Реферат по предмету "Эргономика"


Основные принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности региона

Основные принципы
государственного регулирования инвестиционной деятельности региона


Абрамова С.Ю., ВлГУ


В
экономической литературе существуют различные подходы к проблеме регулирующего
воздействия на инвестиционный процесс на региональном уровне, которые
принципиально отличаются позицией относительно роли и места государственных
органов управления в рыночной экономике. Экономическая теория и практика
показывает, что именно государство в развитой рыночной среде обеспечивает
институционально-правовую структуру экономики и осуществляет функции
регулирования предпринимательской и иной деятельности с целью воздействия на
экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных
явлений, возникающих вследствие несостоятельности рынка. Академик Л.И. Абалкин,
анализируя проблему государственного регулирования рыночных отношений, подчеркивает,
что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных
научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без
активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. Политика
государственного невмешательства неизбежно приводит к нарастанию разного рода
противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и
общества. Сам же рынок рассматривается как социально-ориентированный,
эффективно регулируемый и органически вписанный в соответствующие социально-экономические
модели, весьма многообразные и не исключающие друг друга. Именно поэтому для
эффективного управления экономической системой представляется очевидной
необходимость усиления роли государства, поиска оптимального сочетания
государственного и рыночного регулирования, что обусловливает необходимость
разработки нового концептуального подхода к управлению инвестиционным процессом
в регионе, основанного на усилении роли региональных органов власти и
управления в регулировании инвестиционного процесса. Одной из главных задач по
активизации инвестиционной деятельности в регионе является разработка
экономических и административных регуляторов, находящихся в пределах
компетенции или возможностей администрации региона, для направления инвестиций
на реализацию предлагаемой региональной системы приоритетов развития.

В
распоряжении администрации региона имеется целый ряд экономических и
административных регуляторов или инструментов, на основе которых строится
региональная инвестиционная политика: разработка и реализация областной
адресной инвестиционной программы; предоставление бюджетных инвестиций;
предоставление государственных гарантий областного бюджета; предоставление
налоговых льгот; предоставление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или
рассрочки по уплате налоговых платежей; предоставление бюджетных кредитов;
предоставление субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на
уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию
инвестиционных проектов.

Государственное
регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух основных
принципов: прямого участия в инвестициях; косвенного участия в инвестициях,
т.е. создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе.
Прямое участие в инвестициях, по мнению автора, должно осуществляться по
принципу: основная часть федеральных средств должна идти на поддержку
фундаментальных программ, определяющих решение первоочередных задач
стабилизации экономики, затрагивающих те сферы и отрасли экономики, которые не
станет финансировать частный инвестор. Инвестиционной поддержки государства
требуют также производства и предприятия, реализующие эффективные программы
реконструкции на базе прогрессивных технологий. Один из современных механизмов государственного
регулирования инвестиционной деятельности в регионе – переход от распределения
капитальных вложений к выполнению роли коммерческого инвестора и партнера
негосударственных инвесторов, что будет способствовать мобилизации
капиталовложений и за счет этого, в частности, пополнению бюджетных источников
централизованных средств. К этому изменению объективно вынуждают недостатки
существующей практики государственного инвестирования, такие, как бессистемное
распределение госбюджетных средств, отсутствие четких критериев и приоритетов в
государственных программах, недостаточный контроль эффективности вложенных
средств. При регулировании инвестиционной деятельности региона необходимо
оптимальное сочетание указанных методов с четкой проработкой признаков
дифференциации применяемых льгот. Условия регулирования вырабатываются на
основе законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений
Правительства РФ и закрепляются, дополняются законодательными актами региона.

Дальнейшее
развитие ситуации в инвестиционной сфере, и, прежде всего, на региональном
уровне, в значительной мере будет зависеть от реализации механизмов
государственного регулирования инвестиций в регионе, среди которых следует
выделить: реализацию специального комплекса мер, направленного на побуждение
предприятий реального сектора экономики к инвестициям; поддержку предприятий за
счет средств централизованных инвестиций, путем кредитования на платной,
возвратной и конкурсной основе; расширение практики совместного
государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов с
привлечением иностранного капитала; усиление инвестиционной направленности
бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных
направлениях расходов; стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за
счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых инвестору на
приоритетных для региона направлениях инвестирования и другие.

Модели
построения концепции управления инвестиционной деятельностью в регионах должны
иметь следующие важнейшие составляющие. Во-первых, в основу их разработки
необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов
регионального развития. Во-вторых, для обеспечения реализации выдвигаемой
системы приоритетов регионального развития в моделях необходимо обосновать
определенные формы организационно-экономического механизма инвестирования.

С
учетом изложенного можно сформулировать несколько общих принципов
государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном
уровне:

1.Необходимость
разработки инвестиционной концепции региона, предусматривающую набор
альтернатив, многовариантную проработку путей развития за счет инвестиций.

2.Мониторинг
и анализ инвестиционной деятельности в регионе.

3.Разработка
инвестиционной политики с учетом направлений инвестиций на основе
территориальных (какие районы и города имеют преимущество в инвестициях) и
отраслевых (какие отрасли должны развиваться более быстрыми темпами)
приоритетов.

4.Обеспечение
конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии
управления инвестиционным процессом в регионе.

Реализация
принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности позволит
обеспечить активизацию инвестиционного процесса на региональном уровне.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.