Российский государственный университет имени Иммануила Канта Факультет географии и геоэкологии Кафедра геоэкологии Курсовая работа "" Студентки 2 курса очного отделения Факультета географии и геоэкологии Ключинскас Инги Научный руководитель Ксенофонтов А.В. Калининград 2007 г.
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности положения Калининградской области 1.Экономико-географическое положение 5 Глава 2. Характеристика ресурсной базы для развития туристической индустрии на территории Калининградской области. 1.Природные ресурсы 1. Рекреационный ресурс 2. Минеральные ресурсы 2.Экономические ресурсы 3.Транспортный комплекс
Калининградской области 1.Общая оценка транспортного комплекса 2.Водный транспорт 3.Железнодорожный транспорт 4.Автомобильный транспорт 5.Воздушный транспорт 4.Культурное наследие Калининградской области 1.Музеи 2.Список музеев области 3.Театры 23 Глава 3. Проблемы и перспективы формирования туристического ком¬плекса на территории Калининградской области 1.Общая характеристика туристического комплекса
Калининградской области 2.Общие проблемы 3.Местные проблемы 4.Перспективы развития туризма в регионе 30 Глава 4. Влияние экологической ситуации в регионе на развитие ту¬ризма. 1. Важность экологического фактора для туристической сферы 2. Изменение экологической ситуации в регионе 32 Заключение 35 Список используемой литературы 36 ВВЕДЕНИЕ Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей
мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли эконо¬мики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным
катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демогра¬фические, природно-географические, социально-экономические, историче¬ские, религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек,
а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного
бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет
вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка. В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам.
Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма.
Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского туризма далеки от желаемых. По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%.
Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн. чел при этом из стран дальнего зарубежья - 7,1 млн. чел в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%). В РФ не так много доступных регионов, которые могли бы привлечь туристов своими красотами, некоторые не могут быть использованы из-за неразвитости транспортной сети, некоторые
из-за суровых климатических условий. Помимо внешней привлекательности регион для развития туризма должен иметь хорошую экологическую обстановку. От экологии региона зависит многое никто не поедет в страну, регион, область, где воздух, вода, земля находится в загрязненном состоянии. Ведь целью туризма зачастую является не только получение эмоционального и духовного удовлетворения, но восстановление физической формы человека. Калининградская область один из тех регионов, в котором
статья доходов от туризма может быть действительно прибыльной. Экологическое состояние области позволяет ей претендовать на высокую степень привлекательности для туристов. В своей работе я хочу рассмотреть факторы, которые могли бы способствовать быстрому и успешному развитию данной отрасли. Оценить возможности нашего региона как экономического, культурного и туристического центра России в Европе. А также проанализировать сложившуюся в области экологическую ситуацию и степень
её воздействия на туристическую сферу. Глава 1. Особенности положения Калининградской области 1.1 . Экономико-географическое положение Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Она была образована в 1945 году после решения
Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритании) о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", а 4 июля ее административный центр был
переименован в Калининград, область - в Калининградскую. На севере и востоке на протяжении 280,5 км она граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км - с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтики. Максимальная протяженность области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг -
108 км. От Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской - 70 км. Ближайший областной центр России - Псков - отстоит от Калининграда на 800 км, до Москвы - 1289 км. До многих европейских столиц расстояния сравнительно небольшие: 350 км до Вильнюса, 390 км до Риги, 400 км до Варшавы, 600 км до Берлина, 650 км до Стокгольма, 680 км до
Копенгагена, 850 км до Осло. Административный центр - Калининград (бывший Кенигсберг - основан в 1255 году). Площадь Калининградской области - 15,1 тыс. км. Она является одной из самых маленьких территорий в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей она занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и
Тульской области (в целом по России - 8.6 человека на один квадратный километр). Самые длинные реки Преголя - 123 км, Неман -115 км (по территории области) Самое крупное озеро Виштынецкое -18 квадратных километров Наибольшая высота над уровнем моря - Виштынецкая возвышенность - 242м В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным
Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955,3 тысячи человек. Из них 456,1 тысячи мужчины и 499,2 тысячи женщин. Среднегодовой доход в месяц (в руб до 1998 года в млрд.) 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 0,145 0,211 578,8 511,7 594,6 764,3 1292,6 1863,6 2368 2753,3 3776,3 Среднегодовой расход в месяц (в руб до 1998 года в млрд.) 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 0,144 0,207 421,1 582,4 732,3 888,4 1472,5 1977,5 2429,2 2870,5 3870,5 Доля городского населения - 741,5 тысячи человек, из которых 351 тысяча мужчин и 390,5 тысячи женщин.
