Тверская государственная сельскохозяйственная академия
Реферат на тему:
“Транспорт Тверской области”
Составил: студент 3 курса экономического факультета 31 группы
Иванов А. Б.
Тверь 2004
Оглавление
Введение 3
Железнодорожный транспорт 3
Речной транспорт 5
Автомобильный транспорт 6
Трубопроводный транспорт 7
Городской электротранспорт 7
Справочные материалы 8
Список литературы 9
Введение
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень
велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей
промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны и
её регионов.
В РФ положение транспортной отрасли в последние время стало
критическим. Это обусловлено прежде всего системой организации перемещения
грузов на транспорте, ее несовершенством, остановкой научно-технического
процесса и финансированием этой отрасли, устареванием подвижного состава в
стране и многое другое.
Для решения этих и других проблем в РФ создано министерство
транспорта, которое комбинирует, определяет, делает работу транспортных
предприятий и организаций законной. Задачей его состоит из ряда
административных проблем и удовлетворения потребности населения и
экономических отраслей.
Но организационные задачи стоят не только перед Министерством
транспорта. Их решают ряд подчиненных Министерству транспортных
организации, транспортных предприятий , ряда организаций судебного
направления и прочие не мало важные структуры , вот почему исследование
работы транспортных структур так важно в современном обществе .
Транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства Тверской
области. Благодаря транспорту промышленность области получает сырьё,
получает фабрикаты, готовые изделия из различных районов СНГ (хлопок из
Средней Азии, металл с Урала, из Череповца, кислоты и красители из
Московской и Ивановской областей и т. п.), а сельское хозяйство -
минеральные удобрения, зерноуборочные комбайны и другую продукцию. В свою
очередь промышленность и сельскохозяйственные предприятия отправляют в
другие области, края, республики СНГ и зарубежные страны экскаваторы,
башенные краны, льно-комбайны, искусственное волокно, древесину,
хлопчатобумажные ткани и прочее.
Железнодорожный транспорт
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт. Строительство
железнодорожных линий в Тверской губернии началось в середине XIX века.
Железная дорога "Санкт-Петербург - Москва сдана в эксплуатацию в 1851,
"Москва - Виндаво - Рыбинск" - в 1869, отдельные участки железной дороги
"Сонково - Савелово", "Сонково - Пестово" построены в 1921-23 гг. В 2002
году эксплуатационная длина железнодорожных путей, состоящих в ведении МПС,
составляет 1807 км. С северо-запада на юго-восток территорию области
пересекает Октябрьская (до 1923 г. Николаевская) железнодорожная
магистраль. Основные грузы: стройматериалы, лес, руда, химические и
минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, машины и многое другое.
Велико значение дороги для внешнеторговых связей, осуществляемых через
Санкт-Петербургский и Мурманский торговые порты. С водным транспортом она
взаимодействует также через ряд портов на Белом море, Беломорско-
Балтийском, Волго-Балтийском каналах, канале им. Москвы. На
электрифицированной линии "Москва - Санкт-Петербург" курсируют самые
быстрые в стране пассажирские экспрессы ("Красная стрела", "Русская
тройка", "Аврора", "Северная пальмира"), развивая скорость до 300 км/ч.
Такие скорости стали возможными благодаря созданию бесстыкового пути,
сваренного в длинномерные 800-метровые рельсовые плети на железобетонных
шпалах и щебёночном основании, новейшей автоблокировке, совершенным
средством связи и управления. Южную часть области пересекает железная
дорога "Москва - Рига" через Ржев (узел железнодорожных линий "Москва -
Рига", "Санкт-Петербург - Брянск"), Нелидово, Западную Двину. По восточной
части области проходит железнодорожная линия через Кимры, Калязин, Кашин,
Сонково, связывающая Москву с Санкт-Петербургом. На севере области проходит
железная дорога "Бологое - Рыбинск" (через Удомлю, Максатиху, Бежецк,
Сонково), на северо-западе - железная дорога " Бологое - Осташков -
Торопец" с выходом на Великие Луки и далее в Прибалтику. К дорогам местного
значения относятся железнодорожные пути "Тверь - Лихославль - Торжок -
Кувшиново – Осташков”, линии "Тверь - Васильевский Мох”. Перевод
железнодорожного транспорта на электровозную и тепловозную тягу ускорил
доставку и удешевил перевозку грузов. Крупными железнодорожными узлами
являются Бологое, Ржев. Среди железнодорожных станций выделяются Тверь
(Калинин), Лихославль, Вышний Волочёк, Сонково. Железнодорожным транспортом
общего пользования в 2002 г. было перевезено 2,6 млн. тонн грузов. Около
35% составляют строительные материалы и минеральные удобрения. Важное место
в перевозках занимают лесные (включая дрова) и нефтяные грузы, каменный
уголь и кокс, хлебные грузы, чёрные металлы и лом чёрных металлов. В конце
1980-1990-х годов увеличился грузооборот. Возросло и число пассажиров,
перевозимых по железной дороге.
