Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики
Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным
потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом
человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и
производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей,
производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности
людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу
закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они
редки.
Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы
удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация
постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях
редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.
Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди
совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей,
следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные
блага, а люди, их действия, их выборы.
Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и
макроэкономику.
Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные
экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы,
происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.
Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые
малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными
госструктурами) в условиях редкости
Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы,
совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к
четырём выборам:
- что
- как
- кто
- для кого
«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо
производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа
«либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая
производственных возможностей при выборе «что».
Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью производительных
ресурсов. Они делятся на 3 категории:
- труд (рабочая сила
- капитал
- природные ресурсы
Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей
(физических, умственных, нервных) человека к труду.
Капитал – это средство производства, деньги, производственная
инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в
производственном процессе.
Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть
использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной
переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса
в воде, рыбные запасы).
Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости
ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за
собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая
ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость».
Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с
точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных
альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же
ресурсов.
Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производстве
всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан
с проблемой эффективности производства.
Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных
производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно
произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом
возможностью произвести некое количество другого товара.
Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал
(фирмы, региона, Украины и т.д.).
В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и
предпринимательство.
Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое
совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности
производства.
Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей
использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях
повышения эффективности производства.
Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией
производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании
труда.
Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда
достигается в результате научной организации труда.
«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги,
распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого»
связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Проблемой
«для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа
праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше
распределять чтобы больше производить.
Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах
координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.
Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что
индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены
указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.
Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы
приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на
информации и стимулах своего непосредственного окружения.
Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод
материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы
рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они
рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.
Специфические методы микроэкономики:
- метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)
- метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая производственных возможностей)
- эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)
- метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то модели, прогнозировать будущее развитие)
- метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)
16 Февраля 1999 г.
Лекция №2
Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Понятие рынка и его основные функции.
Рыночная экономика ее принципы и элементы.
Государственное регулирование рынка.
1.
Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по
законности товарного производства и товарно-денежного обращения.
Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории
как:
- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное
регулирование.
Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в
основу которого положено индикативное планирование.
Основные функции рынка: - обеспечение связи между производителями и потребителями; - обеспечение пропорциональности в структуре общественного производства; - признание общественно необходимых затрат труда на производство товаров; - формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложения, как выражение предельной полезности данного товара; - стимулирование издержек производства; - ускорение НТП.
Рынок выступает в двух формах: - рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции; - рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.
Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого
государственного администрирования, то рынок покупателя нормально
функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.
Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего
поражения, которое называется фиаско рынка.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать
процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное
использование ресурсов.
Причины фиаско рынка:
- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене
блага; - возрастание общественного блага; - недостаточная конкуренция.
2.
Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных
товаропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска,
самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности,
самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно
распоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и
оплаты труда.
Основные характеристики рыночной системы: - углубление общественного разделения труда; - высокая степень развития общественных отношений; - денежная форма обменных отношений; - высокий уровень развития частных предприятий; - высоко развитая технология; - косвенное, регулирующее воздействия государства.
Основные принципы рынка: - свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический интерес); - свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника ресурсов); - свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках предельной полезности товаров и услуг); - свобода экономических интересов; - максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на внедрения новых технологий, роста производительности труда; - максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства; - максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора; - конкуренция как состязательность всех участников рынка; - система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного процесса.
Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная структура,
состоящая из: - рынок средств производства; - рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных бумаг; - рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).
Рыночная инфраструктура: - коммерческая, банковская система; - биржевая система; - страховая система; - аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие информационные центры, аудиторские компании, холдинги; - уровень и состояние общественного сознания; - государственное регулирование.
3.
Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не идеальны,
т.е. имеется: - неизбежность инфляционных процессов; - неизбежность безработицы; - усиление неравенства в распределение доходов; - сужение сферы общественного блага;
Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в
условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регулирующего
вмешательства государства в рыночные процессы.
Однако существуют две концепции: - классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория саморегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (мировая депрессия); - государственное регулирование экономики (теория разработана Д. Кейнсом):
Два вида методов: - прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов); - косвенные (финансово-кредитные рычаги).
Государство должно осуществлять: - структурную политику; - инвестиционную политику; - инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика; политика денежных доходов; - политика формирования фондов; политика изменения структуры расходов населения; - финансовая политика и налоги.
Тема3. Основы анализа спроса и предложения.
Спрос и предложение.
Взаимодействие спроса и предложения.
Эластичность спроса и предложения.
В1.
Рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, который
выступает как модель стихийного порядка, в основе которого лежит рыночное
регулирование модели спроса и предложения.
СПРОС- желание, возможность и платежеспособность людей покупать товары и
услуги.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание, способность и платежеспособность производителей и
продавцов предоставлять товары и услуги на рынке.
Спрос и предложение подчиняются действию фундаментального закона спроса.
Закон спроса – принцип, в соответствии с которым, при прочих равных
условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной
покупательного спроса на этот товар. Это означает тенденцию роста спроса
при падении цен и падение спроса при росте цен. Это тенденция обусловлена 2
причинами:
1. если цена одного товара падает, а по другим товарам неизменна, то возникает желание замещать дешёвым товаром те, которые использовались раньше.
2. если доход потребителя неизменным, цены по всему массиву товаров – также неизменны и лишь по одному товару цена снижается, человек чувствует себя богаче, повышается его покупательная способность и может подняться спрос на другие виды товаров.
Таким образом, закон стоимости характеризует взаимоотношения между
количеством товара, который люди желают и могут купить и ценой этого товара
при прочих равных условиях.
Действие закона стоимости может иметь следующую интерпретацию.
Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между
ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь между ценой
и объёмом спроса, постольку она всегда имеет отрицательный наклон.
Передвижение по кривой спроса из точки А в точку В и из В в А – изменение
величины спроса.
При цене 40 грн. спрос 10 тыс. При цене 20 грн. величина спроса изменяется
до 15 тыс.
Падение цены обусловливает рост спроса.
Кривая спроса АВ выражает зависимость только двух переменных: цены и объёма
спроса на товар.
Однако, в рыночной кроме важнейшей переменной (уровня цены) существуют
2,3,4,n-ная переменные, к которым относятся доходы потребителя, ожидания
покупателей, вкусы, мода, предпочтения, инфляция и т.д.
Как же n-ные переменные отражаются на графике?
1. Если n-ные переменные существуют в статусе «при прочих равных условиях», тогда кривая АВ в пространстве не корректируется.
2. Если n-ные переменные исключаются из категории «при прочих равных условиях», если они начинают играть самостоятельную роль, то происходит сдвиг кривой спроса, фиксируется новая позиция кривой, которая выражает качественно-новые условия прежней зависимости двух основных переменных: цены и спроса.
Пространственные изменения кривой спроса с позиции АВ в CD или EF
называются изменением спроса.
Ожидание покупателей: пессимистические- снижение спроса (EF)
оптимистические: рост спроса (CD)
Инфляция: рост спроса (ажиотаж) бегство от денег.
дефляция – перемещение в EF.
Изменение спроса – изменение количества товара, которое покупатели желают
и могут купить и которое происходит в результате n-ных переменных.
Рассматриваемое нами поведение кривой спроса относится к нормальным
товарам. Кроме нормальных существуют: низшие, высшие, субституты и
комплименты.
НИЗШИЕ товары – такие товары, по которым, при росте платежеспобности
покупательский спрос на него при неизменности его цены и даже при падении
цены падает (маргарин и масло)
НОРМАЛЬНЫЕ товары – такие товары, спрос на которые растёт при росте
платёжеспособности покупателя (обувь).
ВЫСШИЕ товары – товары, относящиеся к категории роскоши или предметов
неповседневного спроса. (престижные товары). Спрос на высшие товары
является производным роста платежеспособности узкой социальной группы и
спрос на эти товары растёт динамичнее, чем платежеспособность этой
социальной группы (новых русских мало, особенно у нас но $ у них нормально
– хватает) (
СУБСТИТУТЫ – такие пары товаров, по которым рост цены на один товар
приводит к росту спроса на другой (взаимозаменяемые)
КОМПЛЕМЕНТЫ – такие пары товаров, которые могут быть использованы только
вместе друг с другом (взаимодополняемые). Здесь рост цен на один товар –
падение спроса на другой (бензин – автошины)
Нам осталось закончить ещё два вопроса . чем мы и займёмся на следующей
лекции…. (
В рыночном механизме со спросом взаимодействует предложение.