213,8 тысячи человек проживают в Калининградской области в сельской местности. Соотношение мужчин и женщин в данном случае почти одинаковое: 105,1 к 108,7 тысячи человек. По возрасту население распределяется следующим образом: трудоспособное население - 60,9%, моложе трудоспособного - 19,6%, старше трудоспособного - 19,5%. Население области многонациональное, имеются представители 30 национальностей и народностей.
Среди них наиболее многочисленны русские -78,1%. белорусы - 7,7%, украинцы - 7,6%, литовцы - 1,9%, армяне - 0,8%, немцы - 0,6%, поляки - 0,5%. Другие крупные города: Советск (бывший Тильзит. 43.6 тыс. чел.), Черняховск (бывший Инстербург, 43,3 тыс. чел.), Балтийск (бывший Пиллау, 31,3 тыс. чел.),
Гусев (бывший Гумбинен, 28,1 тыс. чел.) Область включает в себя 13 административных районов (22 города и 5 поселков городского типа. Городское население составляет 77,7 % от общего числа жителей. Средняя плотность населения - 63 человека на 1 кв. км. Наиболее плотно заселены Гусевский, Черняховский, Багратионовский, Гвардейский, Неманский районы. Курорты:
Светлогорск (бывший Раушен), Зеленоградск (бывший Кранц), Пионерский (бывший Нойкурен), поселок Отрадное Глава 2. Характеристика ресурсной базы для развития туристической индустрии на территории Калининградской области. 2.1 Природные ресурсы 2.1.1. Рекреационный ресурс Калининградское взморье В Калининградской области немало мест для отдыха.
Но самое популярное из них, несомненно взморье. Круглый год можно отдыхать в санаториях Светлогорска, Отрадного, Зеленоградска, Пионерска и других. Летом на побережье можно отдыхать в палатках. Привлекают сюда и природные богатства края – лечебная грязь, минеральная вода, морской воздух, само море и возросшие возможности в развлекательном секторе. Курортное взморье занимает северную возвышенную часть самбийского полуострова, который вдается в
Балтийское море, с севера омывается Куршским заливом, а с юга Вислинским заливом. Берега здесь большей частью высокие, склоны поросли травами и деревьями. Площадь Балтийского моря – 386 тысяч квадратных километров. Оно глубоко врезается в материк, образуя почти замкнутый водоем, и соединяется с Северным морем и Атлантическим океаном лишь узкими проливами.
Такая закрытость делает режим Балтики относительно спокойным. Проникающее сюда теплое течение Гольфстрим способствует довольно интенсивному нагреву воды в летнее время, несмотря на то, что море расположено не в жарком поясе, а зимой оно не замерзает. На юг и северо-восток от Калининградского полуострова простираются Куршская и Вислинская косы, отделяющее море от заливов.
Куршская коса входит в зону отдыха. Дно Балтийского моря чистое, песчаное. В районе зоны отдыха оно пологое и довольно ровное, лишь около Отрадного встречаются ямы и валуны. Зеленое побережье от кромки моря отделено широкой местами до двухсот метров пляжем (пос. Янтарный), пляжем и приподнято в виде террасы, понижающейся в сторону материка. Песок на пляже светел и мелок, летом он хорошо прогревается солнцем.
Зима на Калининградском взморье непродолжительная мягкая. Средняя температура самого холодного месяца января чаще всего 5-10 градусов ниже нуля. Большие морозы бывают редко. Снег обычно выпадает во второй половине декабря, а в начале марта его уже нет. В течение зимы он то тает под влиянием теплого ветра с Атлантики, то выпадает заново. Лето здесь не жаркое.
Средняя температура июля колеблется в пределах 17-20 градусов тепла. В самый жаркий день температура не превышает 30-32 градусов. Но и в такое время духоты не ощущаешь, морской воздух смягчает зной. Калининградское взморье привлекает туристов многими факторами. Во-первых, климат: резких колебаний суточных температур, перепадов в атмосферном давлении почти не
бывает. Он является полезным для лечения многих заболеваний. Загореть на Балтийском море можно не хуже, чем на юге. Важно, что солнце здесь очень «мягкое», жара легко переносится почти всеми, даже пожилыми людьми. В июле и августе вода в Балтике прогревается и может достигать 18-20 градусов тепла, что приемлемо для купания. Балтийская вода чистая, с серо-голубым и даже зеленоватым оттенком.
