля", о нелегких условиях
их труда, в процессе которого происходит углубленное осознание ими ценности
внутренних переживаний. Так, эмоциональная речь северного рыбака ("Жить бы
мне, товарищи…") становится созвучной строю народной лирической песни:

Но
живу я в том краю, там, где дни короткие,

В
области Архангельской с детства рыбаком.

Северные
девушки с гордою походкою

Вдоль
по нашей улице ходят вечерком…

Позднее
эти визборовские портреты героев становятся все более подробными и
психологизированными. Социально-психологический облик персонажей предстает в
них чаще всего в призме вдумчивого взгляда повествователя, способного в деталях
поведения героя прозреть закономерности его душевного мира, – в "Командире
подлодки" (1963), "Стармехе" (1965), "Репортаже о
ракетчиках" (1968) и др. В стихотворении "Командир подлодки" из
непосредственных впечатлений повествующего "я" ("вот что я
видел…"), жестовых и речевых подробностей поведения командира рождается
глубокое понимание трагедийного мироощущения героя, окруженного "водой,
скрывающей черные глубины… память трагических походов". В
"Стармехе" профессионально-бытовая конкретность и одновременно
метафорическая выразительность картины противодействия моряков природной стихии
("Метелей белые ножи // Разламывал своей машиной") соединена с
лирико-романтической тональностью в описании портрета и поведения героя:
"Голубоглазый мой стармех // Экзюпери всю ночь читает". Оригинально
здесь и композиционное решение: рассказ стармеха предстает в форме участного
обращения к нему повествователя, досконально знающего детали жизни на корабле:

И
Антуан Экзюпери

Вот
здесь скрестил с тобой маршруты.

На
море снег, на море снег…

Не
только в портретных зарисовках, но и в напряженной сюжетной динамике
прорисовывается Визбором ментальный склад героев трудных профессий. Говоря об
антропологическом аспекте собственного художественного мира, поэт-певец
подчеркнул расширенное понимание самого феномена "трудной профессии":
"Сила человека – не в профессии и не в судьбе… Мои герои – это люди
поступка, люди действия… Если вник в дело, которому посвятил тебя твой герой,
то громким – и чаще всего неискренним – словам места в песне не остается".
В сюжетике песен Визбора и Высоцкого преобладают поворотные, "пограничные"
ситуации, сопряженные с этикой риска и открывающие для героев новое измерение
жизни и профессионального труда.

В
стихотворении Визбора "Вот вы тоже плавали когда-то…" (1958)
коллективный рассказ о сущности морского призвания, сочетающийся с личностным
повествованием одного из моряков, наполнен ощущением таинственного смысла
перипетий дальнего плавания, что передается и на уровне поэтического языка,
образного ряда, являющего сплав вещественного и метафизического: "Плыли мы
неведомо куда // По путям надежды и познанья // … Я держусь за поручни надежд
// И до боли вглядываюсь вдаль". В песне "В твоей душе" (1961)
геологическое исследование природы вписано в образный контекст психологической
лирики, ассоциируясь с бесконечностью познания близкой души: "Давно домой
геологи вернулись, // А мне тебя искать еще сто лет!".

Особую
художественную функцию выполняет у Визбора и хронотоп "окраины",
"края" земли, сопряженный с атмосферой духовного и профессионального
поиска героев. В песне "Окраина земная" (1965) в лирическом монологе
моряка, наполненном возвышенным и одновременно тонким профессиональным
чувствованием "гремящей окраины земной", обнаруживается близость
морского призвания и крестьянского труда – в их причастности извечным – водной
и земной – природным стихиям: "Мы словно пахари на поле, // И тралы
родственны плугам".

Суровая
реальность профессиональных будней нередко предстает в песнях Визбора в
героико-романтических тонах, не скрадывающих, однако, неофициозного,
драматичного ощущения нелегкой трудовой жизни, долгой оторванности от любимых
людей: "И Кольский залив нам гудками повторит // Слова, что нам жены
сказать не могли". ("Тралфлот"). В этой песне – сказе капитана
рыбацкого судна – обращенное к слушателю-новичку повествование о море (с
характерными, диалогически ориентированными, стилевыми особенностями: "мой
друг", "пожалуйте бриться" и др.), о "Севере-старике",
драматичной судьбе моряка – таит немалый педагогический потенциал.