Дадим графическую интерпретацию предложения.
Таким образом кривая предложения графически выражает зависимости между
ценой товара и количеством этого товара, которые производители желают и
стремятся предложить на рынке.
Также, как и в кривой спроса различают изменение величины предложения (А>В;
В>А) и сдвиг кривой предложения под воздействием n-ых переменных.
К числу таких переменных, воздействующих на предложение следует относить: - рост цен на ресурсные факторы (EF); - инфляция (продавцы не заинтересованы в увеличении спроса из-за роста цен на ресурсы – результатом является падение предложения (продавец придерживает товар до стабилизации ситуации)); - изменение технологии; - рост производительности труда (кривая сдвигается влево); - изменение цен на ресурсы в сторону снижения и неизменном уровне цен на товары (СД); - изменение цен на другие товары; - изменение ожиданий (оптимистические – рост спроса, пессимистические – падение спроса).
Вопрос 2. Взаимодействие спроса и предложения.
Рынок – модель взаимодействия спроса и предложения, что означает, что
необходимо свести кривые спроса и предложения вместе.
MN – 10 тыс. – дефицит рынка.
E – точка рыночного равновесия, характеризующая цену рыночного равновесия и
объем рыночного равновесия.
F – вседствие роста доходов растет спрос. G – рост цен на природные
ресурсы.
Информационным полем рынка является цена. Продавцы и покупатели планируют
свою деятельность на базе этой информации – уровне цен.
Согласование спроса и предложения на определенном уровне ценывыступает как
рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – это ситуация когда при данной цене предложение равно
спросу.
Рыночное равновесие – ситуация непостоянная и систематически изменяемая.
Нарушения: - если спрос избыточен (растет предложение), то возникает дефицит рынка, т.е. ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товаров.
Дефицит – величина избыточного спроса.
Первый признак дефицита – резкое уменьшение товарных запасов. Второй
признак – очереди покупателей. (информация графически показана на втором
графике МN).
В условиях дефицита: - падает качество товара; - развивается спекуляция; - растут цены.
Из за этого: - спрос снижается; - предложение растет.
Вследствие этого образуется новая точка рыночного равновесия F.
Секвестирование – урезание бюджета (придумал Чубайс, Белый говорит, что
Чубайс – дебилом стал из-за этого). Секвестирование ведет к резкому снижению доходов населения.
Избыток рынка – это ситуация при которой величина предложения товара при
данной цене превышает величину спроса на него.
При избытке товара, товарные запасы растут.
Наблюдается очередь производителей, а не покупателей.
Если дефицит рынка давит на цену снизу и цена растет, то избыток ранка
давит на цену сверху и она снижается.
В результате этих изменений формируется новая точка рыночного равновесия.
Избыток равен 15 тысячам шт. товара.
Рыночная экономика характеризуется закономерностью всех ниш рынка: - существование некоего постоянного избытка товаров и услуг; - существование из-за этого некоего приемлемого уровня безработицы.
С учетом ценовых сигналов избытка и дефицита следует различать реакцию
рынка на сдвиг спроса и сдвиг предложения.
Сдвиг спроса: - падение спроса ведет к избытку товара, который давит на цену сверху.
Из-за этого производство сокращается.
При снижающейся цене покупательский спрос увеличивается и начинается
движение вспять.
Сдвиг предложения:
Он происходит чаще, чем сдвиг спроса поскольку на предложение влияют не
только экономические причины, но и причины другого порядка.
Вопрос 3. Эластичность спроса.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой,
выраженная как отношение процентных изменений называется эластичностью.
Показатель эластичности – коэффициент эластичности.
Различают коэффициент эластичности спроса и предложения.
Коэффициент эластичности спроса – коэффициент ценовой эластичности спроса и
коэффициент эластичного спроса по доходам.
Коэффициент ценовой эластичности:
Ер – показывает уровень процентного изменения объема спроса на товар при
коком-то прцентном изменении его цены.
Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, постольку Ер –
отрицательная величина.
Для исчисления Ер применяется абсолютное значение Ер.
Ер=0,75 – это означает, что величина спроса растет на 0,75% на каждый
процент снижения цены.
Пример. Цена на товар У уменьшилась с 5 до 3 грн./шт, спрос увеличился с 3
до 6 ед.
Начальные и конечные позиции уровня цен и объема спроса характеризуют
понятие изменение дохода.
Доход У=Р (цена)*Q(спрос)
Коэффициент эластичности спроса изменяется по доходу.
У1=15 ден. Ед.
У2=18 ден. Ед.
Если величина спроса растет на больший процент, чем снижается цена и общий
доход растет, то такой спрос называется эластичным.
Пример 2. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос увеличивается с 3 до 4 единиц.
Доход уменьшается с 15 до 12 ден. Ед.
Если величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена и
общий доход уменьшается, то такой спрос не эластичный.
Примет 3. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос растет с 3 до 5 штук. Доходы
равны.
Если цена и спрос изменяются на одинаковый процент и общий доход не
меняется, такой спрос называется спросом с единичной эластичночтью.
Кроме указанных форм эластичности существует:
- совершенно не эластичный спрос. При любой цене потребители спрашивают
одно и тоже количество некоего товара (хлеб).
- абсолютно эластичный спрос – при любой цене спрос увеличивается бесконечно.
Ер
Ер =1 единичная эластичность.
Ер >1 эластичный спрос
Ер =0 совершенно не эластичный спрос
Ер =[pic] совершенно эластичный спрос.
При не эластичном спросе выручка продавца изменяется в том же направлении,
что и цена.
При эластичном спросе имеет место противоположное направление.
Q1 – до изменений; Q2 – после изменений.
[pic]- средняя точка интервала Ричарда Аллена.
[pic]
[pic]- перекрестная эластичность.
Существует понятие перекрестной эластичности, которая характеризует степень
реакции объема спроса на товар Х при изменении цены товара У.
Величина Еху зависит от характеристик пар товаров. - По товарам субститутам Еху>0, - по комплементам Еху ограничение свободы экономической деятельности > централизированное распоряжение ресурсами, готовой продукцией, доходами, прибылью > невозможность стать банкротом
Сильнейшие стороны коммерческого расчёта:
1. стремление получить максимальную прибыль
2. жёсткая материальная ответственность, вплоть до банкротства, за плохую организацию производства и управления, отставание в НТП, поражения в конкурентной борьбе
Функции коммерческого расчёта:
1. Наибольшим эффектная реализация формулы: издержки - доход - прибыль
2. Наиболее эффективная реализация социальных и экономических интересов собственников ресурсных факторов производства
3. Обеспечение конкурентоспособности на основе эффективной, полной самоокупаемости и прибыльности.
4. Стимулирование развития общественного производства
5. Формирование нового качественного состояния экономического сознания, мировоззрения
6. Вовлечения в активную экономическую деятельность широких слоёв населения
Вопрос 2.
1. Соединение коммерческой самостоятельности фирм с косвенным государственным регулированием
2. Принцип полной коммерческой материальной заинтересованности и ответственности
3. Принцип всеохватывающего денежного контроля коммерческой деятельности фирмы
Что получают собственники ресурсных факторов (социальная эффективность).
Норма прибыли - коммерческая эффективность.
Лекция №13,
а тема как и полагается №10 (кажется, крестится не буду).
Конкуренция.
Современную рыночную экономику, современное предпринимательство невозможно
представить без изучения и прогнозирования рынка т.е. без маркетинга.
В рамках маркетинга предприниматель:
1. определяет свою нишу в рыночной системе;
2. определяет действительную и потенциальную возможность сбыта своей продукции;
3. максимально полно и точно определяет действующих и потенциальных конкурентов.
4. Определяет стратегию и тактику борьбы с ними.
Конкуренция – деятельность в рамках соперничества нескольких субъектов
рынка в целях достижения одной и той же цели (независимое усиление каждого
из ряда предпринимателей с целью добиться приверженности к своей продукции
со стороны одних и тех же групп потребителей).
При характеристике конкуренции необходимо выделить основные ее типы:
1. чистая – очень совершенная конкуренция, она имеет место и роль в общественном производстве. При ней конкурирует великое множество предпринимателей, в тоже время каждый из них может перепрофилироваться на выпуск другой продукции, поэтому чистая конкуренция способствует заполнению всех ниш рынка, более полному удовлетворению потребностей общества. Этот тип конкуренции не грозит банкротством, т.к. для каждого из участников предпринимателей есть свое поле деятельности.
