Уровни управления
инвестиционной политикой
Гойхер О.Л.
Инвестиционная
политика - это совокупность различных подходов и решений, используемых для
эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело)[1]
.
Исходной
базой инвестиционной деятельности служит инвестиционная политика,
вырабатываемая и реализуемая на разных уровнях экономического управления и
регулирования. Инвестиционная политика определяет среднесрочные и долгосрочные
цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на
основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой
для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и
проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.
Это
особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности
и изменчивости рыночной конъюнктуры[2]
.
Инвестиции
представляют собой вложения ресурсов в сферу производства и в непроизводственную
сферу в целях:
получения
доходов на вложенный капитал;
решения
проблем повышения конкурентоспособности;
роста
экономической, экологической и социальной эффективности[3]
.
Собственники
инвестиционного проекта — это организации и физические лица, внедряющие проект
и инвестировавшие в проект свои ресурсы, вследствие чего получившие право
собственности на часть дохода от проекта, владение частью активов проекта.[4]
Инвестиционные
ресурсы предоставляются организациями юридическими лицами, компаниями, фирмами,
банками, другими организациями и физическими лицами, акционерами,
предпринимателями, менеджерами, другими работниками в виде:
финансовых
ресурсов (свободных финансовых средств компаний, организаций, капиталов частных
и юридических лиц и населения, ценных бумаг);
материальных
активов (оборудование, транспортные средства,
здания и сооружения, земля);
интеллектуальных
активов (технологии know-how, патенты,
изобретения, различные инновации);
человеческого
капитала (интеллект, нравственность и мораль, знания, навыки, опыт,
квалификация и другие составляющие);
других
нематериальных активов (товарных знаков, имиджа компании на рынке, другие)[5]
.
Инвестиционная
политика должна разрабатываться на всех уровнях экономической деятельности. На
микроуровне - для предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, банков,
фондов и даже семей, осуществляющих инвестиционные проекты[6]
.
Не
менее важна инвестиционная политика региональных и муниципальных уровней
управления, которая должна учитывать перспективы развития территориальных
единиц с учетом их особенностей, служить основой для выработки целевых
программ, селективной стратегии поддержки наиболее перспективных проектов. На
территориальном уровне разработкой и реализацией инвестиционной политики
занимаются администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. В координации региональной инвестиционной политики принимают
участие федеральные органы исполнительной власти, а также полномочные
представители Президента Российской Федерации по федеральным округам.
Формирование в стране институтов и экономического механизма способствует
созданию реальной заинтересованности физических и юридических лиц, вовлеченных
в эффективные операции инвестиционного типа, и приводит в итоге к увеличению
доходов и экономическому росту, выгодному сообществу в целом.
Эффективность
инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при
ее формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически
сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и
регионов.
На
макроуровне выработка и реализация федеральной государственной инвестиционной
стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры
поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать
динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход ее в
новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление
перспективной инвестиционной и инновационной политики - функция Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Следует
сказать и о международной инвестиционной политике - всего мирового сообщества
(концепция устойчивого развития), межгосударственных региональных объединений
(СНГ, ЕС), отдельных международных финансовых институтов (международного и
европейского Банков реконструкции и развития, МВФ, Глобального экологического
фонда и др.). Инвестиционная политика должна быть, с одной стороны, рассчитана
на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки,
осуществления и окупаемости проектов), а с другой стороны, - вариантной,
гибкой, допускающей своевременные коррективы с учетом конъюнктуры. Задачи и
методы реализации этой политики меняются в разных фазах экономического цикла. В
фазах кризиса и депрессии, когда преобладает стратегия выживания, цель
инвестиционной политики - сохранение, поддержка и укрепление части основного
капитала, наиболее жизнеспособной и перспективной, пригодной для производства
конкурентоспособной продукции. В фазах оживления и подъема преобладает
стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в
своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций,
способствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию новых. В фазе
зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации
и инвестиции реализуются обычным рыночным путем, в соответствии с выработанной
на микроуровне политикой. Следовательно, инвестиционная политика должна
своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла.[7]
Инвестиционная
политика формируется под воздействием различных факторов и имеет рамки,
определяемые институциональной системой региона.
Государство
регулирует свою, в том числе и инвестиционную, деятельность, законодательно. В
частности Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по
уровням управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне
законодательной власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени,
инвестиционную деятельность:
Конституция
РФ;
Кодексы
РФ;
Федеральные
законы;
Постановления
Правительства РФ;
Региональные
законодательные акты;
Местные
законодательные акты.
Возрастающая
роль регионов в экономических и управленческих преобразованиях в России
предопределила привлечение приоритетного внимания управлению, аккумулированию и
эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Рассмотрение и анализ
институциональных форм управления инвестиционной политикой на региональном
уровне требует учета параметров структурной перестройки и взаимосвязи со
стратегическим направлением развития в масштабах всей страны.
Институциональные
рамки определяют правила инвестирования и являются факторами, влияющими на
формирование и реализацию инвестиционной политики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru
[1]
Стерлигова А.Н.
Инвестиционная политика в организации. Учебное пособие. М.: 2002, с. 8.
[2]
См.:
Инвестиционный бизнес. Учебное пособие под ред. Яковца Ю.В. Издательство РАГС.
М.: 2002, 341 с.
[3]
Маленков Ю. А.
Новые методы инвестиционного
менеджмента..— СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002., с. 62-63
[4]
То же, с. 62-63.
[5]
[5] Маленков
Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента..— СПб.: Изд. дом
«Бизнес-пресса», 2002., с. 62-63
[6]
Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы. // В.К. Гуртов. – М.: Экзамен, 2002, 384
с., Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие // Под. ред. д-ра. экон. Наук,
проф. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002, 478 с.
[7]
Инвестиционный бизнес. Учебное пособие // Под ред. Яковца Ю.В. - М.:
Издательство РАГС, 2002, с. 24.