Если
у Визбора в социально-психологических портретах преобладает одухотворенно-романтическое
начало, проистекающее от чувства единения героя со своей профессиональной
средой, то в поэзии Высоцкого подобные "профессиональные" портреты,
отличающиеся большей социальной остротой, зачастую предстают в виде
пронзительной исповеди героя-одиночки, болезненно переживающего свою
противопоставленность данной среде ("Я был слесарь шестого разряда…",
"Песенка про прыгуна в высоту", "Песня о штангисте" и др.).

Центральным
в исповедальном монологе героя "Песенки про прыгуна в высоту" (1970)
становится его напряженное, строящееся на неизбывных контрастах ("Лишь
мгновение ты наверху – // И стремительно падаешь вниз") самоосознание не в
качестве человека-функции, но как уникальной творческой личности, отстаивающей
право на нестандартность в борьбе со сковывающими его "голосами"
враждебной среды:

Но,
задыхаясь словно от гнева я,

Объяснил
толково я: главное,

Что
у них толчковая – левая,

А
у меня толчковая – правая! .

Новый
свет на надрывное состояние героя в профессиональной сфере проливает и его семейная
драма, подчеркивающая внутреннюю конфликтность и многомерность созданного
портрета: "Жаль, жена подложила сюрприз: // Пока я был на самом верху – //
Она с кем-то спустилася вниз…". Поэтика контрастов, этический и
профессиональный максимализм в отношении противопоставляющегося зрительским
"крикам" героя к себе важны и в "Песне о штангисте",
(1971), "Вратаре" (1971), "Песне о сентиментальном боксере"
(1966).

В
песнях Высоцкого предметный мир, сами "орудия" и "средства"
профессиональной деятельности нередко вовлечены в орбиту личностной экзистенции
персонажа, вступают с ним в сложные партнерско-сопернические отношения, как это
происходит со штангой ("Песня о штангисте") или с самолетом в
стихотворении "Я еще не в угаре…" (1975). В последнем возникает даже
развернутый психологический портрет не только лирического "я", но и
многим близкого ему самолета – "отбившегося от рук",
"отгулявшего до последней черты"… Состояние
соперничества-сплоченности с миром, смертельного риска в бою, экстатическое
напряжение героя в кульминационные мгновения профессионального, боевого
самовыражения придают песням рассматриваемого круга балладное звучание, которое
подчеркивает глубину их бытийного содержания:

Двадцать
вылетов в сутки –

куда
веселей!

Мы
смеялись, с парилкой туман перепутав…

В
отличие от поэзии Визбора, в подавляющем большинстве стихов и песен Высоцкого о
людях трудных профессий преобладают сюжет-поединок, сюжет-катастрофа, акцент на
предельном надрыве оказавшегося в "пограничной" ситуации героя – в
большом спорте, морском сражении, покорении горной вершины, геологоразведочной
экспедиции… Сам поэт-певец признавался: "Я стараюсь для своих песен
выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду
могут заглянуть в лицо смерти, которые находятся в самой-самой крайней
ситуации" . Такой осознанный подход и придает антропологическому аспекту
этих произведений повышенную значимость.

Архетипическая
для художественного мира Высоцкого ситуация поединка человеческой воли со
смертью прочерчивается уже в ранней песне "Сорок девять дней" (1960)
и получает дальнейшее углубление. Катастрофичный сюжет морского сражения в
стихотворении "Еще не вечер" (1968), являя частую для философской
лирики поэта "схватку бесшабашную" с судьбой, становится одновременно
и испытанием прочности профессионального сообщества ("А крысы – пусть
уходят с корабля"), и обнаружением спасительной близости бунтующих душ
персонажей к природной бесконечности: "Ведь океан-то с нами заодно".
А в "Натянутом канате" (1972) в сюжетной динамике,
"спрессованной" пространственно-временной организации выстраивается
целостная онтология рискованного "пути без страховки", "боя со
смертью", внутренне оппозиционная духовному "лилипутству",
барачно-лагерной обезличенности советского "гетто".