2. Соперничество – более жестокий тип конкуренции. Имеет место когда в производстве некоего продукта имеется малое число субъектов рынка.
Действие одного из субъектов обязательно затрагивает экономические интересы других. Резкое поведение одного из них может привести к полному банкротству всех остальных.
3. Хаотическая конкуренция – она характерна особенно в период первоначального накопления капитала. Она означает, что конкуренция ведется хаотически, без жесткого законодательного регламентирования, без всяких правил предпринимательской этики диапазон от ценовой войны направлен на измор и очернение конкурента, до найма боевиков, убийств.
Цель этого – предельно обгаженная хаотическая конкуренция приводит к тому, что только наиболее беспринципные и криминализированные субъекты рынка формируют накопления капитала.
4. Корректирующая или внутриотраслевая – она приходит на смену хаотической в условиях насыщения рынка, утверждения правовых, цивилизованных, этических норм конкурентной борьбы в этих условиях на первое место выдвигается качество товаров, внедрением его лучших моделей, лучшего дизайна, существенно расширяется сфера предпродажного и послепродажного обслуживания. Особую роль приобретает изобретательность рекламы.
5. Бухгалтерская или внутрифирменная конкуренция – эта конкуренция между разными подразделениями одной фирмы, с целью снижения производства, повышения качества промежуточных операций, нового стиля работы, что ведет к возрастанию качества конечного продукта. Особенно бурно это протекает где? – не правильно не в Украине, а в Японии.
6. Функциональная конкуренция – конкуренция между различными видами товариществ, занимающихся удовлетворением какого-либо одного вида потребностей.
7. Видовая конкуренция – конкуренция производителей товаров одного вида, одного целевого назначения, но отличающихся какими-либо эксплуатационными характеристиками.
8. Предметная конкуренция – конкуренция производителей идентичных товаров, отличающихся незначительными, но привлекающими внимание потребителя отличиями. Marlboro country.
9. Монополистическая конкуренция – характеризуется разделом рынка между крупными монополиями посредством (крупных синдикатов), письмен (устных секретных соглашений).
10.Межотраслевая конкуренция – характерна для развитой рыночной экономики и
преследует цель более выгодного вложения капитала.
Второй вопрос.
Основные методы конкуренции:
1. Ценовые – характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя используются приемы снижения цен, предприниматель полагает, что низкой ценой на свой товар, ему удастся победить конкурента и затем захватить господствующее положение на рынке последующим ростом и компенсировать временные потери доходов. Эти методы нееэффективны.
2. Неценовые – являются основополагающими методами конкуренции в современных условиях. Борьба качеством товара, предложение послепродажного обслуживания, надежность, экономичность, удобство в эксплуатации и обслуживании, лучшие экологические характеристики, срочность выполнения заказа.
3. Недобросовестные – промышленный шпионаж, подделка продукции, воровство товарного знака, обман потребителя, сманивание специалистов, обладание технологическими секретами, подкуп должностных лиц.
Вопрос три.
Нормы поведения, правила:
1. не ввязывайся в конкурентную борьбу без изучения рынка.
2. Не рассчитывай на легкую победу.
3. Не делай резких движений, не раздражай чрезмерными движениями конкурента.
4. Не акцентируй свое внимание на «больных» проблемах конкурента.
5. Не взвинчивай цену в условиях полного отсутствия конкуренции.
6. Незначительно повышай цены.
7. В случае распродажи товаров резко снижай цены (для поддержания).
Лекция №15 15.04.99
Монополистическая конкуренция и олигополия.
В1. Монополия в р.э.
В2. Олигополия в условиях рынка
В3. Монополистическая конкуренция
Вопрос 1.
Монополия – ситуация, когда на рынке имеется один продавец какого-то товара
или услуги не имеющих близких субститутов.
Целью любой монополии является максимизация прибыли, но это и цель других
участников р.э., что неизбежно приведет к конкуренции, но уже в условиях
монополий. С микроэкономических позиций существуют следующие виды
монополий: - закрытая, т.е. защищаемая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (авторское право) - естественная – базируется на владении уникальными ресурсами. Одна фирма обслуживает весь рынок данного товара. - Открытая – одна фирма на какое-то время является единственным поставщиком некого товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции. - Простая – в каждый момент времени продает свою продукцию по одной цене всем своим покупателям и в силу определенных причин занимается на краткосрочном временном интервале господствующее положение в производстве данного товара.
Максимизация прибыли (как цель монополии) сталкивается со следующими
ограничениями:
1. уровень издержек производства
2. платежеспособный спрос на продукцию монополии
3. недопустимость ценовой дискриминации
4. эластичность спроса
В некоторых исключительных случаях монополии могут иметь убыток. Ситуация
убыточности возможна лишь на краткосрочном временном интервале, ибо на
долгосрочном – банкротство. В условиях убыточности, целью монополии
является минимизация убытка на краткосрочном временном интервале.
Прибыльность и убыточность характеризует действие закрытой и естественной
монополии. Мах прибыли в условиях открытой монополии связана с действием 2-
х важнейших факторов:
А) предпринимательство
Б) лимитирующее ценообразование
Предпринимательство – открытая монополия получает мах прибыль в
долгосрочном временном интервале неизбежно привлекает внимание
предпринимателей конкурентов.
Здесь существует 2 варианта развития событий:
1) Взвинчивание цены до мах возможного уровня с целью получения краткосрочного мах прибыли до момента, когда вторжение предпринимателей конкурентов, приведет к падению цены.
2) Устанавливать на свою продукцию приемлемо низкую цену, для того чтобы поставить барьер для других предпринимателей конкурентов в их стремлении проникнуть на данный рынок. В этом случае монополия будет получать умеренную прибыль на гарантированном долгосрочном временном интервале.
Такая стратегия в области цен монополистического рынка называется
стратегией лимитирующего ценообразования, суть этой стратегии:
господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне который не
позволяет на краткосрочном временном интервале получить мах прибыль, но
зато обеспечивает получение умеренной прибыли на долгосрочном временном
интервале. Эта стратегия резко понижает вероятность появления на рынке
монополий конкурентов.
Закрытые монополии также уязвимы в области мах прибыли ибо:
1) возможно появление субститутов
2) возможно опротестование юридическими ограничениями
Вопрос 2.
Олигополия – рыночная структура состоящая из небольшого числа фирм. Причем
некоторые из них имеют существенно большие объемы выпуска и продажи товаров
относительно размеров емкости рынка этих товаров.
В отличии от монополии, олигополия строится на некоторых аспектах
конкуренции производителей.
Олигополия преодолевает чистую(совершенную) конкуренцию и выступает в поле
соперничества или соперничающей конкуренцией.
Олигополистическая конкуренция характеризуется тем, что рынок поделен между
несколькими фирмами и действие каждой из них затрагивает и интересы и
действия всех остальных.
Каждая монополия выступает и в виде монопсонии (одного покупателя).
Наличие на рынке монополий и олигополий характеризует концентрацию рынка.
Сам уровень концентрации рынка – степень преобладания на рынке одной или
несколько больших фирм. Показателем измерения концентрации рынка
исчисляемый как процентное отношения продаж 4-х крупнейших фирм к общему
отраслевому объему продаж.
В США коэффициент концентрации в автомобилестроении – 90%, в выпуске газет
и журналов – 15%.
Недостаток показателя коэффициента концентрации – он не дифференцирует
каждую из этих фирм. В экономической практике для характеристики рыночной
концентрации в условиях олигополистического рынка используется индекс
Герфиндаля:
Этот индекс выступает, как индекс рыночной концентрации олигополистического
рынка исчисляемый как сумма квадратов долей рынка выраженный в %-ах всех
фирм продающих свою продукцию на этом рынке. Чем выше концентрация, тем
выше индекс Герфиндаля.
Для абсолютной монополии индекс имеет предельное значение – 10000 баллов.
Величина индекса Герфиндаля зависит также от соотношения между собой
удельного веса на рынке каждого из звеньев олигополии. В западной экономике
все фирмы делятся на 4 группы конкуренции по показателю рыночной
концентрации:
1) Чистая монополия – 100%, ход конкурентам заблокирован
2) Доминирующие фирмы – 50-90%, у них нет конкурентов, высокий уровень ценовой дискриминации
3) Ограничительная олигополия – 50-60% - рынок стабильно разделен, просматривается тенденция к сговору по ценам
4) Фирмы эффективной конкуренции: - менее 40% - доля рынка и цены часто меняются, но и доходы ниже.
