Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина
«Недоросль».
Тарас Скотинин, брат Простаковой,— типичный
представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно
относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной
неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения
Простаковых, он говорит: «Да этак и до меня -доберутся. Да этак и всякий
Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову».
Все его мысли и интересы связаны только со своим
скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для
любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к
своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян
оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее
десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана.
С большой художественной силой нарисована Еремеевна,
няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние
имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им
хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность.
Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им,
рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она
оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна,
«заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин,
кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь
сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга
приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства
человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным
угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не
жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой
госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и
страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда
Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна
получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и
Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и
трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не
способным оценить её верпую службу.
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних
учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд
хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он
помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят
обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.
В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и
церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из
первых классов духовной семинарии1, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен
хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же
семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово
червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует
Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам.
В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из
духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман,
учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума.
Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так
как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный
«учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени
Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.litra.ru