Таблица 1.
Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом
| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Перевезено грузов железнодорожным | | | |
|транспортом млн. тонн |3,0 |2,2 |2,6 |
|Перевезено пассажиров железнодорожным | | | |
|транспортом млн. человек |9,6 |9,6 |9,6 |
Речной транспорт
Большое значение в перевозке грузов (строительные материалы, нефтяные,
лесные, хлебные грузы, каменный уголь) и пассажиров принадлежит речному
транспорту. Из судоходных рек наибольшее значение имеет Волга. Для
судоходства используется Иваньковское ("Московское море"), Рыбинское и
Вышневолоцкое водохранилища, а также озёра Селигер, Мстино, Пено. Главный
речной порт - Тверской, основан в 1853 г. пароходным обществом "Самолёт", в
настоящее время входит в состав Московского речного пароходства. Ему
подведомственны порт Кимры на левом берегу реки Кимрки, пристани:
Весьегонск на правом берегу реки Мологи, Калязин в устье реки Жабни, на
восточном берегу Угличского водохранилища, Вышний Волочёк на левом берегу
реки Цны, Осташков на восточном берегу озера Селигер. В состав Тверского
порта входят Тверской и Конаковский грузовые районы, речные вокзалы в Твери
и Осташкове, судоремонтные мастерские, около 170 судов, в том числе 40
пассажирских, 18 плавучих кранов грузоподъёмностью от 3 до 16 т, 5
землесосных снарядов и гидроперегружателей, Конаковская и Зубцовская
паромные переправы через реку Волгу.
Порт Тверь производит добычу, сортировку и погрузку песка, песчано-
гравийной смеси. Местным флотом перевозят для предприятий области, Москвы,
Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Череповца, городов Волжско-Камского
бассейна миллионы тонн народнохозяйственных грузов (кирпич, железобетон,
бумага, лес, пиломатериалы, зерно и т. п.). На перевозках используются
буксирные теплоходы типа "Речной" мощностью 450 л. с., толкающие составы из
1-4 барж. К грузовым причалам могут подходить суда типа "река-море" -
"Волго-Дон" и др. В 2002 г. речным транспортом отправлено 3,4 млн. тонн
грузов. Пассажирский флот порта Тверь обслуживает население Тверской,
Московской, Ярославской, Вологодской и других областей по Волге от Ржева до
Углича, на озёрах Селигер, Пено, Вышневолоцком, Мстинском водохранилищах,
выполняет экскурсионные прогулочные рейсы. За навигацию перевозится свыше
0,1 млн. человек. С 1992 г. началось сокращение речных пассажирских линий,
наблюдается частая отмена рейсов, в связи с увеличением финансовых расходов
на содержание ликвидируются пристани и причалы. На местных линиях
используются скоростные комфортабельные пассажирские суда типа "Метеор",
"Ракета", "Заря", "Зарница", а также теплоходы "Москва", "Москвич" и др. У
причалов Тверского речного вокзала швартуются двух, трёхпалубные
экскурсионные суда из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Уфы и других
городов. В 1960 г. в Калининском порту был открыт филиал Рыбинского речного
училища имени В. И. Калашникова, в котором готовят кадры судоводителей для
речного флота.
Таблица 2.
Перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом
| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Перевезено грузов внутренним водным |3,9 |4,6 |3,4 |
|транспортом млн. тонн | | | |
|Перевезено пассажиров внутренним водным|0,1 |0,1 |0,1 |
|транспортом млн. человек | | | |
Автомобильный транспорт
Велика роль автомобильного транспорта. Протяжённость автомобильных
дорог общего пользования составляет свыше 16,1 тыс. км, в том числе с
твёрдым покрытием свыше 16,4 тыс. км. В 2002 г. введено в действие 86,28 км
дорог. Все города и районные центры областей соединены дорогами с твёрдым
покрытием. Основная часть центральных усадеб колхозов и совхозов связаны с
райцентрами улучшенными дорогами. Протяжённость автобусных линий превышает
27,5 тыс. км, в том числе 13,8 тыс. км междугородних, на которых ежегодно
используется свыше 1350 автобусов; 10 райцентров (Бежецк, В. Волочёк,
Зубцов, Кувшиново, Максатиха, Осташков, Ржев, Рамешки, Торжок, Удомля) и
областной центр связаны прямым автобусным сообщением с Москвой. Через
Тверскую область проходят автобусные маршруты "Новгород - Москва", "Псков -
Москва". Внутригородское автобусное сообщение имеется в 24 населённых
пунктах области. Автомобильным транспортом общественного пользования
перевезено 1491 млн. человек, 16,1 млн. тонн грузов (2002). В пределах
области наиболее значительные перевозки грузов осуществляются между Тверью
и городами Торжок, Вышний Волочёк, Ржев, Кимры, Бежецк, Конаково, Осташков.