В отличие от монополии, олигополии всегда взаимосвязаны.
Олигополистическая взаимосвязь – зависимость поведения каждой фирмы от
реакции входящей в данное олигополистическое объединение. На этой основе
олигополии стремятся к картельному соглашению.
Картель – группа производителей совместно максимизирующих прибыль путем
фиксации цен и объемов выпуска продукции и делением рынка на сферы влияния.
Экономика неопределённости
1. Экономика неопределённости и страхование риска.
2. Спекуляция и риск.
3. Экономика аукционов и риск.
Вопрос №1
Исчерпывающая информация о рынках и услугах является основой
предпринимательства. С этой целью в фирмах создаются отделы маркетинга,
конъюнктурной работы, может функционировать отдел «промышленного шпионажа».
Но даже при существовании этих отделов абсолютно точную и исчерпывающую
информацию получить невозможно.
Отсутствие точной и исчерпывающей информации порождает неопределённость,
следовательно, предпринимательская деятельность всегда осуществляется в
условиях некоторой неопределённости и недостатка информации.
Специалистом теории неопределённости является Ф. фон Хайен, в 1945 г. он
издал работу «Использование знаний в обществе».
Основные положения этой теории:
1. успех или фиаско в бизнесе зависит от полноты полученной информации;
2. информация никогда не бывает абсолютной, она всегда соседствует с незнанием и с некоей неопределённостью;
3. неопределённость может быть узнаваемая, как утаиваемая и неузнаваемая, как ещё несостоявшийся предмет информации;
4. информация всегда является не равномерной, а асимметричной.
Асимметричность информации означает, что одни субъекты рынка обладают некоей важной информацией, которая недоступна или утаиваемая от них;
5. средством аккумуляции рыночной информации является цена. Данные о динамике цены побуждают субъекта рынка принимать те или иные решения;
6. в знании о будущих переменах на рынке степень информированности уменьшается, степень неопределённости растёт;
7. глубина неопределённости в знаниях о будущих изменениях характеризует степень риска.
Вывод теории неопределённости – неопределённость и риск всегда
соседствуют в рыночной деятельности в неразрывном единстве.
Отношение субъектов рынка к риску.
По отношению к риску в поведении субъектов рынка есть три группы
характера их поведения:
- антипатия к риску;
- предпочтение риска;
- нейтралитет к риску, т.е. проявление безразличия к выбору «риск» или
«без риска»
Подавляющее число людей проявляет антипатию к риску, редко кто –
нейтрален, очень мало – рискуют.
В поведении тех, кто рискует, исключительно большое значение имеет
предварительное определение математического ожидания результата риска и
исчисление убывающей предельной полезности риска.
Математическое ожидание результата риска исчисляется как сумма значений
каждого возможного исхода событий, умноженная на вероятность каждого
исхода.
Если мы получаем отрицательное значение исхода риска, билеты не
покупать!
Риск – неотъемлемая часть не только рыночной деятельности, но и всей
жизни. Избежать риска невозможно. Однако в условиях риска отработаны методы
снижения риска.
Метод объединения риска – метод разделения риска между несколькими
субъектами рынка так, чтобы последствия нежелательного исхода были не
слишком обременительны.
Формы метода:
- форма взаимного фонда, т.е. создаёт доверительное общество, которому вручаются деньги на покупку акций различных акционерных обществ, этим существенно снижается риск потерять деньги в случае банкротства одного акционерного общества, если бы деньги вложили туда.
- Страхование в форме взаимного страхового общества, небольшая плата
(страховые платежи) защищают от катастрофического риска. В работе страховых обществ есть три группы проблем: o Проблемы роста затрат на содержание страховых структур (20% страховых взносов) o Проблемы выбора по степени вероятности потерь (полноты информации об объектах страхования) o Проблема морального риска – проблема поведения застрахованного индивида, который может сознательно увеличивать риск нанесения ущерба, который может возместить страховая компания.
Вопрос №2
Спекуляция – это деятельность по покупке товаров, ценных бумаг по низкой
цене с целью перепродажи по высокой цене.
Спекуляция – это всегда сознательный риск.
Спекулянт-профессионал должен обладать умениями:
- предпочтение риска;
- умение добывать асимметричную информацию;
- умение просчитывать математическое ожидание риска.
Спекулятивные операции:
- реальная спекулятивная сделка;
- заключение срочного спекулятивного контракта (фьючерсная спекулятивная сделка) – заключение договора о продаже чего-то на конкретный срок по текущим ценам;
- спекулятивная сделка с премией (спекулятивная сделка с аукционом) (на каждую сделку – премия, выступающая гарантией покупки, выплачивается в момент подписания договора, премия остаётся продавцу, если покупатель отказывается от сделки);
- спекулятивные сделки с хеджированием (страхованием риска) – это компенсация одного риска другим, т.е. перекладывание собственного риска на плечи других (в реальной экономике эти сделки узаконены).
Вопрос №3.
Два вида:
- Аукцион продавца – это один продавец и много покупателей.
- Аукцион покупателя – тендеры.
Три типа:
- английский аукцион – минимальная стартовая цена;
- голландский аукцион – максимальная стартовая цена;
- в тёмную.
Теория эквивалентности доходов:
Любой покупающий реализует собственную экономическую выгоду.
Лекция №17
Тема: Ресурсные факторы производства.
Ценообразование на рынках ресурсов
1. Спрос на ресурсы
2. Спрос и предложение на рынках труда
3. Различие зарплаты, как цена ресурсного фактора
Вопрос 1.
Для организации и осуществления нормального процесса производства,
необходимо наличие трех групп факторов: - труд; - капитал; - природные ресурсы.
В рыночной экономике названные ресурсные факторы являются предметами купли-
продажи:
а) рынок ресурсов является составной частью рыночной экономики.
Рынок ресурсов как составная часть рынка выполняет две взаимосвязанных
функции: - помогает определить выбор «как»; - «для кого».
«Как» - большинство товаров и услуг можно производить несколькими
технологическими способами:
1) много техники мало труда;
2) много рабочей силы мало труда.
Выбор «как» зависит от цены на ресурсы. Относительно дешевые используются
шире, а относительно дорогие – очень экономично.
«Для кого» - подавляющее большинство людей получают рыночный доход,
продавая свою рабочую силу.
Рынок, устанавливая цены на ресурсы, тем самым устанавливает и то, какая
часть общественного продукта, национального продукта, достается тем, кто
продает свой главный ресурс – рабочую силу.
В тоже время в собственности семейных хозяйств находятся и такие ресурсные
факторы, как капитал и природные ресурсы.
Выбор «для кого» - всецело связан с формированием рыночных доходов от
продажи ресурсных факторов.
С этой позиции исследование спроса на ресурсные факторы, представляется
очень важным и актуальным.
Целью предпринимательства является максимизация прибыли. Проблему
максимизации прибыли мы рассматриваем с позиции фирмы-производителя, но на
рынке ресурсов фирмы-предприниматели выступают как покупатели, поэтому
важно рассмотреть проблему максимизации прибыли с точки зрения покупателя.
Фирмы-предприниматели покупают ресурсы для производительного потребления,
т.е. для их использования в производстве товаров для продажи. Их этого
следует, что спрос на ресурсные факторы является не прямой, а он имеет
производный характер и называется производным спросом. Это означает, что
спрос на производственные ресурсы зависит от спроса на товар, в
производстве которого используется данный ресурс.
Второе ограничение.
Обуславливается выбором производственной технологии, т.е. комбинации
ресурсных факторов для производства товара.
Третье ограничение.
Цена ресурса кардинально влияет на количество покупаемых ресурсов и выбор
технологий.
При взаимодействии ресурсов следует оперировать понятиями (предельного
физического продукта) и закона убывающей полезности.
С позиции ресурсных факторов.
Предельный физический продукт ресурса определяется как увеличение выпуска
продукции в результате использования какого-то одного ресурса, в то время
как количество всех прочих ресурсов остается неизменным.
При анализе движения предельного физического продукта выясняется, что на
известном уровне предельный физический продукт переменного ресурса начинает
падать, что и находит свое выражение в законе убывающей доходности.
