Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы формирования рынка труда

Проблемы формирования рынка труда

Контрольная работа по дисциплине: ,,Экономика и
социология труда”.

Московский Институт Предпринимательства и Права

Москва 2001 г.
Введение.

Рынок
труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании
интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда как экономическая
категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь
капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих
отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий
между трудом и капиталом.

Долгое
время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает
неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и
задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по
принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и
приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского
общества в течение десятилетий.

Но
и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией
всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов
прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной не
занятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось
европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

Переход
к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со
структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых
отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно
высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным
отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана
и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и
социальном статусе самого работника.
1. Формирование рынка труда в Российской Федерации на
современном этапе.

В
настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий,
хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы
довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица
(вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая,
официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная
трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление
об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального
трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно
не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой
социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны
ситуация существенно различается).

До
сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не
вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время
процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой»
(даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер,
хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить
или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных
явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества,
которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны,
истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в
экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

На
сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а
неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь
находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит
угроза потери работы.

В
настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых,
многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный
дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и
низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают
масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых
возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной
структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших
возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым
ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения.
В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых
профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых
по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы),
в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного
хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля
охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В
целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в
большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации
с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый
интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его
необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых,
молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых,
они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические,
экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире
является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На
молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в
жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение
профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения
подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая
группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и
профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность.
Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило
жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать
деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами
или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного
детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного
контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального
потенциала общества.

Молодежь
в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или
завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой,
вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и
социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В
25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию,
некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего
уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к
предлагаемой работе.

Снижение
общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи,
вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество
предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего
трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению
серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма.
Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей
перспективе отразится на социальной структуре общества.

Несмотря
на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении
общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное
образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве
квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать
роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых
людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или
должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация
профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием
отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В
последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного
образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и
более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим
элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и
средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год
увеличивается.

Таким
образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения
перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки
работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости
молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста
продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную
трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей
силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к
долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции,
поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой
рабочей силы.
2. Трудовой потенциал общества и его структура.

Словом
«потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть
использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в
конкретной обстановке.

Во
всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы –
человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп и
общества в целом осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно
повышать ее эффективность. В этой связи возникает вопрос, почему же до 80-х
годов наша экономическая наука не применяла данный термин? В первую очередь это
связано с тем, что на протяжении длительного времени экономическая наука хотя и
занималась проблемами трудовых ресурсов, но изучались только три группы
населения: трудоспособные в трудоспособном возрасте, фактически занятые в сфере
экономики, подростки и пенсионеры. Следовательно, охватывалась только часть
трудового потенциала страны, да и то в основном с точки зрения укрупненных
объемных характеристик.

Термин
«трудовой потенциал» и его понятие начали входить в государственные и
правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято
Постановление Правительства РФ № 434 «О целевом проекте “формирования трудового
потенциала для наукоемкого производства”». Оно было связано с поддержанием и
развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.

Можно
говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города,
области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех
способностей человека трудиться. Рассмотрим понятие трудовой потенциал с
позиции общества, отдельного предприятия, организации, учреждения.

Трудовой
потенциал – это ресурсная категория; он должен включать в себя источники,
средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо
задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества,
государства в конкретной области. Таким образом, применительно к предприятию
трудовой потенциал – это предельная величина возможного участия трудящихся в
производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня
профессиональных знаний и накопленного опыта.

Трудовой
потенциал предприятия включает несколько половозрастных групп работников,
обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется
образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по
избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и
организационных факторов, так как с целью осуществления производственного
процесса с учетом специализации каждое предприятие оснащается необходимым оборудованием.

При
определении величины потенциала и его использования, важным является правильный
выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принималась и
принимается до сих пор численность, а показатели использования – человек-год.
Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат
труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и
среднесписочной численности работников составляет 15%. Следовательно,
среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может
быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее
можно применять только с поправочным коэффициентами. А так как такие коэффициенты
разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя.

Некоторые
ученые предлагают в качестве объемного показателя использование человеко-час,
так как он стабилен и поэтому хорошо отражает динамику, требует корректировку
(при сравнении по разным периодам) только по числу рабочих дней, позволяет
учесть не только полногодовых работников, но и тех, кто может работать лишь
часть установленного времени. Применяя этот показатель, можно также выделить в
общем потенциале суммарную величину неиспользуемого рабочего времени в связи с
неблагоприятными условиями труда на производствах, где законодательно установлен
сокращенный рабочий день, а также суммарное время не работы тех исполнителей,
которые получают дополнительные отпуска в связи с неблагоприятными условиями
труда. Такое выделение позволит организовать работу по коренному улучшению
условий труда и эффективному управлению этим процессом. Неиспользуемое рабочее
время будет состоять из трех неравнозначных величин, а именно: часов, на
которые сокращается продолжительность рабочего дня, дней дополнительного отпуска
исполнителей, занятых на данных работах, а также дней сокращения неявок по
общей заболеваемости в результате улучшения условий труда.

