Реферат по предмету "Экономика"


Рынок оборудования для корпоративных сетей на фоне макроэкономики и политики России и СНГ

Рынок оборудования для корпоративных сетей на фоне
макроэкономики и политики России и СНГ

К.Н. АНКИЛОВ, аналитик «iKS-Консалтинг»

Стабильный
рост рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей продолжается с
конца 90-х годов. Ожидается, что темпы развития рынка России и СНГ в 2005 г.
сохранятся на уровне предыдущего года и составят 20%, а объем достигнет $680
млн. Обусловленный политическими причинами временный спад, который наблюдается
в отдельных странах Содружества, будет компенсирован стабильным развитием рынка
в России и Казахстане. Однако степень зрелости экономики и политической
стабильности новых независимых государств - серьезные факторы влияния на рынок
оборудования. И не всегда позитивные...
Потенциал рынка СНГ остается высоким

Активный
спрос на телекоммуникационную инфраструктуру со стороны хозяйствующих субъектов
обеспечивается в первую очередь благодаря высоким темпам экономического
развития во всех странах СНГ.

Средние
темпы роста ВВП в странах Содружества в 2004 г. составили 8%, причем российская
прибавка в 7,1% была самой скромной в регионе. Наиболее успешно развивалась
экономика Украины и Белоруссии - 12 и 11% соответственно. Активный
экономический рост (выше среднего по СНГ) продемонстрировали также страны
Закавказья, Таджикистан и Казахстан.

В
СНГ опережающими темпами наращивается объем капитальных инвестиций (в 2004 г. -
14%). В ряде стран также высок прирост промышленного производства, в прошлом
году он составил: в Белоруссии -15,6%, в Таджикистане - 14,3%, на Украине -
12,5%, в Казахстане - 10,1%.

Вместе
с тем в 2005 г. в некоторых странах происходит некоторое снижение темпов
развития, что сказывается на макроэкономических показателях СНГ в целом. В
первом квартале нынешнего года рост ВВП в СНГ составил 5% против 8% за
аналогичный период 2004 г.; инвестиции в основной капитал выросли на 10%
(против 16%); промышленное производство - на 5% (против 9%). Основной «вклад» в
замедление роста внесли Россия и Украина, ВВП которых в первом квартале 2005 г.
составил соответственно 4 и 5,5%. Несмотря на это, поставщики сетевого
оборудования не отмечают негативных тенденций на российском рынке, указывая,
что характер его развития в текущем году во многом сходен с 2004 г. Во втором
квартале экономическая динамика России несколько улучшилась, в результате за
первое полугодие ВВП прибавил 5,4%. Правительство сохраняет ориентацию на
удвоение ВВП и ведет поиск средств для решения этой задачи, одно из ключевых
мест отводя развитию ИКТ.

В
таких условиях сохранению высоких темпов развития рынка оборудования для
ведомственных и корпоративных сетей способствует высокий спрос со стороны
успешно действующих добывающих и производственных предприятий (в первую очередь
экспорто-ориентированных), предприятий финансовой сферы, торговли, транспорта,
а также органов государственного управления. Географическая экспансия, открытие
новых филиалов, повышение конкуренции, разработка новых услуг - все это предполагает
замену устаревшего оборудования и построение новых инфо-коммуникационных сетей.

Доли
стран СНГ и России на рынке оборудования для корпоративных сетей, 2005 г.
(прогноз)

Россия
- 67%

Украина
- 14%

Казахстан
– 10%

Белоруссия
- 3%

Азербайджан
- 2%

Узбекистан
- 2%

Прочие
- 2%

Одним
из факторов развития рынка является политика правительства стран СНГ в
отношении ИКТ. Программы, аналогичные «Электронной России», предполагающие,
помимо прочего, техническое переоснащение телекоммуникационных сетей
правительственных учреждений, приняты во многих странах СНГ: «Электронная
Украина», «Электронная Беларусь», «Электронное правительство Республики
Казахстан» и т.д. На реализацию «Электронной России» только из федерального
бюджета выделено в 2005 г. 2,2 млрд руб., на 57% больше, чем годом раньше.
Миллионы долларов вкладываются в программы информатизации и развитие сетевой
инфраструктуры из региональных бюджетов.