Существует предельная доходность ресурсов. Она рассматривается как
изменения дохода в результате продажи продукции произведенной с помощью
дополнительной единицей ресурсов. Предельная доходность ресурсов является
неодинаковой для различных типов фирм.
Для фирм price-taker’ов, т.е. для фирм которые не могут оказывать
воздействие на рыночную цену своего товара, т.е. фирмы, которые продают
свою продукцию по ценам определенных силами над которыми они не властвуют и
которые не могут контролировать (работа в условиях совершенной
конкуренции).
Предельная доходность ресурсов равна стоимости предельного продукта.
Стоимость предельного продукта определяется умножением цены выпускаемого
продукта на объем предельного физического продукта.
Для фирм, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию
(монополии, олигополии), и где цена меняется с изменением объема выпуска
продукции, то здесь делается выбор из наибольшей цены.
В варианте, когда сокращается производство производимой продукции, а цена
растет, тогда цена будет больше.
На основе анализа и определяется количественные аспекты использования
ресурсов.
Предельные издержки ресурсов – это прироста общих затрат фирмы на ресурсы
для приобретения дополнительных единиц данного ресурса.
Для фирм устанавливающих и контролирующих цены, предельные издержки
ресурсов могут быть выше и могут быть ниже его рыночной цены, все зависит
от политики формирования данной фирмы.
Цель любой фирмы – максимизация прибыли.
Рассмотрим отклонение, если предельная доходность ресурсов выше его
предельных издержек, то потребление каждой такой единицы ресурсов будет
максимизировать прибыль, доход растет быстрее издержек.
Если предельные издержки ресурсов превосходят его предельную доходность, то
сокращение потребления данного ресурса ведет также к максимизации прибыли.
В динамике спроса большое значение имеет и следующее обстоятельство: - спрос на продукцию для производства, которой этот ресурс используется; - изменение экономической ситуации на рынке; - ценовая эластичность спроса; - взаимозаменяемость ресурсов; - изменение цены на другие ресурсы; - изменение технологий
Лекция 18
от Моники (называется принесла полную версию()
Хотя общепризнанным выражением является "рынок труда", фактически речь идет
о рынке рабочей силы, ибо:
1. труд стоимости не имеет. так как это функция рабочей силы
2. труд - лишь целесообразная деятельность человека в процессе производства
3. если допустить, что продается труд, то заработная плата как цена труда является оплатой за весь труд, но тогда возникает вопрос: откуда появляется прибавочная стоимость?
Таким образом, на рынке ресурсов продаётся не труд, а рабочая сила.
Предложение рабочей силы может носить как индивидуальный. так и групповой
характер.
В этой связи есть особенности этого предложения.
Предложение рабочей силы индивидом всегда осуществляется в условиях
альтернативного компромисса между двумя "товарами":
1. досугом
2. потребильными благами, которые могут быть положены от продажи рабочей силы.
Предложение рабочей силы индивида сталкивается с двумя организациями:
1. в сутках только 24 часа, которые можно распределить между досугом и работой.
2. ставка зарплваты, определяющая покупательную способность индивида и, либо побуждает либо не побуждает его работать.
Считается, что повышение ставки зарплаты способствует увеличению
предложения рабочей силы, но это далеко не так
ибо тогда значит, что рост зарплаты стимулирует желание больше и лучше
отдыхать, что ведет к сокращению предложения рабочей силы.
Сокращение предложения рабочей силы индивида возможно и в случае резкого
снижения зарплаты.
График 1 - рассматриваем как нормальное явление.
Графики 2 и 3 - исключения.
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда колеблется
конкурентное равновесие на рынке труда.
Само предложение и спрос на рынке труда определяет:
1. количество применяемого труда
2. равновесная ставка зарплаты
В теории рынка труда большое значение имеет теория предельной
производительности распределения, согласно которой каждый фактор
производства получает плату, равную его предельной доходности.
На этой основе утверждается правило "от каждого по способностям - каждому
по труду". (это мировая идеология, здоровый принцип экономики).
Осуществление этого принципа означает, что каждый работник должен получить
вознаграждение, равное его трудовому вкладу.
В практической действительности этот фундаментальный принцип часто
нарушается в силу ряда причин:
1. не всегда трудовой вклад связывается со стоимостью рабочей силы
2. в условиях рынка существует монопсония (один покупатель, в данном случае
- одна фирма, нанимающая работника) и олигопсония (договорное сообщество
(на рынке рабочей силы) нескольких покупателей)
На зарплату влияет целый ряд других факторов.
Аксиоматичным считается положение, что распределение, в том числе и
зарплата, должно быть справедливым.
Справедливо - поровну.
Но при всей гуманистичности уравнительное распределение ведёт к неизбежной
гибели экономической системы, ибо те, кто может работать более активно,
работать не хотят, ленивые стараться не собираются, в результате -
состояние социальной апатии.
В реальной действительности в области распределения существуют достаточно
серьёзные различия, ибо:
1. обуславливается стоимостью рабочей силы
2. обуславливается характером работы (безопасность, комфорт, престиж. возможность карьеры)
3. привлекательность труда и его перспективы
4. дискомфорт и риск ( работа по ночам, рискованная работа)
5. индивидуальные способности человека
6. уровень профессиональной подготовки, таким образом характеристика
"человеческого капитала", получаемом обучением и практической деятельностью.
7. дискриминационные меры в ограничении зарплаты (женщины в США получают
64% окладов мужчин)
В микроэкономике есть теория зарплаты. В соответствии с этой теорией
повышение зарплаты сверх необходимого жизненного минимума привлекает в
производство квалифицированных работников, что ведёт к росту
производительности труда, повышению конкурентоспособности субъекта рынка,
максимизации прибыли как цели предпринимательской деятельности в условиях
рынка.
ЛЕКЦИЯ №19.
Называется: «Рынок факторов производства. Капитал и природные ресурсы.»
1. Капитал и доход.
2. Рынок природных ресурсов.
3. Экономика невозобновляемых ресурсов.
Вопрос №1.
Капитал – все средства производства, денежные средства в их явной форме и
форме ценных бумаг, созданные людьми или созданные ими и испытываемые в
процессе производства.
Следовательно к капиталу относятся: - сырье и материалы; - сооружения; - деньги - ценные бумаги - знания - профессиональный опыт.
ВФ – не капитал, всегда наблюдается три его характеристики:
1. его прошлое
2. его настоящее
3. его будущее.
Решив будущее капитала, собственник капитала приобретает средства
производства, т.е. формирует вещественные факторы производства.
Процесс трансформации затрат в выпуск продукции в будущем называется
сопряженным производством.
Оно организовывается с целью получения предельного физического продукта
(прибыли).
Абсолютный размер предельного физического продукта не дает исчерпывающей
его характеристики, поэтому принимают относительный показатель, который
рассчитывается как предельный физический продукт, отнесенный к вложенному
капиталу и выражается в процентном отношении прибыли.
Сам уровень дохода на капитал складывается в итоге поиска точек равновесных
кривых d и S в том или ином производстве.
Поведение в точках рыночного равновесия связано со следующей логикой
развития собственности: - увеличение в настоящее время объема капитала, тем самым сокращаем производство товаров, тем самым повышаем предельную полезность оставшейся части товаров. Следовательно цены на товары будут расти.
В результате этих колебаний достигается точка рыночного равновесия, которая
всегда больше единицы, на шкале предельного физического продукта. Это
превышение единицы и есть норма прибыли.
В данном случае мы рассматриваем случай использования собственного
капитала. В практической предпринимательской деятельности капитал выступает
в виде заемного, ссудного капитала, поэтому основой рыночного капитала
является рыночный ссудный капитал.
Рынок ссудного капитала – представляет собой ситуацию когда физические и
юридические лица исходя из различных причин и мотивов предоставляют и
получают ссуды и займы. Ценой на этом рынке выступает процентный доход или
норма ссудного процента.
Норма ссудного процента – плата за использование заемного капитала,
выраженная в процентах к величине заемного капитала.
Формирование нормы ссудного процента происходит в результате взаимодействия
d и S на рынке ссудного капитала. Она всегда должна быть ниже той, на
которую рассчитывает заемщик.
Ориентиром формирования нормы ссудного процента на рынке капитала является
средняя норма прибыли.
В формировании нормы ссудного процента играют роль факторы: - кредитный риск - посредничество - инфляция, темпы инфляции.
В условиях инфляции различают номинальные и реальные процентные ставки.
Номинальные – рассчитываются как реальная и плюс темпы инфляции, выраженные
в процентах.