По солености она примерно такая же как и в Черном море. На Балтийских курортах можно не только отдохнуть но и подлечиться, помимо морских ванн, можно принимать и грязевые торфяного происхождения. Чистота воздуха нашего побережья помогает справиться со многими заболеваниями дыхательной системы. На побережье немало живописных уголков природы, привлекающих своей первозданной красотой. Светлогорск, Зеленоградск, Пионерск – все они могут привлечь своими лесами.
В различных местах можно встретить удивительные, уникальные породы деревьев и кустарников. Для рыболовов будет привлекателен Куршский залив и впадающие в него реки и каналы. Подводный мир Куршского залива очень богат и разнообразен. Здесь водятся окунь, плотва, лещ сазан, сиг, щука, ерш, судак, налим, иногда можно поймать балтийского лосося и угря. Порыбачить можно и в море. Ещё одна достопримечательность
Балтики – Куршская коса. Коса протянулась с юго-запада на северо-восток на 98 км, из них 48 на территории Калининградской области. Ширина колеблется от 400 метров вблизи поселка Лесное до 4 км у поселка Рыбачий. Дюны большей частью имеют малую абсолютную высоту до 30-40 м. однако дюны протянувшиеся вдоль ее восточной части, достигают у поселка Морское высоты 68 метров (вершина дюны Планеристов).
Главное отличие Калининградской области от других заключается в том, что здесь добывают янтарь. Множество сувениров и ювелирных украшений можно купить как в поселке Янтарном, так и во многих Калининградских магазинах, а летом и на прилавках торговцев в курортных городах. 2.1.2 Минеральные ресурсы В условиях анклавного положения Калининградской области, когда связи с другими регионами
России затруднены, при возрастающей стоимости минерального сырья и транспортных перевозок, вопрос об использовании региональных ресурсов приобретает особый интерес. Наш регион располагается в пределах платформы и имеет строение, свойственное платформенным регионам: на кристаллическом фундаменте залегает мощная осадочная толща, в процессе накопления которой сформировались и разнообразные полезные ископаемые. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ,
янтарь, каменная и калийная соль, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь и др. Янтарь Промышленную добычу янтаря в регионе ведут с середины XIX века. В районе пос. Янтарный (Пальмникен) янтарь издавна добывали шахтным способом, а в начале XX века севернее поселка был заложен первый карьер, который действовал вплоть до 1972 года. Новый карьер разрабатывает пляжевую залежь, расположенную непосредственно на пляже в зоне пос.
Янтарный, Синявино, Кленово. Но и этот участок практически выработан. С 1976 года работает карьер на Приморском месторождении янтаря. Его мощность - 1235 т/год. Запасов в этом месторождении на 90-100 лет. Кроме того, перспективны площади на северо-востоке полуострова: Пионерская с запасами 63 тыс. тонн, а также Могайкино,
Романово, Дунаевка. Калининградский янтарный комбинат был образован в 1947 году на месте одного из крупнейших в мире Пальмникенского месторождения янтаря. C момента своего образования и до настоящего времени он был и остается единственным предприятием, добывающим янтарь на территории Российской Федерации. Добыча янтаря: В 1993 году комбинат был приватизирован, но в 1996 году суд принял решение о признании недействительными
итогов приватизации, комбинат вновь был зарегистрирован как государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат". Гордостью комбината традиционно является ювелирное производство. Ювелирные изделия комбината отличаются своей самобытностью - благодаря использованию природных художественных форм и богатой палитры янтаря. На протяжении всей своей деятельности янтарный комбинат строил свою производственную программу на двух основных направлениях: массовое производство большого ассортимента ювелирных изделий,
рассчитанных на среднего покупателя и единичное производство высокохудожественных ювелирных изделий по индивидуальным заказам, в т.ч. эксклюзивные работы. Кроме того, именно наш янтарь использовался для восстановления знаменитого Янтарного кабинета в Царском Селе. Замечательные художники и высококлассные опытные мастера постоянно работают над созданием уникальных изделий, пользующихся, стабильным спросом как у отечественных, так
и зарубежных потребителей. Музей комбината украшают многочисленные награды, полученные предприятием на российских и международных ювелирных выставках и салонах. За более чем 55-летнюю историю Калининградский янтарный комбинат накопил уникальные традиции обработки солнечного камня. Сегодня эти традиции бережно хранятся и развиваются. Реализация янтаря (%): Продукты крекинга, а для этого используется около 6% добытого камня (в т.ч.