Творческое
проникновение обоих бардов в различные профессиональные сферы неизбежно несло в
себе проявление инакомыслия в отношении к Системе, постижение уязвимых сторон
сознания "homo sovieticus". У Визбора – это прежде всего вызвавший
недовольство официоза "Рассказ технолога Петухова" (1964), неожиданно
точно для тех лет отразивший стремление советского человека непременно видеть
себя "впереди планеты всей" – причем одновременно и в "делании
ракет", и в "области балета"… В стихах Высоцкого сходные черты
психологии героев проявились в некоторых "спортивных" песнях – в
трагикомичном поединке бегуна с "гвинейским другом"
("Марафон", 1971), истории с прыгуном, надрывно мечтающим
"догнать и перегнать Америку" ("Песенка про прыгуна в
длину", 1971), в примечательном шахматном состязании ("Честь
шахматной короны", 1972).

Сквозной
в "профессиональных" песнях Высоцкого становится и ситуация
противостояния ищущей творческой личности власти бюрократии. В "Песне о
конькобежце…" (1966) звучит взволнованный монолог "маленького человека"
от спорта, готового всеми способами отстаивать свое достоинство в борьбе с
безликой спортивной системой. Неожиданный сюжетный поворот в "Случае на
шахте" (1967) высветил в трагикомических тонах оборотную сторону громких
соцсоревнований и выявил частое неблагополучие внутри самих трудовых сообществ,
когда передовой шахтер-стахановец остается под завалом по корыстной воле своего
же окружения, "пившего вразнобой "Мадеру", "старку",
"зверобой"". В стихотворении же "Тюменская нефть"
(1972) насыщенное бытийным смыслом интуитивное чувствование героем-нефтяником
недр родной земли – "что подо мной не мертвая земля", концентрация
его душевных и физических сил ("счастлив, что, превысив полномочия, // Мы
взяли риск") противостоят языковой мертвенности бюрократических
"депеш" из "центра":

И
шлю депеши в центр из Тюмени я:

Дела
идут, все боле-менее,

Что
– прочь сомнение, что – есть месторождение,

Что
– больше "более" у нас и меньше "менее".

В
творчестве обоих бардов песни о людях трудных призваний заключают и художественное
постижение межчеловеческих отношений, возвращавшее в общественное сознание
тоталитарной эпохи забытую чистоту и свободную от идеологических догм,
социальной конфронтации искренность этих отношений – как в личной, так и
профессиональной сферах.

В
стихотворениях Визбора "Я иду на ледоколе…" (1973), "Остров
сокровищ" (1972) межпрофессиональная солидарность воспринимается героем
как мощная опора в повседневном труде. В первом из них рассказ бывалого,
"идущего на ледоколе" моряка о профессиональной сплоченности с
подводниками ("У подводника гитара // И ракет большой запас")
органично вписывается в проникновенное послание, обращенное к далекой
возлюбленной. И таким образом в мироощущении визборовского персонажа
выстраивается художественная диалектика коллективного и индивидуального:
"Но никто из них не видит // В чудо-технику свою… // Что печально,
дорогая, // Жить на свете без тебя". У Визбора и Высоцкого значительное
место уделено и воспеванию красоты мужской дружбы, закаленной в нелегких испытаниях
профессиональной судьбы, а также на фронтовых путях – если вспомнить
"военный" цикл Высоцкого. В стихотворениях же Визбора "Остров
сокровищ", "Десантники слушают музыку" (1963), "Экипажу
Рюмин – Попов" (1980) художественное познание "биографии трудных
морей", скрытых "механизмов" "мужского общежития во всей
своей красе" на море и в небе достигнуто в соединении реально-бытового и
возвышенно-романтического изобразительного планов:

Когда-нибудь
закончится

Обилие
чудес –

Вернутся
к нам в Сокольники

Соколики
с небес

Земные
– это правильно, –

Но
все ж немножко ангелы:

Один
из испытателей,

Другой
из ВВС.