Ехампл:
При норме прибыли 15% реальная процентная ставка составляет 6%, но
известно, что темпы инфляции в этом году будут составлять 23%,
следовательно кредитор предоставит кредит по ставке 29%.
Заниматель ссуды берет ее для капиталовложения или в текущее сопряженное
производство. При оформлении ссуды заниматель сопоставляет процентную
ставку с ожидаемой нормой прибыли.
Кредитор предоставляя ссуду устанавливает годовую норму ссудного процента
по принципу сложного процента. Т.е. процент на процент.
Наряду с данным порядком кредитования в хозяйственной практике применяется
дисконтирование – процедура исчисления сегодняшнего значения суммы которую
должны получить будущем при существующей норме процента. Дисконтирование
осуществляется по формуле:
[pic], Где Vp – сегодняшнее значение суммы; Vt – исчисленная сумма которую
можно получить в будущем, r –номинальная норма процента; t – количество
лет.
Vp= 100/(1+0,1)2= 100/1,21= 83 грн.
Вопрос №2.
К ресурсам мы относим землю, леса, полезные ископаемые, биомассу.
Количество ресурсов строго ограничено, поэтому в подавляющей мере на рынке
природных ресурсов кривая предложения имеет вид:
Доход получаемый от применения природных ресурсов называется чистой
экономической рентой.
Сам размер чистой экономической ренты определяется в точке равновесия между
кривой неэластичного предложения и кривой спроса природных ресурсов.
Существуют следующие виды земельной ренты: - абсолютная - дифференциальная - монопольная - инфрамаржинальная – избыток чистой экономической ренты над указанными видами ренты образованные в результате конкретизации в среде арендаторов стремящихся арендовать и использовать данный природный ресурс.
Способы определения цены земли: - как сумма всей будущей экономической ренты - [pic], R – абсолютная земельная рента, S – величина нормы депозитного процента.
Вопрос №3.
Все природные ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые,
восстанавливаемые.
Решение об использовании или не использовании невозобновляемых ресурсов
строятся на основе сопоставления нормы прибыли использования ресурсов в
данный момент с ожиданием темпов прироста цен в будущем.
Кроме экономических аспектов существуют социальные и этические: - Что мы оставим потомкам.
11.05.99. Лекция №20
Тема: Биржевое дело.
В1. Становление и развитие бирж.
В2. Виды и типы бирж.
В3. Основные операции товарной биржи.
Биржи являются важнейшей составляющей рыночной структуры.
Становление бирж, как формы рынка ресурсных факторов производства,
начинается со становления капитализма, но некие предшествующие формы
оптовой торговли относятся еще к средневековью.
Биржа – регулярно функционируемый и специализируемый рынок, особого рода
торговое учреждение, в котором совершается соглашение о купле – продаже
партий различных товаров, ценных бумаг, валют.
Биржа – своеобразный аукцион, где всегда есть определенное количество
предметов купли – продажи, где действуют ответственные продавцы и
платежеспособные покупатели, которые могут вести переговоры, заключать
договора, совершать оптовые сделки.
Первые биржи, были товарными и вытеснили торговлю из рук в руки.
Формы современных бирж появились с зарождением капитализма, со становлением
рыночных отношений.
Первой официально известной биржей, явилась английская биржа (1531г.) в
Ливерпуле.
В 1796г. – первая в Украине в Одессе.
Вопрос2.
Типы бирж отличаются по степени вмешательств в работу бирж: - частные - публичные - с ограниченным гос. вмешательством.
Частные (Амстердамская) – хозяева – учредители, государство не вмешивается.
Публичные (Парижская) – основывает государство, управляет такой биржей
бюро, состав бюро устанавливает государство. На публичной бирже
гарантируется доступ всем клиентам.
С ограниченным гос. вмешательством – преобладающий тип, здесь государство
устанавливает правила игры, устанавливает унификацию и стандартизацию, а
также выступает гарантом выполнения обязательств.
Виды бирж: - товарные биржи - фондовые биржи - валютные биржи - биржи труда
Формы бирж: - открытые – контракты заключают как клиенты, так и брокеры. - закрытые – заключают контракты, только брокера - специализированные – специализируются на одной группе товаров - универсальные – торгуют всем - национальные - международные
Цели биржевой торговли:
1) Продать или купить реальный товар
2) Осуществить спекулятивную операцию, т.е. получить прибыль от сделки покупки и продажи контрактов на поставку товаров, за счет разницы цен
3) Хеджирование (выполнение биржевых страховых операций).
Хеджирование связано с минимизацией потерь покупателя – продавца в
следствии скачков цен.
Для выполнения операций спекулятивного характер, биржа должна иметь 3
категории брокеров:
1) Обычные
2) Брокеры быки
3) Брокеры медведи
Брокеры медведи – работают со средствами массовой информации, для снижения
цены.
Брокеры быки – то же, но на повышении цены.
Вопрос 3.
На товарной бирже совершаются операции по оптовой купле продаже партий
товаров.
Работа товарной биржи характеризуется: - На бирже покупают (продают) не партии товаров, а контракты на их поставку. - Все контракты строго стандартизируются по партиям - Регулярность торгов в виде биржевого расписания. - Свободная купля – продажа контрактов в условиях широкого выбора и конкуренции. - Биржевые цены складываются под влиянием соотношений реального спроса и предложения. - Биржевые торги проводятся по единым, стабильным и известным правилам. - Биржа характеризуется наличием и непосредственным участием брокеров. - Все контракты типизированы. - Сделки на реальный товар (трех видов): а) типа КЭШ – сделки на реализованный товар, находящийся на складах биржи с немедленной поставкой. б) типа СПОТ – сделки на реализованный товар, поставляемый немедленно со склада товаропроизводителя. в) типа Форвард – сделки на поставку товара в известные обусловленные сроки, сами форвардные сроки указаны в контракте и являются типовыми. - Фьючерсные сделки: купля-продажа прав на товар, которого еще существует. -Фьючерсные сделки с хеджированием.
Кроме указанных операций на биржах выполняются следующие операции:
1) котировка биржевых цен – фиксация цен с подачей их комиссии биржи. Цены на крупных биржах котируются ежедневно
2) устанавливаются стандарты партии товаров
3) утверждаются типовые контракты
4) фиксируются биржевые обычаи: 1) торговля голосом (США, Англия), 2) торговля шепотом (Восток)
5) участниками являются представители фирм, но в основном брокеры.
Брокеры получают биржевой вознаграждение. Размер – от 0,25% до 3% от
сделки. В Украине – сколько душеньке угодно.
Рынок ценных бумаг
1. Ценные бумаги.
2. Рынок ценных бумаг.
3. Механизм движения ценных бумаг.
Ценные бумаги являются обязательным и непременным атрибутом рыночной
экономики. Рынок ценных бумаг выступает как часть финансового рынка – это
рынок банковских ссудных кредитов. Для Украины где вся банковская система
работает только в режиме краткосрочного кредитования, ценные бумаги
являются формой долгосрочного кредитования.
Рынок ценных бумаг включает в себя такие категории как объекты рынка
ценных бумаг, спрос, предложение и равновесная цена.
Объектами рынка ценных бумаг являются ценные бумаги. Спрос на ценные
бумаги существует со стороны физических и юридических лиц, которые имеют
свободные деньги. Предлагают ценные бумаги прежде всего государство, затем
фирмы.
Равновесная цена на рынке ценных бумаг выступает как курсовая цена этих
бумаг.
Ценные бумаги это денежные документы, которые удостоверяют право
владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между эмитентом и
их владельцем, и как правило, предусматривают выплату дохода в виде
дивидендов или процентов. В мировой практике используется обширный перечень
ценных бумаг.
В экономике Украины функционируют следующие ценные бумаги:
- акции
- облигации
- инвестиционные сертификаты
- имущественные, приватизационные сертификаты
- компенсационный приватизационный сертификат
- закладные
- право
- казначейские обязательства государства
- сберегательные сертификаты, векселя.
Акция – это ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в акционерном
обществе, членство в нём, дающая право на участие в управлении, в получении
дивидендов, в распределении и присвоении части имущества акционерного
общества при его ликвидации. Акции есть именные и на предъявителя, простые
и привилегированные. Именные акции учитываются на счетах акционерного
общества. Простые отличаются от привилегированных тем, что по
привилегированным акциям устанавливается некий гарантированный размер
дивиденда, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности
акционерного общества. Количество привилегированных акций не должно
превышать 10%. Реквизиты акции:
- название акционерного общества
- его юридический адрес
- номер
- серия
- дата выпуска
- вид
- номинал
- номер эмиссии
- размер уставного фонда
- количество выпущенных акций данной эмиссии и общее количество
- сроки выплаты дивиденда
- подпись председателя акционерного общества и его печать .