мелкая крошка и несортовые куски), идут на приготовление растворителей, лаков, красок. В фармакологии и химической промышленности находит применение янтарная кислота. Условия формирования палеогеновой янтароносной толщи (голубой земли) свидетельствуют о достаточно широком распространении ее на территории полуострова, что обещает еще многие годы славы янтарного края нашему региону. 2.2.Экономическое развитие Калининградской области.
Не менее важный фактор для развития туризма, это развитие экономики в целом. Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте.
Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как: • увеличивает местный доход; • создает
новые рабочие места; • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг; • развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских центрах; • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры; • обеспечивает рост уровня жизни местного населения; • увеличивает валютные поступления. Положительное влияние туризма на экономику региона происходит лишь в том случае, когда туризм развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику региона в экономику услуг.
Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в регионе должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Вот некоторые статистические данные, из которых мы можем сделать вывод, что область с развитием туризма получает прибыль: Оборот розничной торговли (в млн. руб до 98 г. в млрд.) 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 0,9 1,5 2839 3311 3818 5607 10674 13007 16746 19656 22713 Оборот в сфере общественного питания (в млн. руб до 98 г. в млрд.) 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 0,1 0,1 136 161 168 215 421 516 663 764 927
Объем платных услуг населению (в млн. руб до 98 г. в млрд.) 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 0,3 670 906 1069 1985 2146 3002 4208 5911 7381 Особое геополитическое положение Калининградской области, создание на ее территории Особой экономической зоны вызывает устойчивый политический и экономический интерес к ней деловых кругов, иностранных и российских инвесторов. Область является самым западным регионом России, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств
и международными морскими водами. По размерам территории (15,1 тыс. кв. км) это самый малый субъект Российской Федерации. В области проживает более 955,3 тыс. человек. Городское население превышает сельское в 4 раза и составляет 80 процентов от общего числа жителей. Территориальная близость к деловым центрам Европы, многолетний опыт развития как одного из промышленных центров российского Северо-запада обеспечили материальную основу для превращения
Калининградской области в форпост интеграции России в европейскую экономику. Сравнительно небольшое расстояние отделяет область от европейских столиц и портов западной Европы: до Вильнюса - 350, Варшавы - 400, Берлина - 600, Стокгольма - 650 километров. Область располагает значительными запасами природных ресурсов. На ее территории находится крупнейшее в мире месторождение янтаря (около 90 процентов мировых запасов).
Имеется высококлассная, с низким содержанием серы нефть. Уровень ее ежегодной добычи составляет 0,8-0,9 млн. тонн с возможностью роста до 1,5-2,0 млн. тонн. Есть залежи бурого угля (общая оценка запасов 1,5 млрд. тонн), торфа (2,5-3 млрд. куб. м), каменной соли класса "экстра", оцениваемые в несколько десятков тыс. тонн, источники минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Площадь сельскохозяйственных земельных угодий достигает 262
тыс. га. В области имеются широкие возможности для развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, который может занять одно из ведущих мест в системе регионального хозяйства, приобрести общенациональное и даже международное значение. Мягкий климат, морское побережье с обширными песчаными пляжами и такими уникальными природными объектами, как Куршская и Вислинская косы немаловажные для этого факторы. Здесь находится единственный в Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на
Балтийском море. Проходящие по территории области транспортные коммуникации связывают Россию и страны Западной Европы самым кратчайшим путем. Такое геополитическое положение создает предпосылки для развития региона в качестве крупного транспортного узла и торгово-складского центра. Целый ряд высших учебных заведений и исследовательских учреждений, располагающих высококвалифицированными кадрами, сформировал достаточно высокий научно-технический потенциал.
Основу экономики области образует промышленность. Из отраслей промышленности главные: рыбная, машиностроение, топливная, целлюлозно-бумажная, пищевая. Предприятия машиностроительного комплекса, большая часть которых сосредоточена в Калининграде, производят суда, вагоны, краны, светотехническое оборудование, сложное технологическое оборудование. Сельское хозяйство имеет молочно-мясное направление.