В
ряде стран СНГ программы реализуются по инициативе международных организаций и
иностранных правительств, которые также выделяют средства для их
финансирования. Например, в Узбекистане в настоящее время разрабатывается
программа перехода на электронное налогообложение, финансирует которую
правительство США.

Существенным
негативным фактором, способным серьезно сказаться на динамике рынка в 2005 г.,
является волна «цветных» революций, прокатившаяся по СНГ. Политическая
нестабильность отрицательно отражается на экономической ситуации в целом и на
развитии рынка ведомственных и корпоративных решений - в частности. Так, на
Украине, из-за кадровых перестановок и неопределенности с правом собственности
на предприятия, не осуществляются инвестиции в инфраструктуру в государственном
секторе, от закупок телекоммуникационного оборудования отказываются ведомства и
компании, формирующие почти половину национального рынка.

Скорее
всего, перечисленные проблемы носят краткосрочный характер и будут решены уже в
течение этого года. Как показал прошлогодний российский опыт, рынок способен в
течение нескольких месяцев наверстать упущенное в ходе административных реформ
время. В среднесрочной перспективе не исключено, что новые правительства, сумев
обеспечить приток иностранного капитала в свои страны, создадут более
благоприятные условия для развития рынка ведомственных и корпоративных решений.

Таким
образом, в СНГ сохраняются в основном благоприятные условия для дальнейшего
стабильного роста рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей,
хотя политические перемены в ряде стран окажут некоторое негативное влияние на
результаты 2005 г.
Географическое измерение

Описанные
выше политические и экономические условия в целом сходны для всех стран СНГ, в
то же время отдельным государствам свойственна своя специфика. По уровню
развития рынка оборудования для ведомственных и корпоративных сетей страны
Содружества можно разделить на три группы.

Лидеры
рынка. В эту группу входят Россия, Украина и Казахстан, которые являются
крупнейшими представителями СНГ по объему национального производства. На
протяжении нескольких лет они демонстрируют достаточно стабильный экономический
рост и имеют сравнительно хорошо развитую национальную телекоммуникационную
инфраструктуру. Экономика этих стран высококонкурентна, успешно развиваются
предприятия ряда отраслей, в первую очередь топливно-энергетического комплекса,
а также финансовой сферы, действует большое количество представительств
транснациональных компаний. Именно эти предприятия, а также органы
государственного управления - основные покупатели оборудования в странах данной
группы.

На
эти три страны в 2005 г. придется 91% закупок оборудования для ведомственных и
корпоративных сетей, причем около 67% будут поставлены в Россию. Как ожидается,
после преодоления обусловленного политическими причинами временного спада на
украинском рынке доля этой группы на рынке СНГ вырастет в следующем году на
2-3%. Рынки лидеров показывают высокую динамику, ежегодные темпы роста -
15-20%. Исключение в этом году составит Украина, где объем продаж вряд ли
превысит уровень 2004 г. Именно Россия, Украина и Казахстан наиболее
привлекательны для производителей оборудования. Неслучайно большинство вендоров
открывают офисы в первую очередь в Москве и других городах России, а также в
Киеве и Алматы. Там же расположены представительства большинства их партнеров.

Второй
эшелон. В эту группу вошли страны, представляющие три разных региона:
Белоруссия, Азербайджан и Узбекистан. Совокупный размер их рынков существенно
меньше, чем у стран предыдущей группы, - около 7% всех закупок оборудования в
СНГ. Темпы роста варьируются в пределах 10-20%, вместе с тем рынкам этих стран
свойственна определенная волатильность, при которой рост может существенно
ускориться благодаря реализации одного-двух крупных проектов. Несмотря на
сходную динамику и сопоставимые объемы рынков, каждый участник этой группы
имеет свои особенности.