Величина
совокупного потенциального фонда рабочего времени производительного коллектива
представляет собой разность между величиной календарного фонда (Фк) и суммарной
величиной нерезервообразующих неявок и перерывов, т.е. объемная величина
времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников.
К нерезервообразующим (Тнп) относятся регламентированные затраты, которые по
своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут
служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и
праздничные дни и другие законодательно обусловленные неявки и перерывы). В
этом фонде, как в зеркале, находит отражение весь объем потенциальных возможностей
работающих за любой (плановый, отчетный) период времени.

Поскольку
базовой расчетной величиной может выступать фонд рабочего времени, то и
показателем, характеризующим его возможности, должна выступать одноименная
единица измерения, имеющая не качественное, а только количественное отличие.
Правильный выбор единого измерителя имеет не только теоретическое, но и
практическое значение, так как создает научно обоснованную базу приведения
разновеликих величин к единому показателю.

Размеры
величины трудового потенциала предприятия определяются по формуле:

Фп
= Фк – Тнп

или

Фп
= Ч х Д х Тсм

где
Фп – совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;

Фк
– величина календарного фонда времени, ч.;

Тнп
– нерезервообразующие неявки и перерывы,ч.;

Ч
– численность работающих, чел.;

Д
– количество дней работы в периоде, дн.;

Тсм
– продолжительность рабочего дня, ч.

Следовательно,
потенциальная величина производственного коллектива в часах – это произведение
численности работающих (Ч) на законодательно установленную продолжительность
рабочего дня в часах (Тсм) с учетом количества дней (Д) работы в периоде.
Отсюда представляется возможным в общем виде выразить и величину трудового
потенциала общества (региона):

Фп.общ
= Ч х Тр,

где
Фп. общ – потенциальный фонд времени общества, ч;

Ч
- численность населения, способного участвовать в общественном производстве по
группам;

Тр
– законодательно установленная величина времени работы по группам работников в
течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой
произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность
рабочего дня в часах.

Поскольку
трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в процессе
общественного производства, с учетом их физических возможностей, имеющихся
знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне
интенсификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников
с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна
по возможностям участия в общественном производстве, то для правильного
определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную
группу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является полногодовой
работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно
определить по формуле:

Побщ
= Фп.общ : tр,

где
Побщ – трудовой потенциал общества полногодовых работников;


– расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Следовательно,
необходимо правильно определить группу лиц с различным уровнем потенциальных
возможностей, участвующую в общественном производстве. Причем продолжительность
календарного периода такого участия отдельных работников не всегда является однозначным
критерием величины потенциала. Например, мужчины и женщины в силу
физиологических особенностей организма при прочих равных условиях в одну и ту
же единицу рабочего времени производят различное количество потребительских
стоимостей (выполняют неодинаковый объем работ). Эти и другие особенности
обязательно должны быть учтены при группировке трудящихся по основному
признаку, каким являются в данном случае способность и возможность участия в общественно
полезном труде.

В
1990 г. в международном лексиконе и терминологии социальных работников
появилось новое определение – индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП),
или сокращенно – индекс человеческого развития (ИЧР). Указанный индекс содержит
четыре парадигмы (пример, образец) и измеряется показателями. К важнейшим
парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

продуктивность
как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и
экономического роста;

равенство,
понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей пользования
благами;

устойчивость,
позволяющая обеспечить доступ к достижению цивилизации не только нынешним, но и
будущим поколениям;

расширение
возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах
людей, но и благодаря их усилиям.

Среди
ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала,
выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный
душевой валовой продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества:
здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако
следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое
сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается
отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование –
годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения
– процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой
системе, применяется шкала 0-1, где 0 это минимум, а 1 – максимум.

Показатель

Min

Max

Продолжительность
жизни (годы) 25 85

Грамотность
взрослого населения(%) 0 100

Среднее
количество лет обучения 0 15

Доход
(реальный ВВП на душу населения

В
покупательской способности доллара) 200 40000

Источник:
Кадамцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. – М.,1997.
Вывод.

Большое
социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он
характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма
важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить
ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию,
определить численность трудовых ресурсов.

Трудовой
потенциал предприятия – это предельная величина возможного участия работников в
производстве с учетом их психологических особенностей, уровня профессиональных
знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно
выбрать показатель измерения, а именно чеоевеко-час. Величину трудового
потенциала можно определить на любом уровне: общество, предприятие, человек.

Рынок
труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой
систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной
рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных
компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения
между субъектами рынка и их представителями; отношения между субъектами рынка и
государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу
обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве.
Список литературы

1
Зущина Г.М., Костин Л.Л. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. – М.,
1996.

2.
Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. – М., Изд-во
МГУ, 1997.

3.
Экономика и социология труда / Под ред. Адамчука В.В. – М.: Экономическое
образование, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.