Размышления
о формах межчеловеческого родства в профессиональных, семейных отношениях
обретают в поэзии Визбора и философское звучание, расширяя сферу лирической
эмоциональности поэта-певца. Так, в стихотворении "Я бы новую жизнь
своровал бы, как вор…" (1968) подлинно актерское вчувствование в
личностный смысл различных профессиональных судеб умножает в глазах героя
ценность тепла семейной привязанности: "Но ведь я пошутил. Я спускаюсь с
небес, // Перед утром курю, как солдат перед боем. // Свой единственный век
отдаю я тебе". На соединении предметно-бытовой и метафизической
составляющих построено изображение профессионального труда и в стихотворении
"Как песни, перетертые до дыр…" (1965). Осуществляемая радистом связь
видится как "напиток драгоценный", наполняющий души героев –
"поверх барьеров" пространств – ощущением целостности бытия,
потаенного родства несхожих душевных миров. С композиционной точки зрения здесь
существенна синхронизация поэтического видения далеких человеческих судеб:

А
в южных городах встают девчонки

И
в институты разные спешат,

И
крестят, как детей, свои зачетки,

И
с ужасом шпаргалками шуршат.

А
в северных морях от юта к баку

Штормище
ходит, ветрами ревет…

"Драгоценная
связь" людей в профессиональном общении оказывается значительной и в
психологической лирике Высоцкого, где она, чаще, в сопоставлении с
произведениями Визбора, ассоциируется с мучительной надорванностью
человеческого "я".

Яркий
пример тому – песня "Ноль семь" (1969), где поэтизация будничного
труда телефонистки ("Стала телефонистка мадонной") проистекает из
драматичного положения героя на грани одиночества. Сила лирической эмоции
выражена здесь в прерывистой ткани стиха, сочетающей взволнованный монолог с
диалогическими, адресованными любимой женщине и другу репликами.
"Профессиональная" ситуация телефонной связи обретает психологическую
значимость:

"Девушка,
милая! Я прошу – продлите!

Вы
теперь как ангел – не сходите ж с алтаря!

Самое
главное – впереди, поймите…

Вот
уже ответили.

Ну
здравствуй, это я!".

Поиск
"зон" душевной открытости личности в разнообразных сферах
профессиональной деятельности сближает песни Визбора и Высоцкого. Причем речь
может идти и о глубоком единении душ в общем призвании, как, например, в
"Скалолазке" Высоцкого (1966), и о кратковременных, но весьма
значимых человеческих общностях, показанных, например, в стихотворениях Визбора
"Такси" (1965) и Высоцкого "Рты подъездов, уши арок и глаза
оконных рам…" (1965), которые созвучны по сюжетной ситуации. Если у
Визбора личная драма героя приоткрывается в неожиданно доверительном диалоге с
незнакомым таксистом, то стихотворение Высоцкого построено как рассказ бывалого
таксиста, тонко чувствующего коммуникативный смысл своего труда и приобретшего
в этом труде опыт понимания самых разных человеческих душ.
"Новеллистичная" структура его рассказа, сотканного из внутренне
связанных миниэпизодов и характеризующегося афористической емкостью словесной
ткани, приоткрывает в монологе "ролевого" героя психологическую
глубину:

Мы
случайные советчики, творцы летучих фраз, –

Вы
нас спрашивали – мы вам отвечали.

Мы
– лихие собеседники веселья, но подчас

Мы
– надежные молчальники печали.

В
поэзии Визбора и Высоцкого изображение психологии героев – представителей
трудных профессий, экстремальных условий их жизни отразилось и в сближающей
обоих поэтов системе образов-символов. Символическим потенциалом наделены здесь
пространственные образы моря, гор, Земли, а также сквозной мотив пути.