Учитывая специфическое геополитическое положение области, в основу экономической стратегии региона была положена идея создания Особой экономической зоны. Это нашло отражение в Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, которые вступили в действие в 1996 году ( утратил силу со дня вступления Договора от 31.05.2002г.). Особая экономическая зона (ОЭЗ) была создана в целях ускорения социально-экономического развития области, повышения жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения благоприятных условий для привлечения
иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличения экспортных возможностей региона. Динамика развития внешнеэкономических связей свидетельствует о постепенном превращении области в крупный центр экспортно-импортных операций. За время действия закона в области сформировался круг предприятий, стабильно выпускающих продукцию, ориентированную на внешний рынок. На 01.01.2004 в области зарегистрировано 2189 предприятий с иностранным
капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. Общая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы составила 2,1 млрд. руб. В создании предприятий приняли участие инвесторы более чем из 70 стран. Наибольшее количество предприятий создано с участием партнеров из Литвы - 603, Польши - 568, Германии - 358. Значительно представлены также предпринимательские структуры
Латвии (136), Белоруссии (79), Китая (35). Основой функционирования ОЭЗ являются заложенные в Законе нормы, определяющие льготы для нашего региона: - беспошлинный ввоз товаров в Калининградскую область. Эта льгота позволила наполнить потребительский рынок товарами, значительно увеличить внешнеторговый оборот. Повысилась предпринимательская активность малого и среднего бизнеса. - беспошлинный вывоз продукции, произведенной в области.
Для реализации этой льготы действует "Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области". В соответствии с этим документом товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике не менее 15 процентов.
- освобождение от обязательной продажи валютных поступлений при экспорте товаров (работ, услуг), созданных на территории Особой экономической зоны. На этапе 1996-1997 годов Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" выполнил чисто социальную функцию: позволил быстро наполнить потребительский рынок области дешевой импортной продукцией. В настоящее время идет этап замещения импорта; ограничение ввоза тех товаров, которые могут производиться
на территории области. Таким образом, в течение нескольких лет, прошедших после создания на территории области Особой экономической зоны, были достигнуты устойчивые тенденции к стабилизации производства. Увеличился объем выпуска продукции в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, легкой, ликероводочной и пищевой отраслях промышленности. Возросли масштабы жилищного строительства, при этом оно проводилось более интенсивными темпами в сельской местности.
Значительно активизировалась деятельность предприятий оптовой торговли. Понятно, что подъем экономики региона связан с привлечением в хозяйство Калининградской области крупных иностранных и отечественных инвестиций. Как показывает опыт, эта задача исключительно сложная, требующая решения широкого круга проблем внешнего и внутреннего характера. В то же время механизм Особой экономической зоны в
Калининградской области с особенностями применения систем льгот создает условия для снятия внутренних и внешних барьеров на пути иностранных инвестиций в экономику области. Это подтверждает реализация проекта по созданию автосборочного производства автомобилей концерна BMW, портовых сооружений и судов малого рыболовного флота. В Калининграде введены в действие 2 крупных мясоперерабатывающих завода, один из них с литовским капиталом;
построен комбикормовый завод, хладобойня, завод по производству холодильников «Снайге» и т.д. Льготы ОЭЗ создали предпосылки для становления в области такой отрасли, как производство мебели, которая в настоящее время успешно конкурирует на рынке не только России, но и Европы. Основу рассматриваемых на федеральном уровне планов создания на территории области многофункционального транспортного узла составляет наличие в регионе мощного портового хозяйства.