Наиболее
стабильный рынок - в Белоруссии, которая, впрочем, демонстрирует сравнительно
низкие темпы роста - 10—15% в год. Наиболее вероятные причины такой невысокой
динамики - обусловленный политическими факторами ограниченный приток
иностранных инвестиций в экономику страны, высокая степень государственного
контроля бизнеса, техническая отсталость телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные
преимущества Азербайджана перед соседями - политическая стабильность и развитый
нефтегазовый сектор, обеспечивающий приток иностранных инвестиций в экономику.
Помимо российских компаний здесь (в силу географической и культурной близости)
активно действуют турецкие поставщики

Доли
видов оборудования для корпоративных сетей в СНГ и России, 2005 г. (прогнроз)

Передача
данных - 53%,

УАТС
- 31%

Контакт-центры
- 6%

Видеоконференцсвязь
- 6%

Прочее
— 4%

Доли
поставщиков на рынке УАТС в СНГ и России, 2005 г. (прогноз)

Nortel - 19%

Avaya - 17% Ericsson - 10%

Siemens - 9%

Alcatel - 6% Panasonic - 12%

Прочие
- 27%

Рынок
Узбекистана своим развитием обязан двум факторам - довольно высокой деловой
активности правительственной политике в отношении ИКТ, В стране
зарегистрировано в общей сложности 280 тыс. предприятий - почти столько же
сколько имеет Украина, и в полтора раза больше, чем в соседнем Казахстане.
Более 90% компаний являются негосударственными, свыше 2 тыс. совместных
предприятий. В стране успешно развивается машиностроительная отрасль,
газодобывающая и легкая промышленность. Указом президента страны с 2002 г.
введены налоговые преференции и отменены таможенные пошлины на ввоз
телекоммуникационного и компьютерного оборудования, реализуются государственные
программы подготовки специалистов в области ИКТ. В результате в Узбекистане созданы
благоприятные условия для реализации потенциала развития инфокоммуникационного
сектора, в том числе рынка сетевого оборудования.

Страны
раскрывающегося потенциала. В эту группу входят остальные государства СНГ.
Условия для развития рынка ИКТ в них довольно благоприятные, однако страны
только начинают реализовывать свой потенциал и их доля в общем объеме поставок
оборудования в СНГ не превышает 2%. Многим государствам этой группы свойственны
выраженные отраслевые диспропорции. Так, в странах Средней Азии более половины
промышленной продукции производят нефтегазовая и металлургическая отрасли.
Односторонний характер развития экономики в сочетании с небольшими размерами
рынка оборудования (не более $4 млн в год) предполагает существенно большую
рыночную волатильность, чем в странах со средним уровнем развития.

Незрелость
рынков этих стран проявляется и в факторах, определяющих выбор поставщика
оборудования. Если в государствах первых двух групп покупатели во многом
ориентируются на известность торговой марки, наличие сервисного обслуживания
продаваемого оборудования, возможность подготовки специалистов, то в данной
группе ключевым и зачастую единственным фактором является цена. В результате
большим спросом пользуются решения небрендовых азиатских производителей, а также
техника б/у. Вместе с тем интерес правительства к развитию телекоммуникаций,
участие и атом процессе международных организаций и иностранных государств
позволяют ожидать в среднесрочной перспективе улучшения ситуации.

Однако
крупнейшими и наиболее привлекательными рынками для вендоров останутся лидеры -
Россия, Украина и Казахстан.
Продуктовое измерение

На
рынке оборудования для ведомственных и корпоративных сетей крупнейшим является
сегмент оборудования передачи данных, на пего приходится 53% рынка. Очевидно,
отрыв от второго по объему рынка учрежденческих АТС со временем будет
увеличиваться, чему будет способствовать ряд факторов.

