Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной
мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых
средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его
оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются
предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего
движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей
темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения,
составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют
зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых
средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и
эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит
образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в
образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный
образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры,
олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться
замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает: . Точным . Доказательным + термины. . Обобщенным (о группе предметов) . Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция. 1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. 2. Задача речи: . Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать. . Дать точные указания, рекомендации. 3. Высказывание обычно бывает: . Официальным . Точным . Бесстрастным (лишенным эмоций) 4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы +
сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и
общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи: . Сообщить информацию . Воздействовать на массы . Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают: . Злободневными по теме . Яркими, страстными, призывными . Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста: . Прямое обращение к читателю . Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений . Экспрессивный повтор и стандартная лексика . Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске . Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений . Параллелизм в построении этих неполных предложений . Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И . Сочетание книжной и разговорной речи . Прямые обращения к собеседнику . Обратный порядок слов (инверсия) . Риторические вопросы
Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету) . Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни . Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни). . Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле . Сообщение о каком-либо процессе как процессе . Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…) . Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным
(односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии) . Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя) . лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения) . темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр . задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли. . Убедительность, доказательность, личная позиция автора. . Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа) . НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение . Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание). . Основная мысль (тезис) --- аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) --- вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк. . Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела) . Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы. . Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми . Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить
картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в
переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в
которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает,
экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.