Незамерзающие порты располагаются в Калининграде, Балтийске, Пионерском. Проектные мощности портов составляют 13,95 млн. тонн (в т. ч - 12,75 млн. тонн - морские порты). Оборудование портов позволяет принимать грузы широкой номенклатуры - удобрения (навалом и в таре), черные и цветные металлы, металлолом, нефть и нефтепродукты, бумагу, зерно, генеральные грузы, рефгрузы. Развитию экономики области, расширению ее международных контактов
способствуют действующие регулярные паромные линии, связывающие Калининград с портами Западной Европы . Географическое расположение в центре Европы, созданный режим открытости экономики обусловили то, что сегодня Калининградскую область относят к числу регионов России, наиболее продвинувшихся на пути рыночных преобразований. В регионе развита банковская инфраструктура. И хотя спектр оказываемых банками услуг и размеры их уставных
капиталов невелики, большое их количество обеспечивает здоровую конкуренцию между ними и способствует развитию банковского сектора. Для проведения скоординированной политики в отношении Калининградской области постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 г утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г. 12 апреля 2002 г. между
Министерством экономического развития и торговли РФ и администрацией Калининградской области заключено Соглашение о частичной передаче функций государственного заказчика Федеральной целевой программы развития Калининградской области. Основная цель Программы заключается в создании условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области на основе сбалансированной промышленной политики, развития экспортного потенциала
региона. Таким образом, положительными моментами, которые создают предпосылки для успешного партнерства с Калининградской областью, являются: - выгодное географическое положение области как субъекта Российской Федерации, связанное с наличием незамерзающих морских портов и близостью западноевропейских стран; - сформировавшаяся устойчивая общероссийская законодательная база, в т.ч. и в сфере иностранных инвестиций; - динамично формирующаяся благоприятная нормативно-правовая база экономического развития
Калининградской области как Особой экономической зоны; - достаточно высокая социальная стабильность; - приверженность региональных органов власти курсу реформ; - значительное число предприятий различных форм собственности, имеющих наукоемкие производства, квалифицированные кадры и обладающие опытом внешнеэкономической деятельности. Важнейшими отраслями промышленности в Калининградской области Удельный вес обрабатывающего сектора промышленности превышает 70%.
Около 80% продукции калининградских предприятий вывозится на основную территорию России. В 2004 году объем продукции ОЭЗ в Калининградской области превысил уровень 2001 года в 3 раза . В Калининградской области выпускаются высококачественные потребительские товары - 22,8% мясных консервов, 30,7% рыбных консервов, 47,9% отечественных телевизоров, более половины электропылесосов, меха, ковры, ковровые покрытия и другое. Крупнейшим предприятием нефтяной отрасли является
ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Объем нефтедобычи составляет 700-750 тыс. т в год. В 2004 году введена в эксплуатацию морская ледостойкая стационарная платформа нефтяного месторождения «Кравцовское» (Д-6) на шельфе Балтийского моря, с которым предприятие связывает перспективы развития. После выхода объекта на полную проектную мощность нефтедобыча достигнет 600 тыс. тонн в год. В области расположен единственный в мире комбинат по промышленной добыче и обработке янтаря.
Важнейший итог развития региона за четыре года состоит в том, что в области практически сформировался прогрессивный для текущего момента профиль экономики, сопоставимый со структурой экономик стран Балтийского региона. Масштабы развития предпринимательства в различных секторах экономики позволяют превратить область в своеобразный деловой центр малого и среднего бизнеса, обеспечивающего в различных регионах России взаимное продвижение передовых отечественных и зарубежных технологий, современных методов
организации производства. Это создаст принципиальную возможность сформировать новый сектор региональной экономики - трансферт технологических и социальных инноваций на территорию России. Поддержка компаний с высоким инновационным потенциалом позволила увеличить объем инновационной продукции за 2001-2004 гг. в 4,7 раза, что составило 1218,1 млн. руб. В области создан Калининградский инновационно-технологический центр, ориентированный на коммерциализацию
научно-технических разработок и оказание услуг малым предприятиям. Число малых предприятий увеличилось только в 2004 году в сравнении с 2003 г. на 26%; доля предприятий, занятых в промышленности, составила около 20% (в среднем по России этот показатель не превышает 14%). Общее число занятых в малом бизнесе, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что составляет более 27% от числа занятых в экономике.
