Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Интерпретация стихотворения С. Есенина «Проплясал, проплакал дождь весенний».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА
«ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ».

Проплясал, проплакал дождь весенний, ------ 5
Замерла гроза. --- 3
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, ----- 5
Подымать глаза… --- 3

Скучно слушать под небесным древом ------ 5
Взмах незримых крыл: -- 3
Не разбудишь ты своим напевом ------ 5
Дедовских могил! --- 3

Привязало, осадило слово -------
Даль твоих времен. --
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых ------
Прозвенит твой сон ---

Кто-то сядет, выгнет плечи, ----
Вытянет персты. ---
Близок твой кому-то красный вечер, -----
Да не нужен ты. ---

Всколыхнет он Брюсова и Блока, -------
Встормошит других. ---
Но все так же день взойдет с востока, ------
Так же вспыхнет миг. --

Не изменят лик земли напевы, ------
Не стряхнут листа… ---
Навсегда твои пригвождены ко древу --------
Красные уста. ---

Навсегда простер глухие длани ------
Звездный твой Пилат. --
Или, Или, лама савахфани, ------
Отпусти в закат. ---


РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше ----)
РИФМА: женмужженмуж; перекрестная авав; полная

Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л]
[вс][вз] - Vстрофа
ассонанс – [о][ы][а]
******************************************************************************
Морфемные средства: Префиксы: про-конечность
При- связанность, невозможность движения
Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость
******************************************************************************

Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на
->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность
Просторечные – подымать, знать (близость к читателю)
Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани
Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки
Всколыхнет, встормошит - псевдооживление
Омонимыантонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно)

******************************************************************************
Сравнения:– нет

******************************************************************************
Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня

******************************************************************************
Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста

******************************************************************************
Гипербола:

******************************************************************************
Литота:

********************** НЕТ ********************************************************
Оксюморон:

******************************************************************************
Перифраз:

******************************************************************************
Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани
Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста
В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение)

******************************************************************************
Метонимия:

*************************** НЕТ ***************************************************
Синекдоха:

******************************************************************************
Поэтический синтаксис: А) градация: нет
Б) повторы: анафора: скучно
В) эллипсис: нет (не мысли, но факт)
Г) инверсия: см. текст

******************************************************************************
Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом
Дедовских могил!
Б) вопрос: нет
В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
Подымать глаза…

Не изменят лик земли напевы,
Не стряхнут листа…

Русская литература начала XX века – явление странное, ни на что не похожее. Стихи или прозу любого автора этого периода – будь он эмигрант или художник советский – не сможет читатель понять так легко, как понимает Пушкина или Гоголя. Нет, разумеется, мы говорим не об общедоступности произведений гениев века XIX, а лишь о том, что в многоплановых их творениях всегда есть та внешняя часть, которая удовлетворит читателя поверхностного и явится дорогой к глубинам, к истинному содержанию произведения для читателя «настоящего». В творениях же века XX серебряного внешний план обыкновенно отсутствует. Произведение литературы первой четверти столетия – загадка. Более того, автор начала века – загадка не меньшая: что ни судьба, то легенда, рай для биографа, дающий возможность сочинить жизнеописание художника, отличное от многих подобных, но – так и не приблизиться к разгадке пути Мастера. Думается, эту разгадку следует искать в творчестве, а не теряться в глупейших предположениях относительно прототипов и событий, толкнувших творца на создание произведения искусства. Ведь именно в творчестве, как правило, и отражается весь путь поэта, писателя… В творчестве художник размышляет о судьбах искусства, обращается к себе самому как к части искусства. Ярко и оригинально выражены такие обращения в лирике С. Есенина, который не просто просматривается сквозь образ лирического героя, но называет своего собеседника: Сергей Есенин.
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
Подымать глаза.
«Скучно» - это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках:
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза.
Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк, - но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда…
Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» - к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре. Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе…
Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен.
Навсегда простер глухие длани
Звездный твой Пилат, -
и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра…
И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением:
Или, Или, лама савахфани,
Отпусти в закат.
«Боже! Зачем ты меня оставил?» - эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» - просит о возвращении в истинный дом Мастера, Художника, Творца…
Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное... Он успел все. И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Сибирский характер» инвестиций
Реферат Организация производства молока в отделение Архангельское ОАО Вологодский картофель Вологодской области
Реферат Организация производства молока
Реферат Микропроцессорная техника. Микроконтроллер в двухпозиционном регуляторе
Реферат Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мира
Реферат Организация работы питомника Рыжее королевство
Реферат Nike Essay Research Paper The athletic apparel
Реферат Птицы, динозавры и философские проблемы естествознания
Реферат Effects Of Codiene On The Human Body
Реферат Конституция Люксембурга
Реферат Бригадный подряд на уроках труда \портняжное дело\
Реферат Indias Religion Essay Research Paper Religion in
Реферат Форрестер, Джей
Реферат Психічні розлади у зв'язку із загальними соматичними й інфекційними захворюваннями
Реферат One Of Three Essay Research Paper One