Осью дорожной сети является автомагистраль общероссийского значения "Москва
- Санкт-Петербург". Большинство других важных дорог области по существу
являются подъездами к этой магистрали. Начало строительства "перспективной
дороги" между Петербургом и Москвой длиной 770 км относится к 1720-26 гг. В
1817-37 гг. была построена дорога "Петербург - Москва", выложенная камнем.
За годы советской власти она превратилась в автомагистраль.
Другой дорогой общегосударственного значения является магистраль
"Москва - Рига (протяжённость в пределах области 261 км, а с подъездами к
Западной Двине, Нелидово, Оленино - 276,6 км). Дорогами республиканского
значения являются магистрали "Смоленск - Духовщина - Белый - Нелидово",
"Торжок - Кувшиново - Осташков", "Вышний Волочёк - Бежецк Сонково -
Мышкино", "Загорск - Калязин - Рыбинск", Калязин - Горицы - Кушалино",
"Тверь - Бежецк - Красный Холм - Весьегонск". Среди дорог областного
значения выделяются трассы "Бологое - Куженкино", "Рамешки - Максатиха",
"Торжок - Луковниково - Старица", "Медное - Конаково - Иваньково" и др.
Таблица 3.
Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом
| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Перевезено грузов автомобильным |2,3 |1,8 |1,5 |
|транспортом млн. тонн | | | |
|Перевезено пассажиров автомобильным | | | |
|транспортом млн. человек |339,8 |340,3 |304,2 |
Трубопроводный транспорт
Новым видом транспорта Тверской области является трубопроводный. Его
развитие обусловлено тем, что в конце 60-х годах область получила
сжиженный, а в начале 70-х природный газ. По территории области проходят
газовые магистрали "Серпухов - Санкт-Петербург", "Белоусово - Санкт-
Петербург", газопровод "Ухта - Торжок - Минск" ("Сияние Севера") и
газопроводы-отводы от Московского кольца, что позволило подать природный
газ коммунально-бытовым и сельскохозяйственным предприятиям, многим рабочим
посёлкам и населённым пунктам в сельской местности, а также к газовым
приборам жителей городов Твери, Вышнего Волочка, Бологое, Кашина,
Лихославля, Ржева, Конаково. К 2002 г. в области было построено свыше 1600
км подземных газопроводов, в том числе 325 км в сельской местности,
газифицировано 148 промышленных, 434 коммунально-бытовых и
сельскохозяйственных предприятий, 446,0 тыс. квартир, в том числе 151,7
тыс. квартир в сельской местности. В области природным газом пользуется
185,5 тыс. квартир. Уровень газификации по области достиг 86,4%, а в Твери
93,6%. Газ в топливном балансе области составляет 22%. Реализация
природного газа по области в год составляет 1278,0 млн. км^3, в том числе
по Твери 706 млн. км^3.
Городской электротранспорт
Городской электротранспорт имеется только в Твери. Первый
электрический трамвай пущен в 1901 г., а первая троллейбусная линия введена
в эксплуатацию в 1967 г. На улицы Твери ежедневно выходит свыше 200
трамваев и 95 троллейбусов. Ежегодно трамваями перевозятся свыше 130 млн.,
а троллейбусами около 123 млн. пассажиров
Таблица 4.
Перевозки пассажиров городским электротранспортом
| |2000 г. |2001 г. |2002 г. |
|Перевезено пассажиров городским | | | |
|электротранспортом млн. человек | | | |
|трамвайным |143,7 |137,8 |130,8 |
|троллейбусным |136,2 |129,7 |123,6 |
Справочные материалы
[pic]
1. Железнодорожный транспорт
2. Автомобильный транспорт
3. Внутренний водный транспорт
Таблица 5.
Структура перевозок пассажиров транспортом общего
пользования в 2002 году
|Вид транспорта |Доля % |
|Троллейбусный |21,8% |
|Железнодорожный |1,7% |
|Автомобильный |53,5% |
|Внутренний водный |0,02% |
|Трамвайный |23,0% |
Список литературы:
1) Тверская область – энциклопедический справочник. Тверь 1999 год.
2) Транспорт в Тверской области - Статистический сборник. Тверь 2003 год.
3) Транспорт и связь в России - Статистический сборник. Москва 1999 год.
4) Транспорт в России - Статистический сборник. Москва 2002 год.
5) Атлас автомобильных дорог России
6) Схема железных дорог России