Потребности
предприятий и организаций в голосовых решениях ограничены числом сотрудников,
которым необходима телефонная связь. В большинстве организаций проблемы доступа
в телефонную сеть гак или иначе решены, спрос формируется за счет открытия
новых офисов и замены устаревших УАТС. Последнее не рассматривается многими
предприятиями как насущная необходимость, поскольку финансовый эффект от
модернизации телефонной сети далеко не всегда очевиден. Процесс обеспечения
доступа организаций к информационным ресурсам, напротив, далек от завершения.
Появление новых программно-аппаратных решений, заметно влияющих на деятельность
компаний, будет стимулировать дальнейший спрос на оборудование предприятий, в
которых сети передачи данных уже построены. В частности, модная в России и
других странах СНГ тема информационной безопасности стимулирует предприятия
осуществлять дополнительные инвестиции как в программные, так и в аппаратные
средства. Наконец, растущая популярность корпоративной IP-телефонии
предполагает дополнение или замену УАТС оборудованием передачи данных для
организации доступа к телефонным услугам.

Ожидается,
что объем корпоративного рынка оборудования передачи данных в СНГ в 2005 г.
составит около $360 млн. Основные покупатели - ведомства и корпоративные
клиенты, в то время как на операторов приходится не более 20% рынка, который
остается высококонкурентным: на нем присутствуют десятки поставщиков -
американских, европейских, азиатских и российских. В течение 90-х годов Cisco
Systems удалось захватить 70% рынка, и компания достаточно прочно удерживает
свои позиции. Аналогичная ситуация сложилась во всем мире. Вместе с тем
некоторыми игроками рынка отмечается незначительное уменьшение доли Cisco на
рынке России. Сложно говорить, станет ли это тенденцией и смогут ли другие
именитые конкуренты потеснить компанию, чьи решения, по сути, являются
стандартом для отрасли. Однако па одном из крупнейших рынков, китайском,
местной компании Huawei уже удалось перехватить у Cisco лидерство.

Претендентами
на долю Cisco в СНГ являются в первую очередь крупные поставщики - 3Com, Allied
Telesyn, Alcatel, Avaya, Nortel и другие, однако рыночная доля большинства из
них сейчас находится в пределах 5-7%, т.е. в И) раз меньше, чем у лидера рынка.
В то же время некоторые из производителей имеют прочные позиции в определенных
сегментах рынка оборудования передачи данных. Например, Hewlett-Packard
контролирует около четверти рынка модульных коммутаторов, в несколько раз
опережая всех конкурентов... кроме Cisco.

Вторым
по размеру остается динамичный рынок учрежденческих АТС. Как ожидается, его
объем в 2005 г. достигнет $210 млн. Наиболее востребованными как в России, так
и в других странах СНГ являются относительно недорогие офисные АТС малой
емкости, на долю которых приходится около 2/3 всех продаж УАТС. Ситуация,
скорее всего, не изменится, поскольку на малых и средних предприятиях
телефонные линии, как правило, требуются большей части сотрудников, нежели на
крупных предприятиях, где значительная часть работников занята непосредственно
на производстве. Общее число запятых па предприятиях среднего и малого бизнеса
примерно то же, что и на крупных предприятиях.

Подобно
рынку оборудования передачи данных, сегмент УАТС также высококонкурентен,
однако здесь имеется несколько лидеров. В сегменте УАТС малой емкости наиболее
успешны азиатские производители, предлагающие качественные недорогие решения.
Впереди -Panasonic с долей рынка свыше 30%. Успешно действуют также Samsung и
LG, западные поставщики. На рынке учрежденческих станций большой емкости и в
целом на рынке УАТС лидерство принадлежит американским производителям - Nortel
и Avaya, контролирующим в сумме свыше трети рынка, более четверти его
приходится на европейских поставщиков - Ericsson, Siemens и Alcatel.

На
мировом рынке традиционную офисную телефонию теснят VoIP-решения, падают
продажи «классических» УАТС. В СНГ VoIP-решепия менее популярны, в основном
из-за их высокой стоимости, однако рост доли гибридных и «чистых» IP-АТС
является очевидной тенденцией и в пашем регионе. С ростом популярности новой технологии
к списку лидеров рынка УАТС должна присоединиться Cisco, широко предлагающая на
мировом рынке IP-станции. Бизнес-модель компании на практике оказалась наиболее
успешной для завоевания и удержания значительной доли ведомственного и
корпоративного рынка.