По целому ряду экономических показателей, характеризующих уровень развития малого предпринимательства, Калининградская область устойчиво занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации. Для наглядного примера возбмем статистические данные: Среднегодовая численность занятых в экономике, (тыс. чел.) 1985 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 431.3 435.3 392 397.2 410.7 399.6 401.1 410 404.9 410.5 418.2 Численность безработных Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Тыс. чел 45,3 68,8 53,4 81,4 76,6 75,2 42,8 34,8 37,8 % 9,2 13,9 11,5 16,8 15,6 15,4 9,6 7,1 7,5 Важное место в деятельности администрации Калининградской области занимает усиление экономических связей с регионами России. В период с 2001 года по настоящее время администрацией области подготовлено и подписано восемнадцать Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с такими субъектами РФ, как Ярославская, Нижегородская области,
Республика Татарстан, города Москва, Санкт-Петербург и др. В ходе реализации подписанных Соглашений и Протоколов к ним товарооборот в 2004 году с другими регионами России вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом. Развитие данных секторов экономики области дает возможность для развития такой сферы как туризм. Развитие данной отрасли значительно пополнит бюджет, а также предоставит рабочие места, привлечет интерес
иностранных и отечественных предпринимателей. Ведь цели и задачи туризма это не только предоставление путевки и места проживания для туриста, это целый комплекс, включающий в себя множество подотраслей, таких как, развлекательный комплекс (наличие баров, ночных клубов, кинотеатров, ресторанов), сфера обслуживания (отели, больницы, салоны красоты), торговый комплекс (наличие магазинов одежды, сувениров). На данном этапе Калининградская область имеет огромный потенциал для развития, только на сегодняшний
день в области зарегистрировано множество туристических фирм, создаются торговые комплексы, строятся отели. Положение об особой экономической зоне дает возможность для привлечения туристов низкими ценами и достаточно высоким качеством обслуживания. На сегодняшний день экономика Калининградской области развивается довольно успешно, совершенствуются старые отрасли промышленности, появляются новые. Инвестиции и совместное партнерство с другими странами, связи с российскими регионами
позволяют уверенно говорить о дальнейшем развитии области. 2.3. Транспортный комплекс Калининградской области. 2.3.1. Общая оценка транспортного комплекса Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают, наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.
Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристкой инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется на три вида: сухопутный, водный, воздушный. Среди сухопутных средств передвижения наибольший интерес для целей туризма представляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта. В 2004 году по сравнению с 2001 годом объемы перевозок
грузов на железнодорожном транспорте увеличились в 1,7 раза. Объемы переработки грузов портовым комплексом за тот же период возросли в 2,4 раза и составил 13,9 млн. т в 2004 году, что превышает лучшие показатели советского периода. Основные стратегические цели и задачи развития транспорта Калининградской области являются: Обеспечение стабильного сообщения
Калининградской области с основной территорией России. Путем открытия грузопассажирской паромной переправы Калининград (Балтийск) - Санкт-Петербург. Развитие флота "река - море", создание государственной (первоначально) лизинговой компании для строительства таких судов на заводе "Янтарь" с последующей передачей на условиях лизинга морским транспортным компаниям.
Получение необходимых коммерческих прав на полеты по России и зарубежной Европе. Объявление конкурса среди компаний на обслуживание авиационных маршрутов из Калининграда в города России. Строительство второй ветки газопровода для стабильного обеспечения области газом. Решение проблем, связанных с выпуском в таможенное пространство Союза России и Белоруссии автотранспортных средств, растаможенных с учетом льгот
Особой экономической зоны. Разработка механизма компенсации гражданам, вынужденным нести более высоких затраты на проезд между Калининградской областью и основной частью страны через территории иностранных государств. А также участие области в европейском перевозочном процессе. Это возможно проведением работ по модернизации областных участков дорог и их включению в трансъевропейские транспортные коридоры. Реконструкция существующих портовых мощностей региона и сооружение нового глубоководного
порта в г. Балтийске. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, ведущей к границам и портовым мощностям. Реконструкция существующих пунктов пропуска через государственную границу. Необходимо улучшение внутриобластного транспортного сообщения между населенными пунктами. Для этого нужна разработка региональной программы по улучшению работы пригородного железнодорожного транспорта. Создание региональной программы, направленной на улучшение сообщения между населенными пунктами
области. Разработка механизмов закупки нового подвижного состава для транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, а также механизмов учета льготных категорий пассажиров и компенсации их проезда. Возможное формирование акционерной компании с целью объединения всех видов транспорта, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками в области. Наконец, улучшение работы городского транспорта. Для этого нужно создание региональной программы "
