Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ Парижа в творчестве Ш. Сореля и О. Бальзака

Образ Парижа в творчестве Ш. Сореля и О. Бальзака

Н.Ю. Иванова

Как
отмечают исследователи, такое произведение бытового реализма XVII века, как
«Правдивое комическое жизнеописание Франсиона», стоит у истоков «развития
французского романа нового времени» (Бондарев А.П. Авантюрный мир «Франсиона»
// Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. М., 1990. С. 22). В
частности, в этом романе XVII в. заявляет о себе тема большого города.

Представляется
возможным сопоставить некоторые особенности образа Парижа в произведениях
Сореля и Бальзака. Оба писателя создают в целом реалистический образ города,
приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни, и подчеркивают свое
стремление быть правдивыми и объективными историками. Ш. Сорель обладал
эмпирическим складом ума (то есть его суждения о действительности основываются
на конкретном наблюдении, жизненном опыте); это характерно и для Бальзака.
Сходство двух писателей состоит и в том, что они были склонны критически
подходить к действительности, хотя у Бальзака нет такой нарочитости в этом
плане, как у Сореля. В романах обоих авторов Париж предстает прежде всего как
город, где кипят страсти, где человек утрачивает свое душевное спокойствие и подвергается
соблазнам. Франсион, герой романа Сореля, как и бальзаковский Растиньяк,
стремился в юности к «мирскому величию», и «потому его так тянуло в Париж» он
«горел желанием познакомиться со всей городской жизнью...» (Сорель Ш. Указ.
соч. С. 188). Сводница Агата в романе Сореля, рассуждая о судьбе своей
воспитанницы Лореты, говорит о том, что Руан недостоин такой «отроковицы», что
«обладает она всеми прелестями», а потому Агата решает отвезти ее в Париж,
поскольку именно там можно получить от «девчурки» «изрядную наживу» (Там же. С.
102).

Однако
существенны и различия в восприятии мира этими авторами. В романах Бальзака
Париж - образ поэтичный, даже загадочный, вызы-вающий изумление и восхищение
автора. Сорель же не склонен к заметной поэтизации чего-либо. Если для Бальзака
слово «поэзия» является формой положительной оценки явления, и он этой формой
нередко пользуется, то для Сореля это слово ассоциируется с чем-то условным, не
вызывающим доверия и почти не встречающимся в реальности.

Париж
у Бальзака изображен в разных ракурсах. Необходимо выделить два основных вида
поэзии в его романах. Условно говоря, это поэзия исключительной реальности
(поэзия идеала, абсолютная поэзия) и поэзия доминирующей, обыкновенной
реальности (относительная поэзия).

В
свете абсолютной поэзии Бальзаком создается духовный, светлый Париж.
Центральные образы здесь - Полина Годэн, ученые Лавриль, Планшет («Шагреневая
кожа»), студент Бьяншон - люди, отрешенные от земной корысти, обладающие
трудолюбивой и самоотверженно любящей душой. Это поэзия тихих кварталов и
чердаков. У Сореля же отсутствует изображение возвышенного Парижа. Единственный
его герой, не нарушающий правил морали, прекрасная итальянка Наис, не
принадлежит Парижу, к тому же ее несколько схематично построенный образ не
вызывает у автора такого восхищения, как образ легкомысленного и
непоследовательного Франсиона.

Относительная
поэзия у Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного,
несовершенного. Относительная поэзия включает в себя три подвида. Первый - это
поэзия роскоши. Ее можно назвать поэзией ложной, потому что к ней относятся в
романах Бальзака явления, имеющие порочную суть (это пошлость и внутренняя
пустота), но притягательную внешность и несомненный успех в обществе (образы
игорных домов, светских балов, гостиных, образ Феодоры в романе «Шагреневая
кожа»). Это все то, чем Бальзак восхищается, чтобы затем разоблачить. У Сореля
нет такой формы поэтического изображения, но есть сходное противоречие: он
восхищается светским изяществом, блеском и в то же время насмехается над
пустотой франтов; он с увлечением изображает фривольные развлечения героев,
чтобы затем вынести им приговор моралиста. Второй подвид, выделенный нами в
системе поэтического изображения Парижа, - это поэзия собственно относительная,
в свете которой показаны типичные явления, симпатичные автору, но по своим
свойствам очень земные, не свободные от отрицательных черт. Это образы молодого
Эжена де Растиньяка и бунтующего Вотрена в романе «Отец Горио». Эти герои
нелицемерно соединяют в себе благородство и порочность. Именно в этой области
Бальзак наиболее близок к Сорелю, который показывает некоторые земные слабости
своих любимых героев с теплым, дружеским смехом, оправдывает их. Изображая
дружбу французских дворян - Франсиона, Ремона, Клеранта, - Сорель становится
даже несколько поэтичен, а любовь, в отличие от Бальзака, у него показана более
примитивно. Относительная поэзия у Бальзака передает и очарование парижского
духа, менталитета. Нечто подобное есть и у Сореля: это тоска парижан, живущих в
Италии, по родному городу, в котором совсем другие нравы, более веселые и
свободные, нежели в Риме. Третий подвид относительной поэзии у Бальзака -
поэзия скрытая, та, что видна из подтекста. С ее помощью передана архитектура
Парижа и особая атмосфера  города. В
романе Сореля нет психологического пейзажа и не создана тонкая художественная
аура Парижа.

В
романах Бальзака существует и антипоэзия - изображение мира нищеты
(материальной и духовной) безо всяких покровов (например, описание обстановки
пансиона мадам Воке в романе «Отец Горио»). Проза жизни представлена и в романе
Сореля - это изображение «дна» Парижа, грубой, воровской жизни. Но если
антипоэзия у Бальзака - явление редкое, то у Сореля, напротив, столь же редка
поэзия, то есть яркое красочное описание, любование, восхищение чем-либо.

Если
Бальзак создал образ города, по преимуществу прекрасного и чарующего как в
своей чистоте, так и в своих грехах, то у Сореля не показана красота города. Он
более категоричен и одномерен в оценке действительности. Можно сказать, что
Париж для Сореля разделяется на две части. Большая часть - это город, чуждый
автору; почти вся действительность представляется Сорелю достойной только
презрения и насмешки. Другая часть - это Париж, дружественный автору; компании
«удалых и щедрых» «врагов глупости и невежества» (Там же. С. 239). Но и эта
часть не избежала критики автора. Сорель акцентирует внимание на низменной
природе человека. Можно предположить, что, только преодолев эту крайность,
литература могла придти к шедеврам более позднего времени. Удивительно, однако,
что на столь раннем этапе развития реалистического романа, в XVII веке, создан
образ Парижа, во многом предвосхищающий гениальный бальзаковский образ города.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Frankenstien The Book Essay Research Paper Journal
Реферат Возникновение театра в Древней Греции
Реферат Николо Макиавелли политическая культура средневековья
Реферат Возрастная физиология 2
Реферат Контрольная работа по английскому языку (Тюмень)
Реферат Детский мир сеть магазинов
Реферат Методология науки криминалистики
Реферат Мошенничество как специфическая форма хищения
Реферат Информационное обеспечение управления школой
Реферат Гігієнічні властивості обраних систем фізичних вправ
Реферат Просветительская деятельность передвижных художественных выставок
Реферат SOCIALISM Essay Research Paper Socialism aims at
Реферат Зовнішність учителя як компонент педагогічної техніки
Реферат Теория социокультурных систем как основа для потенциального анализа конфликтов \english\
Реферат Комплексне хірургічне лікування гострого калькульозного холециститу ускладненого коломіхуровим інфільтратом