Те
же компании - Avaya, Nortel, Cisco - являются лидерами молодого еще рынка
контакт-центров. В России и других государствах СНГ этот сегмент находится в
стадии формирования и растет опережающими темпами по отношению ко всему рынку
оборудования. В нашей стране его объем исчисляется уже десятками миллионов
долларов, на Украине и в Казахстане - миллионами долларов, другие члены СНГ
пока реализовали лишь единичные проекты. По оценкам, общий объем этого рынка по
результатам 2005 г. достигнет $40 млн.

Большинство
проектов предполагает поставку небольших решений, рассчитанных на 10-20
операторских мест, хотя реализуются и многомиллионные контракты. Среди
крупнейших заказчиков - операторы сотовой связи «ВымпелКом» и МТС. С развитием
рынка аутсорсинга услуг по обработке вызовов можно ожидать увеличения числа
масштабных проектов, однако активность операторов связи на данном рынке
заставляет предполагать, что часть его «перетечет» из корпоративного в
операторский сегмент. Предположительно, этот процесс будет менее явным в других
странах CI1Г, где компании не склонны к выводу бизнес-процессов за рамки родственных
структур по соображениям информационной безопасности.

Более
$10 млн - объем рынка оборудования для беспроводных сетей передачи данных. Рост
обеспечивается как популярностью офисных WLAN-ceтей, так и распространением
операторских зон Wi-Fi. Здесь, как и на рынке проводных решений для передачи
данных, конкурирует большое число поставщиков (в основном те же компании).
Среди них наиболее успешны Cisco, Avaya, Alvarion, InfiNet и др.

Опережающими
темпами развивается рынок оборудования для видеоконференцсвязи. Как ожидается,
объем поставок в 2005 г. увеличится не менее чем на 30% и составит свыше $40
млн. Реализуются как крупные проекты для ведомственных сетей, так и
сравнительно небольшие для компаний, имеющих несколько офисов. Приобретают
оборудование и предоставляют па коммерческой основе услуги ви-деотелефонпой
связи телекоммуникационные операторы. Крупнейшие поставщики оборудования в СНГ
- американская Polycom, японская Sony, китайская Huawei и американо-норвежская
Tandberg.

В
2005 г. и в обозримом будущем основные сегменты рынка оборудования для
ведомственных и корпоративных сетей сохранят текущие темпы роста. Этому будут
способствовать благоприятная макроэкономическая ситуация и политика стран СНГ в
области инфокоммуникационных технологий.

Основными
рынками останутся Россия, Украина и Казахстан. В то же время увеличится число
проектов в других странах, в частности - в Средней Азии.

Возрастет
доля новых видов оборудования, в первую очередь основанных па технологиях
передачи голоса и видео по сетям передачи данных. Можно ожидать появления новых
имен на рынке, однако лидерство сохранится за нынешними поставщиками.
Список литературы

Журнал
«ИнформКУРЬЕРСвязь» № 8, 2005 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Восстановление и восстановительная циклизация N-(3-оксоалкил) карбоматов при взаимодействии с боргидридом натрия.
Реферат Емтиханнын жазба жумысына тапсырма
Реферат Воспитание и развитие персонала на примере функционирования МУЗ "Городская больница №5"
Реферат Исследование канальных протоколов с обратной связью
Реферат Анжелика Штейнгольд
Реферат Аїнський державний центр радіочастот" запрошує Вас взяти участь у торгах за процедурою запит цінових пропозицій на закупівлю за предметом „Видання періодичні"
Реферат Бизнес-план АО «Минский Дрожжевой Комбинат» по производству 20000 т дрожжей в год
Реферат Оценка эффективности рециклинга (вторичной переработки)
Реферат Анализ обеспеченности основными средствами 2
Реферат Агеев, Евгений Иванович
Реферат Сущность и структура трудовой мотивации. Потребность, мотивация и стимулы.
Реферат Анализ рентабельности деятельности предприятия
Реферат Adultery In The Military Essay Research Paper
Реферат Анализ факторов, влияющих на качество сельскохозяйственной продукции
Реферат Межрегиональные ассоциации как фактор региональной политики РФ