Городской транспорт". Обеспечение координации деятельности муниципальных и частных перевозчиков. С 1 августа 2001 г. решилась проблема установления конкурентоспособных железнодорожных тарифов при перевозке грузов по Российским железным дорогам в/из портов Калининграда. По привлекательности железнодорожных перевозок практически всей номенклатуры грузов, перерабатываемых портовым комплексом, мы занимаем второе место после
Санкт-Петербурга и среди портов стран Балтии. Результаты работы портового комплекса и железной дороги по переработке и перевозке грузов в 2001 г положительные. Переработка грузов портами Калининграда в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросла на 32,3% или 1,4 млн. т и составила 5,8 млн. т, а железной дорогой перевезено более 10,8 млн. т, что на 25,6 % или 2,2 млн. т больше, чем в 2000 г. 2.3.2. Водный транспорт Среди водных транспортных средств различают: подводные
(экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты) средства Проектные мощности порта Калининград с портопунктами Светлый и Балтийск (12 стивидорных компаний) - 16420 тыс. т различных грузов в год, почти 8 км причалов. Заход судов с рейда Балтийского моря осуществляется по Калининградскому морскому каналу, протяженность которого -
43 км, с гарантированными глубинами по всей длине - 9 м, шириной от 50 до 80 м. Максимальные размеры принимаемых судов: сухогрузные суда - 170 м, наливные суда - 140 м. Железнодорожные и автомобильные трассы соединяют причалы портов со всей сетью транспортных путей России и других стран. Государственный контроль за безопасностью мореплавания в портах и на канале, выполнением правил и требований международных конвенций, тарифной политикой, содержанием
причалов и канала в рабочем состоянии, их модернизацией и развитием осуществляет Морская администрация порта Калининград. Система безопасности мореплавания обеспечивается с помощью радиолокационной проводки судов, современного навигационного оборудования на морском канале, опытными и квалифицированными инспекторами государственного надзора порта и лоцманами. С февраля 1999 г. введено в эксплуатацию оборудование
Глобальной морской системы связи при бедствиях. Создан спасательно-координационный центр для ведения поисково-спасательных работ в зоне ответственности России и юго-восточной части Балтийского моря. В Калининграде зарегистрированы и имеют лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность 8 стивидорных компаний, которые работают на причалах общей протяженностью более 5,5 км и суммарной проектной мощностью по грузоперевалке около 13 млн. т.
Калининградская железная дорога 2.3.3. Железнодорожный транспорт Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на среднее расстояние в комфортных условиях при умеренных ценах. Железнодорожным транспортом в Калининградской области перевозится около 90% всех грузов, около 40% пассажиров в пригородном и 87% в междугороднем сообщении. Он представлен довольно густой системой путей и станций и обслуживающими
сооружениями (локомотивные депо в Калининграде и Черняховске, вагонное депо). Протяженность железнодорожных путей области составляет более 750 км. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 48 км на каждые 1000 кв. км общей территории, что почти в 10 раз выше среднероссийской. Пути Калининградской железной дороги имеют выходы в сопредельные государства: Литву и Польшу. В Калининград подходит линия железной дороги с европейской колеёй.
Открыто регулярное движение поездов в Польшу. Развитие железнодорожных перевозок предполагается по нескольким направлениям: развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций; реконструкция действующих железных дорог; автоматизация производственной деятельности и управления; обновление подвижного состава; реконструкция главного вокзала "Калининград-Южный". 2.3.4. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». В настоящее время по 20 регулярным международным пассажирским маршрутам выполняются рейсы в страны Балтии, Польшу и Германию. В 2002 году будет открыт новый международный маршрут "Калининград - Голдап" через пограничный пункт "Гусев - Голдап". В комфортабельных автобусах предоставят услуги, необходимые в длительной поездке.
Региональное представительство АСМАП по Калининградской области объединяет в своей ассоциации 154 представителя среднего и малого бизнеса, которые выполняют международные перевозки грузов. Калининградскими перевозчиками перевозится около 70 % всех экспортно-импортных грузов региона (средний показатель по России - 39%). На сегодняшний день в международных перевозках участвуют 1680 автомобилей. Общий результат н
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Лацис, Ян Янович |
Реферат | Артериальная гипертензия у детей и подростков |
Реферат | Информационные технологии в рекламе 2 |
Реферат | SelfConcepts In Julius Caesar Essay Research Paper |
Реферат | Буонарроти, Филиппо |
Реферат | Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка) |
Реферат | Принятия решений по управлению конфликтами в организации |
Реферат | Тирис-эль-Гарбия |
Реферат | Lord Of The Flies Book Report Essay |
Реферат | GodsMobeddapaper Essay Research Paper m |
Реферат | Манипуляция рекламой |
Реферат | Годзе, Гопал |
Реферат | Основные типы моделировки формы |
Реферат | Ручне відцентрове литво |
Реферат | Медитация как метод изменения |