В
визборовской песне "Океан" (1963) символический образ одушевленной
морской стихии спроецирован как на извечную тягу души к непостижимому
("неразрешимое решать"), так и на реальные эпизоды жизни людей
трудного призвания: "И, как подвыпивший подводник, // Всю ночь рыдает
океан". В стихотворении же Высоцкого "Шторм" (1976) яркая
словесная фактура профессионального языка моряков ("Мы говорим не
"штормы", а "шторма… чтим чутье компасов и носов")
открывает таинственное измерение как в душевном мире персонажей, так и в
живописуемых здесь океанских просторах: "Кто в океане видит только воду –
// Тот на земле не замечает гор".

Хронотоп
гор у обоих бардов также имеет глубокий образный, антропологический смысл.
Размышляя о личностном значении альпинистской деятельности, Визбор отмечал в
ней мощный стимул внутреннего роста человека, который "возделывает сам
себя, засеивает поле своей судьбы мужеством, взращивает в себе мощные и
прекрасные всходы. От этого и накапливается в альпинисте мудрость
философа". В "горных", "альпинистских" песнях Визбора
и Высоцкого именно на "самовозделывании" личности в общении с миром
гор и сделан главный акцент. У позднего Визбора "альпинистская" песня
все определеннее вбирает в себя элементы философской элегии: в стихотворении
"Тропа альпинистов – не просто тропа…" (1976) центральный образ
постепенно познаваемого героями горного пространства помещен в широкое
ассоциативное поле:

Тропа
альпинистов – не просто тропа:

Тропа
альпинистов – дорога раздумий

О
судьбах миров, о жестокости скал,

О
женщинах наших, которых мы любим.

У
Высоцкого же экзистенциальный характер приобретает образная оппозиция
"равнины" и "гор". Так в стихотворении "Здесь вам не
равнина" (1966) антропологическая значимость вживания героя в мир, где
"за камнепадом ревет камнепад" сопряжена с этикой риска,
самоиспытания, отказа от "уюта", с осознанием непрерывности духовного
поиска: "Но мы выбираем трудный путь, // Опасный, как военная тропа".
Весомой оказывается здесь, а также в "Военной песне" (1966), и
образная ассоциация полного опасностей мира гор и исторических судеб
соотечественников на нелегких фронтовых дорогах:

Как
Вечным огнем, сверкает днем

Вершина
изумрудным льдом –

Которую
ты так и не покорил.

А
в "Гимне морю и горам" (1976) бесконечная перспектива духовного
восхождения личности в "служении стихиям", глубинное чувствование
полюсов бытия заряжает ее ощущением причастности к вечности, всеединству мира –
его высот и глубин: "Благословенны вечные хребты, // Благословен Великий
океан!".

Таким
образом, символика пути, дорог жизни оказывается сквозной в произведениях
Визбора и Высоцкого анализируемого ряда. Хотя если у Визбора чаще подчеркнуто
врачующее воздействие "дорог", морских путей на души героев
("Плаваем мы не от скуки, // Ищем не просто тревог: // Штопаем раны
разлуки // Серою ниткой дорог"), то в поэтическом контексте Высоцкого
неумолимо ожидающие героев-"профессионалов" "четыре четверти
пути", "непройденные дороги" и "невзятые рубежи" над
"пропастью" – как правило, имеют трагедийную окрашенность, знаменуют
катастрофические изгибы человеческой судьбы, "пограничные" вехи
душевного мира и социального положения личности ( "Натянутый канат",
"Песня летчика", "Спасите наши души", "Ну вот, исчезла
дрожь в руках…" и др.).

В
поэтических мирах двух поэтов-бардов принципиально важна и связь интуиций о
судьбах представителей трудных профессий с пониманием творческого призвания
Поэта. Так, в визборовской "Песне о поэтах" (1963) неординарное для
своего времени размышление о драматичной участи поэтов "служить в госкомитетах"
выводит на осознание органичной близости вольнолюбивого творческого призвания
профессиональному труду в экстремальных, свободных от сковывающей официальности
условиях – мысль, обретающая здесь и скрытый социальный подтекст:

Им
бы, поэтам, плавать бы в море,

Лед
бы рубить им на ледниках,

Знать
бы им счастье, мыкать бы горе,

Камни
таскать бы им в рюкзаках.

