Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова

Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова

Свечу,
кричу на бездорожьи;

А
вкруг немеет, зов глуша,

Не
по-людски и не по-божьи

Уединенная
душа.

Вяч.
Иванов

Поэзия
символистов искала выхода в неземной воле. Известно, что поэты-символисты
пытались представить себя некими жрецами, вступали в различные мистические
общества. Зачисляли себя в ряды кто масонов, кто штейнеровцев, кто мартинистов.
Вячеслав Иванов принадлежал, как известно, к одному из таких тайных обществ. Он
вернулся из Италии, насыщенный образами древних мифов. От этого корня прямая
дорога вела его в католическое средневековье, к Возрождению, к романтизму
посленаполеоновской Европы. Вяч. Иванов поклоняется чуть ли не всем богам
средиземноморских культур и находит в них отклик своим раздумьям. Он
поклоняется Озирису и Вакху, знает наизусть тамплиера Данте и розенкрейцера
Гете. В своих культовых увлечениях он ненасытен. Стихи его в это время
переполнены мифическими образами.

Вячеслав
Иванов искренне верил, что сама поэзия является тоже своего рода миссией,
призванной для той же божественной цели, что и пришествие божества в мир людей.

Внутренний
мир поэта, мне кажется, можно определить как духовно-исповедальный. Религиозные
исповедания в стихах для него много значили:

Земных
обетов и законов

Дерзните
преступить порог, —

И
в муке нег, и в пире стонов,

Воскреснет
исступленный Бог!..

Молодежи
поэт был не очень понятен. Молодежь в вопросах веры, в отличие от Вяч. Иванова,
стояла на твердых христианских позициях. Он же, по-моему, готов был поклоняться
всем богам, подчинить свою волю всем горним силам, лишь бы они увлекли его в
высший мир:

Вдаль
влекомый волей сокровенной,

Пришлецы
неведомой земли,

Мы
тоскуем по дали забвенной,

По
несбывшейся дали.

Душу
память смутная тревожит,

В
смутном сне надеется она;

И
забыть богов своих не может, —

И
воззвать их не сильна!..

Поэт
признает, что он не может выбросить из сердца, в данном случае, античных богов,
хотя воскресить их не может. Наверное, вся мифотворческая поэзия Вяч. Иванова и
была по сути попыткой воскрешения античных образов. Поэт не был христианином,
но всю жизнь томился жаждой христианства, как многие интеллигенты того времени.

Сергей
Маковский в своих мемуарах вспоминал: “Запомнился мне разговор на религиозную
тему, происходивший в 1909 году, втроем с Вячеславом Ивановым и Иннокентием
Ан-ненским (неверующим, никакой мистики не признающим)”. Цитата Маковского
длинная, и я своими словами передам ее суть: в разговоре выяснилось, что Иванов
верит в Христа, но лишь в пределах Солнечной системы. Но он верит и в богов
Олимпа, и в духов земли, и во все магии. Это подтверждает мое предположение,
что Иванов ощущал себя человеком мира. Предполагаю, что ему была знакома
философия Ницше, где появляется “богочеловек”.

Любопытно,
что этот поэт и свою жену пытался в своей поэзии обоготворить. Он ее в
буквальном смысле слова прославлял, как богиню. С точки зрения христианства
это, конечно, недопустимо, но поэт непредсказуем.

Вот
сонет “Любовь”, где он вновь говорит с женой, но уже как с частью собственного
единства:

Мы
двух теней скорбящая чета

Над
мрамором божественного гроба,

Где
древняя почиет Красота.

Единых
тайн двугласные уста,

Себе
самим мы — Сфинкс единый оба.

Мы
— две руки единого креста.

Поэт,
мне кажется, совершенно уверен, что его лира может только к чему-то стремиться,
только восторгаться и даже нечаянно не может оскорбить божественного начала.
Поэтому меня, как читателя, не смущают такие его художественные
несоизмеримости, как “Над мрамором божественного гроба...”, “Мы — две руки
единого креста”. Все не так, но все у поэта как бы оправдано какой-то
сверхгармонией. Разумеется, в тайны посвященный маг мыслит не по-людски и не
по-божьи. Вот, я думаю, и Вяч. Иванов занимает какое-то среднее пространство
между Богом и людьми, между человеческим ничтожеством и божественной силой. Он
из тех, кого Евангелие называет “волхвователями и обаятелями”.

В
поздних стихотворениях поэт вспоминает свои дерзкие воззрения на божественное
начало:

Не
первою ль из всех моих личин

Был
Люцифер? Не я ль в нем не поверил,

Что
жив Отец, — сказав: “аз есть един”?

Денница
ли свой дольный лик уверил,

Что
Бога нет, и есть лишь человек?..

Наверное,
так надо понимать и восклицание поэта в стихотворении “Зодчий”:

Я
башню безумную зижду

Высоко
над мороком жизни...

Но
в более поздних стихах Вяч. Иванова христианское самосознание все же берет
верх. Демонические дерзания начинают мучить его совесть.

В
стихотворении “Прозрачность” звучит раскаянием обращение к “демону”:

Мой
демон! Ныне ль я отрину?

Мой
страж, я пал, тобой покинут!

Мой
страж, меня ты не стерег, —

И
враг пришел и превозмог...

Интересна
в этом плане концовка этого стихотворения:

Так
торжествует, сбросив цепи,

Беглец,
достигший вольной степи!

Но
ждет его звенящих ног

Застенка
злейшего порог.

В
конце концов творческий рост поэта приводит его к настоящему христианству без
всяких оговорок о солнечных системах. Это христианство ортодоксальное. В
последние годы жизни мифические образы поэт использовал лишь как метафоры и не
более того. Он горько признается:

...я
слышал с неба зов:

“Покинь,
служитель, храм украшенный бесов”.

И
я бежал, и ем в предгорьях Фиваиды

Молчанья
дикий мед и жесткие акриды.

Утратив
веру в своих несостоявшихся богов и богинь, Вяч. Иванов обрек себя на молчание.
Античные божества более не возникают в его стихах.

Но
религиозные искания Вяч. Иванова в поэзии привели его к самому главному и
необходимому его душе. Это ощущение России как центра мироздания:

Как
осенью ненастной тлеет

Святая
озимь, тайно дух

Над
черною могилой реет,

И
только душ тончайший слух

Несотворенный
трепет ловит

Средь
косных глыб, — так Русь моя

Немотной
смерти прекословит

Глухим
зачатьем бытия.

Смерть
настигла поэта в Риме. Прах его там, но душа — у нас в России.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5ka.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Reason
Реферат Рунический камень G 88, Кюльвер
Реферат Http://www job-mlm ru Твой путь к финансовой независимости ! Джон максвелл воспитай в себе лидера
Реферат A Noiseless Patient Spider 1881 Essay Research
Реферат Создание агентства по организации праздников ИП Фортиссимо
Реферат Загрязнение атмосферного воздуха
Реферат Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины: Психофизиология профессиональной деятельности для направления 080400 «Управление персоналом»
Реферат Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Виды маркетинговых стратегий ценообразования, условия их применения
Реферат Metaphysics Essay Research Paper Metaphysics
Реферат Individual Organization Behavior Essay Research Paper Individual
Реферат Институт президенства в Российской Федерации
Реферат The Oddyssey Essay Research Paper The Odyssey
Реферат Apple Computers Essay Research Paper Apple ComputersApple
Реферат Изучение природных резервуаров в ачимовских отложениях Западной Сибири