К простой акции на предъявителя прилагается купонный лист. В нём
дублируется номер акции, краткие данные об этой акции, номер купона,
указание года.
Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение её подающим
денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить
держателю её номинальную стоимость в указанный срок с выплатой процента или
без такового. Виды облигаций: именные и на предъявителя; процентные и
беспроцентные; дисконтные облигации, свободного обращения и не обращаемые,
международного займа, внутреннего государственного займа, местного займа,
облигации предприятия, фирмы.
Облигации – не более 25% от уставного фонда после реализации всей
эмиссии акций. Процентный доход меньше чем по акциями.
Инвестиционный сертификат – это ценная бумага, которая выпускается под
инвестиционные проекты с гарантией некоего процентного дохода по завершении
этого проекта.
Приватизационные и компенсационные имущественные сертификаты – ваучеры.
Закладные – это ценные бумаги, в которых обозначен предмет залога,
стоимость залога, указаны условия залога.
Право – это обязательство эмитента продать владельцу права ценные бумаги
следующей эмиссии по их номинальной, а не по курсовой цене.
Казначейские обязательства государства – это ценные бумаги на
предъявителя, выпускаемые с целью привлечения средств в государственный
бюджет на долгосрочной основе с выплатой процентного дохода.
Сберегательные сертификаты – это документы, свидетельствующие о
размещении вкладов в банках и т.д.
Векселя – это ценные бумаги, удостоверяющие безусловное денежное
обязательство векселедателя уплатить в определённый срок определённую сумму
денег владельцу векселя, т.е. векселедержателю. Есть простые, переводные.
Вопрос №2
Процедура спроса и предложения и факторы те же.
Рынок ценных бумаг – первичный (эмиссия ценных бумаг и распространение),
вторичный (движение ценных бумаг без участия эмитента) 2-х видов:
- уличный (из рук в руки)
- фондовый (на фондовом рынке) курсовая цена ценной бумаги [pic]
На фондовой бирже – операции покупки ценных бумаг.
Тема №18 Институциональные аспекты рыночного хозяйства
1. Трансформация собственности в условиях перехода к рынку.
2. Внешние эффекты в рыночном хозяйстве.
3. Общественные блага в рыночном хозяйстве
1.
Характеристики экономических институтов, которые играют важную роль в
рыночном механизме, относятся:
1) Собственность, которая выступает стержнем рыночной экономики, ибо с собственностью связаны экономические интересы субъектов рынка, а интересы выступают как побудительные мотивы предпринимательства;
2) Внешние эффекты, которые исключительно важны в определении истиной, а не кажущейся стоимости и рыночной цены;
3) Общественной благо, которое является непременным атрибутом рыночной экономики, материальной основой социального мира и согласия, в то же время превалирование в рыночной структура внешних эффектов и общественных благ может быть причиной фиаско рынка.
Важнейшим институтом рынка является собственность.
Собственность в микроэкономике:
1) как экономическая категория;
2) как юридическая форма;
3) как экономический процесс.
Как экономическая категория, собственность – это совокупность отношений
между людьми по поводу присвоения и использования, как ресурсных факторов
производства, так и производственного продукта.
Как юридическая форма, собственность – это законодательное,
зафиксированное право владения, пользования, распоряжения, присвоения и
управления объектами отношения собственности.
Как экономический процесс, собственность – это присвоение благ
конкретной, социально-определенной формы.
Собственность детерминирует форму соединения рыночных факторов
производства, форму распределения, форму дохода.
Выделяют два направления понимания и реализации права собственности:
1) континентальное;
2) англосаксонское.
Континентальное направление абсолютизирует концентрацию прав
собственности на объект присвоения у одного владельца.
Классическое выражение этого направления «кодекс Наполеона», по которому
«… собственность не только священная и неприкосновенная, но и единая и
неделимая, т.е. абсолютизируемая и отождествляемая с одним лицом».
По континентальному направлению существуют другие подходы к пониманию
собственности.
Континентальное направление теории собственности идеально соответствует
мелкотоварному, капиталистическому товарному производству, где идеальной
фигурой был один человек.
С развитие рыночного капитализма, капитализма свободной конкуренции, с
перерастанием его в монополистический и олигополистический капитализм, т.е.
появления АО, монополий, конгломератов, ТНК, неизбежно увядают и теряют
свою актуальность.
На смену ему приходит англосаксонское направление, в котором расщепление
собственности на правомочие нескольких или многих лиц, рассматривается не
как эрозия частной собственности, а как нормальное состояние рыночной
экономики, преследующая цель извлечение максимальной выгоды и прибыли, с
использованием ресурсов и благ.
В рамках англосаксонской концепции доказывается неэффективность в
современных условиях абсолютной частной собственности.
В современной практике собственность означает:
1) право владения;
2) право пользования;
3) право распоряжения;
4) право управления;
5) право на доход и его присвоение;
6) право определения судьбы объектов собственности, т.е. вещей;
7) право на отчуждение, потребление;
8) право уничтожения;
9) право на иммунитет экспроприации;
10) право на завещание и наследование;
11) право на бессрочность прав;
12) правовое запрещение вредного для других объектов собственности;
13) право объектов по взысканию;
14) право обязанности возврата переданных на срок полномочия по управлению собственности.
2.
Основополагающий в рыночном механизме является то, что рыночные цены
отражают величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет
ниже, то производитель не будет предлагать свой товар.
В условиях рынка возникает ситуация, когда действие товаропроизводителей
оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни
покупающих.
Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в
ценах.
Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут
третьи лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние
эффекты также являются частью альтернативной стоимости производства товара.
Существование внешних эффектов требует определенных экономических
действий по их нейтрализации:
1. Экологический мониторинг – изучение внешних эффектов;
2. Государственное экономико-правовое регулирование природопользования;
3. Установление ПДК;
4. Установление стоимости санкций за превышение ПДК;
5. Осуществление проблем эколого-защитных мероприятий и технологий.
Загрязнение снижается только тогда, когда затраты на борьбу с ним
меньше, чем наносимый ущерб.
В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния негативных внешних
эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.
Теорема Коуса (1969 г.)
Проблема внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат
эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне
зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников
соглашения.
3.
Все товары и услуги в условиях рынка имеют два свойства:
1) исключение – лицо, предлагающая свой товар, самостоятельно решает, что кому этот товар предлагать, а кому – нет;
2) соперничество – использование данного товара (услуги) конкретными лицами ограниченно (сообща) исключая возможность использования его другими.
Однако существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное
благо – товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут
быть предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим. Антимонопольное регулирование в условиях рынка.
В1. Антимонопольное законодательство и экономическая политика
государства. В2. Регулирование естественных монополий. В3. Регулирование конкурентных отраслей.
Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и
конкуренция.
Однако, в практической деятельности может складываться ситуация
поражения рынка: фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно
дальнейшее координирование процессов экономического выбора таким образом,
чтобы обеспечить наибольшую эффективность использования ресурсов.
Существуют три основных причины фиаско рынка:
1. углубление внешних эффектов
2. углубление и развитие общественных благ
3. недостаток конкуренции - ситуация, когда в условиях монополии и олигополии цены на товары и услуги является непомерно высокой, значительно выше альтернативной стоимости товаров и услуг.
Недостаток конкуренции приведёт к существованию "ножниц цен", то есть
устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на
ресурсные факторы. В характеристике недостатков конкуренции базируются на монополии, исходя
из:
1. монополии и рынок плохо совместимы, чаще несовместимы
2. образование монополий и олигополий - это неизбежный объективный процесс
3. рынок как стихийный процесс невозможен без государственного регулирования
4. Государственное регулирование является стержнем и важным средством экономической политики государства (ЭПГ).
