Первобытное (догосударственное) общество
Наша
литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь
главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности
и государства». Она была написана на основе вышедшего в1877г. фундаментального
исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь
североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов
и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был
преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту
научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.
Сегодня
научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для
теории государства и права определенную методологическую ценность имеет
выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а
следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей
экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики
(земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).
Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму
— патриархальный (патриархат).
Любое
человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е.
организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в
стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества
явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое
всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее
производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой
организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот
родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и
полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем,
без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом,
род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой
организации догосударственного общества.
Власть
в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов:
источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была
направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти)
являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали,
поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е.
неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации
было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых
органов принуждения тогда не существовало.
Высшим
органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества
— мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно
решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались
предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел,
разрешались споры между отдельными лицами и т. д.
Решения
собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя
общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была
вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих
правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки,
и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и
племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания,
порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать
наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не
мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
Несложные
отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически
сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания
и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних
стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной
трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс
сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников
наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи
догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были
одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной
морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение
функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком
рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали,
и как веление религии.
Мононормы
изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего
общества, в котором и человек является частью природы. В них права и
обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое
средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре
истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении
половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест).
Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину,
обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи
угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения,
обеспечивало условия коллективного существования людей.
В
догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и
привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения,
общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей
и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru