Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Горький и Чехов

Горький и
Чехов

Их личные
взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет
Чехову в письме: “...Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви,
кою питаю к Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить восторг перед
удивительным талантом Вашим...” Нам трудно сказать, как относился в то время к
литературным опытам Горького Чехов, но ответное письмо содержит добрые слова:
“Дружески жму руку”.

Казалось бы, не
так уж велика разница во времени начала их творческой деятельности (первый
рассказ Горького “Макар Чудра” выходит в 1892 году, а первый сборник Чехова “В
сумерках” в 1887 году), но эта разница в 5 лет весьма ощутима. Горький пережил
революцию и стал основателем социалистического реализма, Чехов не дожил до
революции 13 лет и считался писателем, завершающим традицию критического
реализма. В этой смерти был свой смысл: врач, он никогда бы не принял
кровопролития и не оправдал бы, как Горький, кровь во имя святой цели.

Ранний Горький
весь пронизан скрытыми цитатами и ориентирами на Чехова. Широко использует он
чеховские приемы: открытые начало и конец, тесное переплетение философских идей
с бытовыми житейскими подробностями. Несмотря на то что Горький не заостряет
свое внимание на юмористических рассказах, он, вслед за Чеховым, разрабатывает,
скажем, толстовские идеи. В письме к Суворину Чехов называет “основными
положениями” толстовства обличение войны и суда, еще раньше, в 1886 году,
выходит рассказ “В суде”, где показано не менее впечатляющее, чем в романе
“Воскресение”, заседание суда. А в 1894 году Горький опубликовал повесть
“Горемыка Павел”, где описал “великий акт человеческого правосудия” над Павлом
Арефьевым Гиблым. Манера изображения суда чрезвычайно схожа с чеховской.
Прокурор — добродушный человек с тараканьими усами, способный придавать своему
лицу свирепое выражение голодного бульдога, защитник, злоупотребляющий жалкими
словами. И на фоне этого гротескного изображения — трагедия несчастного человека,
которому не разрешают в последний раз побывать на могиле убитой им женщины.

Существует ряд
горьковских рассказов, определенно ориентированных на художественную манеру
Чехова. Очевидна связь между “Черным монахом” и “Ошибкой” Горького. Однако
чеховская идея Коврина об избранничестве трансформируется и становится мыслью о
всеобщем спасении людей Кравцова. Больше того, в черного монаха Коврина не
верит никто, идея жизни ради других так сильно действует на Яро-славцева, что
он начинает представлять себя — ни много ни мало! — учеником Спасителя.

Со временем
пути творчества этих двух писателей расходятся, но связующие нити еще есть. Оба
писателя беспощадно срывают маски с реальности, указывают на пошлость
окружающей жизни. И главное — чеховский и горьковский идеал человека некоторое
время, пока положительным героем Горького не стал революционер, схожи. В пьесе
“Дядя Ваня” Астров говорит о героине: “Она прекрасна, спора нет, но... ведь она
только ест, спит, гуляет, чарует нас красотой — и больше ничего. У нее нет
никаких обязанностей, на нее работают другие... А праздная жизнь не может быть
чистой”. Почти то же говорит и Фома Гордеев: “Красивый человек и жить хорошо
должен”.

Горький найдет
свой идеал позже — в новом герое — революционере и в Ленине, а Чехов так и не
найдет свой идеал.

Скоро Горький
увидел ограниченность чеховского реализма в отсутствии призыва людей к
героическим поступкам, в отсутствии культа человека — активного преобразователя
действительности. В письме к жене, сразу после похорон Чехова, Горький пишет о
том, что пошлость в конечном счете восторжествовала над гробом ее обличителя, и
причину этого, несомненно, видит в пассивном ей противостоянии.

Не случайным
является тот факт, что родным театром и для пьес Чехова, и для пьес Горького
стал МХТ. Но если, по словам Станиславского, Горький — “главный начинатель и
создатель общественно-политической линии в Художественном театре”, то пьесы
Чехова — его главный психологический источник, “не будет его пьесы — театр
потеряет свой аромат”. Любопытно, что оба писателя переживали за судьбу чужих
пьес, хотя и писали принципиально о разном. Правда, пьеса “На дне” кажется
иногда немного чеховской. В ней также чувствуется томящая безысходность, гнетет
душный воздух застоявшейся жизни... Там нет положительного героя, который,
вынув свое горящее сердце, вел бы людей к светлому будущему. Там у людей вообще
нет будущего. Горький частично использует и некоторые чеховские приемы: его
герои также не слушают друг друга, невпопад произносят символические фразы.

В одной из
своих статей Блок сказал, что Горький не совсем интеллигент. Усомниться же в
том, что истинным интеллигентом был Чехов, не может никто. Вероятно, отсюда и
берет начало столь разное понимание роли интеллигенции.

Для Чехова
интеллигенция — лишь прослойка общества, которая в большинстве своем в душе еще
больше опошляется от самодовольного сознания принадлежности к интеллигенции.
Они вовсе не интеллигенты в душе. А те, кто болезненно чувствуют, как Васильев
в “Припадке”, ужас и грязь общества, вынуждены пить на ночь бром.

Интеллигенция
Горького — “ломовая лошадь истории”, которой предписано вынести на себе тяжесть
предводительства, ведя за собой народ, который будет завершать дело революции.

В написанном
после смерти литературном портрете человека с “мягкой, милой улыбкой” видно —
Чехов остался для Горького таким, каким он виделся в юности.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Формирование эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень) посредством упражнений»
Реферат Коэн, Стивен
Реферат Социальная работа с семьями имеющими детей инвалидов
Реферат Compare And Contrast The Two Shorts StoriesThe
Реферат Захист інноваційних фінансових послуг
Реферат Юниты по Гражданскому праву
Реферат Rules Of Prey Essay Research Paper In
Реферат Холодная прокатка листов
Реферат Використання iнформацiї Internet
Реферат Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте
Реферат Лизинг как форма аренды основного капитала: проблемы и перспективы развития в РФ
Реферат «Инфраструктура и услуги» Руководитель курса
Реферат Правовое регулирование охраны здоровья и лекарственного обеспечения
Реферат Another Antigone Essay Research Paper A HumorousDistillation
Реферат Трипільська культура 2 Матеріальна культура