5. составной частью государственного регулирования (а значит и ЭПГ) является антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике
необходимо выделить 3 основные направления:
1. организация антимонопольного законодательства
2. регулирование естественных монополий
3. регулирование конкурентных отраслей
Антимонопольное законодательство - представляет собой систему законов,
номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и
олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются
эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и
нечестными по отношению к потребителю. 1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним
(с 1 поправкой от 1974г):
- любое монополизирование, осуществляемое путём тайного сговора, считается тяжким преступлением;
- запрещается явное монополизирование, если оно пойдёт во вред потребителю;
- государство может привлекать к ответственности как монополии, так и конкретные физические лица;
- наказания: штрафы, судебный запрет на деятельность,тюремное заключение, принудительное дробление;
- лица, пострадавшие от монополии, могут подавать судебные иски и при признании правоты получают возмещение ущерба в 3-екратном размере.
1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий сферу действия:
- установление запрета ценовой дискриминации
- запрет на продажу товаров с принуждением
- запрет на слияние фирм путём покупки акций конкурента
- запрет на перектрёстный директорат
В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):
- определяет кто монополист;
- устанавливает имели ли место факты монополизма;
- наблюдает за рекламой
- по её инициативе возбуждаются дела по разбирательству конкретных дел ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА: 1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой
дискриминацией 1950г.- поправка Селлера об ужесточению действий, препятствующих слиянию
фирм
ФИКСАЦИЯ ЦЕН: незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка. СЛИЯНИЕ ФИРМ: запрещается любое горизонтальное слияние. Критерии по слиянию: индект Герфиндаля (не более 1000) Однако, закон разоешает и более высокие значения, но требуется заключение
ФТК. Можно, если товары субституты, если за слиянием идёт технологическое
перевооружение, нельзя, если это тайный сговор, можно, если одной из фирм
грозит банкротство.
ПО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ: запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок.
Дифференцация торговых скидок - только в международных оперциях.
УКРАИНА
18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:
- навязывание условий договоров
- ограничение производства
- искусственное создание дефицита
- дискриминация цен
- раздел рынка
- недопуск конкурентов на рынок
РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:
- подделка товара
- воровство товарного знака
- копирование упаковки
- распространение клеветы и дезинформации конкурента
- добыча и разглашение коммерческой тайны конкурента РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не
более 2 сроков) АМКУ определяет:
- монопольное положение
- факты злоупотребления
- решение о дроблении
- может штрафовать и подавать в суд РАЗДЕЛ5: меры влияния
- штрафы
- изъятие монопольной прибыли
19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление
государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство
устанавливает верхний предел цены. 19.3. В практической деятельности существует межотраслевая и
внутриотраслевая конкуренция. Транспорт: авто, ж/д, морской, трубопроводный. Более эффективный подход: государство бдительно следит за недопущением
тайного сговора. Остальное регулирует рынок. В Украине - государство устанавливает тарифы, этот путь
малоперспективный.
ЛЕКЦИЯ №24. Международная торговля и торговая политика.
1. теория сравнительного преимущества.
2. Внешнеторговая политика.
3. Проблема внешнеторговой политики в Украине.
Вопрос 1.
Внешняя торговля, выход фирм на мировой рынок – объективный процесс,
обусловленный МОРТ, специализацией производства, различиями в природно-
климатических условиях регионов и стран, географическим положением стран,
экономической политикой государства.
Целью внешней торговли является развитие национального производства;
утверждение национального экономического суверенитета, повышение уровня
жизни.
Это достигается: - путем извлечения выгоды из разницы издержек производства в разных странах. - Путем развития производства в такой мере, что ему становится тесно в национальных рамках.
Внешняя торговля в современных условиях развивается достаточно
противоречиво, т.к. в условиях рыночной экономики, национальная экономика
становится все более открытой и на нее оказывают все большее влияние
мировые закономерности формирования, спрос и предложение, издержки и цена.
В тоже время, внешнеторговая деятельность обязательно регулируется
государством, т.к. государство должно решать задачи занятости, бюджета,
ростанациональной экономики. Все это связано с реализацией экономической
политики государства.
Критериями формирования и развития внешней торговли являются следующие:
1. принцип сравнительного преимущества. Впервые о нем высказался Д.
Рикардо. В 1817 он издал свой труд «О экономии и налогообложении».
Важным разделом этой работы было исследование внешней торговли. На базе цифровых фактических данных он показал почему Англии выгодно экспортировать шерсть и импортировать вино. Эта выгода обусловлена: - различным географическим положением Англии и Португалии - различными природно-климатическими условиями - особенностями развития национальных экономик - различными по своей величине затратами труда на килограмм шерсти и вина в
Англии и Португалии.
Рикардо в этой работе доказал, что для достижения и удовлетворения
национальных экономических интересов необходимо, чтобы Англия увеличивала
производство шерсти, а Портулалия – вина. В теории преимуществ различают
два типа преимуществ:
1. абсолютное – для получения определенной совокупности товаров в данной стране требуется меньше затрат труда, чем в других странах.
2. Сравнительное – в данной стране для получения конкретных товаров требуется меньше затрат труда чем в других.
Из указанных преимуществ на практике возникают три концепции
внешнеторговой деятельности:
1. концепция эффективного экспорта – экспортировать нужно все то, национальные издержки производства чего ниже интернациональных издержек производства.
2. Концепция эффективного импорта – эффективным считается покупка за рубежом тех товаров и услуг, издержки производства которых ниже издержек национального производства на идентичный товар и услугу, т.е. импортировать нужно такие товары, издержки которых в национальном производстве выше, чем интернациональные издержки.
3. Концепция критического импорта – импортирование таких ресурсных факторов, без которых национальная экономика нормально развиваться не сможет.
Теория Рикардо в 20 веке получила свое дальнейшее распространение.
Появилась теория Фекшена-Олена: в сравнительном преимуществе участвует не
один фактор – труд, а два – труд и капитал. Вывод: страны с обильной
рабочей силой и недостатком капитала имеют сравнительное преимущество в
трудоемкости товаров, а страны с болшим капиталом имеют сравнительное
преимущество по высокосложным, капиталоемким товарам.
50-е годы Леонтьев вывел перечень факторов сравнительного преимущества
довел до пяти.
1. финансовый капитал
2. человеческий капитал
3. неквалифицированный ьруд
4. земельные угодья
5. естественные ресурсы.
В современных условиях теория сравнительного преимущества дополняется
такими важными слагаемыми: - спрос - конкурентоспособность - финансовые операции - внешенторговый баланс - обменные валютные курсы
Вопрос 2.
Внешнеторговая политика представляет собой государственную политику в
области МТ и поведения субъектов внешнеторговой деятельности.
Виды: 1. политика фритредерства – свободная внешнеторговая деятельность. 2. Политика протекционизма – политика государственных ограничений во внешнеторговой деятельности субъектов.
Эти виды имеют свои модификации и блоки ограничений.
Политика фритредерства – с 50-х годов 20 века. В 1954 был создан МВФ с
целью стабилизации мировой финансовой системы. Между членами МВФ было
заключено генеральное соглашение по торговле и тарификации, по которому все
страны-члены МВФ обязались соблюдать единые налоги (10%). Запрещено
введение квот на импорт. ГАТТ предусматривает установление статуса наиболее
благоприятствующего для торговой политики; запрет имбарго, вмешательство и
внешнеторговую дискриминацию.
Политика протекционизма – политика препятствования и ограничения по
отношению к другим странам с целью защиты и ограничения национального
товаропроизводителя.
Различают: - классический протекционизм – введение высоких ограничивающих налогов на импорт и налоговые льготы и субсидирование национального экспорта. - Неопротекционизм – система межгосударственного политического давления на заключаемые договора с установлением квот и ограничений. Составной частью политики неопротекционизма выступает антидемпинговая практика.
Целью является нарочитое установление и стандартизация.
На предмет качества, экологической чистоты импортных товаров, т.е.
признаются все правила фритредерства, нго вводятся свои национальные
критерии.
Вопрос 3.
1. проблема интеграции Украины в мировое хозяйство на равноправной основе
2. проблема приобретения статуса наибольшего благоприятствования в странах партнерах
3. проблема технологической конкурентоспособности
4. проблема изменения структуры внешней торговли
5. проблема поиска ниши сравнительно преимущественно в рамках МЭ интеграции на мировой рынок
6. проблема выбора эффективной для национальной экономики внешнеторговой политики.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
???????????–??/???†?????????????–??/???????†?????????????–??/???†???????????
??–??/???†?????????????–??/???†??????????????????–??/???????†??
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
З
График1
З - число занятых
по оси Х - рабсила
по оси У - зарплата
График2
в реальности
К
График3
к - критическая точка
замораживание зарплаты
[pic]
[pic]