Высоцким
же личностный, "профессиональный" поединок поэта-певца с царящей в
обществе кривизной в заостренной форме изображен в дилогии "Певец у
микрофона" и "Песня микрофона" (1971). Прописанная с мельчайшими
подробностями профессиональная ситуация сценического выступления, увиденная
"глазами" певца, а затем и микрофона, пронизана ощущением повышенного
экзистенциального, психофизического напряжения, родственного душевным
состояниям персонажей "морских" и "альпинистских" песен:

Бьют
лучи от рампы мне под ребра,

Светят
фонари в лицо недобро,

И
слепят с боков прожектора,

И
– жара!.. Жара!.. Жара!..

"Пороговое"
состояние героя Высоцкого на сцене – в общении с гитарой, микрофоном,
аудиторией – порождено чувством глубинной внутренней обнаженности творческой
личности в ее стремлении на пределе сил открывать правду в мире лицемерия. А во
взволнованной "исповеди" микрофона, в итоге не сумевшего подавить
свою индивидуальность ради "патоки, сладкой помеси", нравственный
максимализм предопределяет тяжелейшую "профессиональную" драму:

В
чем угодно меня обвините –

Только
против себя не пойдешь:

По
профессии я – усилитель, –

Я
страдал – но усиливал ложь.

Расширенное
восприятие обоими поэтами феномена трудной профессии позволяет, таким образом,
соотнести их "сюжетные", "ролевые" песни о моряках и
альпинистах, шахтерах и нефтяниках с глубокими раздумьями о бытийной,
социальной роли творческой личности в современности и Вечности.

Итак,
антропологический аспект оказался ключевым в "персонажных"
стихах-песнях Визбора и Высоцкого, обращенных к постижению судеб людей нелегких
профессиональных призваний. В этих плотно "населенных" самыми
различными характерами произведениях запечатлелись жизненные пути современников
в их профессиональной, творческой деятельности – людей, обретших в бардовских
песнях свободную от официозного грима возможность прямого вербального
самораскрытия в конкретных речевых формах.

Разноплановое
в жанрово-стилевом отношении – от лирических монологов до "ролевых"
песен-"минипьес" – песенное многоголосие в произведениях Ю.Визбора и
В.Высоцкого было направлено на углубленное исследование душевной жизни личности
с учетом психологического фактора экстремальности; потаенных "механизмов"
межчеловеческого общения, бытийных основ отношений человека и мира,
запечатлевшихся у обоих авторов в близком образно-символическом ряде. Однако
если у Визбора преобладают поэтические, нередко окрашенные
лирико-романтическими тонами портреты героев, данные сквозь призму взгляда
повествователя, то стихи-песни Высоцкого характеризуются более напряженной,
трагедийной, часто балладной сюжетной динамикой, острой конфликтностью,
исповедальной пронзительностью, что отразило общую направленность эволюции
авторской песни – от романтических истоков 1950-х гг. к последующему усилению
трагедийного звучания и социальной остроты в творчестве бардов 1970-80-х гг.
(В.Высоцкий, А.Галич, А.Городницкий, поздний Б.Окуджава, И.Тальков и др.).

Разнообразная
типология характеров, сюжетных ситуаций в стихах-песнях Ю.Визбора и В.Высоцкого
о людях трудных профессий несомненно расширила горизонты поэтического слова и
способствовала обогащению лирики новыми перспективами антропологического
знания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные атрибуты бытия
Реферат Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля
Реферат Африканский экзархат
Реферат Students Rights In The Public School System
Реферат Кредитная система Российской Федерации
Реферат Исполнительная власть РФ
Реферат Анализ действующей структуры на примере предприятия ООО Строитель
Реферат История Zippo: Упрощение огня
Реферат Организация маркетинговой деятельности ООО МаСко Чернушинского района Пермского края
Реферат Реклама на вокзалах и в аэропортах
Реферат А), внедрения систем менеджмента качества на предприятиях жкх и во исполнение решений научно-методического Совета Исполнительного органа Системы (протокол от 25
Реферат Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Реферат Сущность экспертных маркетинговых исследований
Реферат Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала
Реферат Социальные организации и социальное управление