Эстония –
балтийский тигр?
По сравнению,
например, с другими странами Восточной Европы фискальная система в Эстонии
гораздо проще и яснее. Общее количество налогов невелико, а принципы налогообложения
вполне понятны обычному человеку. Основы современной налоговой системы Эстонии
были заложены в 1991 году до восстановления независимости страны. Ввели
эстонскую налоговую систему с 1 января 1991 года когда ещё был Советский Союз.
По отношению к
предпринимателям эстонская налоговая политика весьма либеральна. Ставки налогов
- не самые низкие, но в среднем уровень налогообложения предприятий и компаний
вполне сопоставим с показателями большинства западных странах. Налоговая
нагрузка - около 36%. Все скандинавские страны, в том числе и Финляндия, и
Швеция, и Дания находятся на более высоком уровне налогового бремени. Меньший
размер налогового бремени имеет, например, Япония, США, Турция, Исландия
Государственных
налогов в Эстонии всего одиннадцать:
1.Подоходный
налог с физических лиц
В отличие от
большинства других стран, в Эстонии доходы физических лиц облагаются налогом не
по прогрессивному, а по пропорциональному принципу. Ставка подоходного налога -
26% - одинакова и для низкооплачиваемых работников, и для тех, кто зарабатывает
миллионы.
Особенностью
налогообложения физических лиц является то, что проценты по вкладам частных лиц
в эстонских банках освобождены от подоходного налога. Дивиденды по ценным
бумагам облагаются подоходным налогом, а проценты по банковским вкладам - нет.
Тем самым поощряется вложение денег именно в банки. Таким образом, мелкие
инвесторы, которые выходят на финансовый рынок, на биржи, оказываются в худшем
положении по сравнению со вкладчиками банков.
В Эстонии, как
и в других странах, есть немало желающих уклониться от уплаты налогов или хотя
бы минимизировать свою налоговую нагрузку. Например, весьма распространены так
называемые "зарплаты в конвертах". По некоторым экспертным оценкам,
около 20% работающих в Эстонии реально получают зарплату большую, чем указано в
платёжных ведомостях. Тем самым и работодатели уклоняются от полной уплаты
социального налога - это 33% от фонда заработной платы, которые делятся между
фондом медицинского страхования и Пенсионным фондом.
Тем не менее,
необходимо отметить, что уклонение от уплаты налогов в Эстонии не является
столь же массовым, как в некоторых других странах. В 1999 году поступления
основных налогов в государственную казну составили приблизительно 96-99
процентов от запланированного уровня.
2.Налог на
прибыль предприятий
До 2000 года
его ставка составляла 26%. С 1 января 2000г. в силу вступил новый закон,
который вообще выводит из-под налогообложения ту часть прибыли, которая
реинвестируется в развитие предприятия. Налогом облагаются теперь только
дивиденды предприятия по разного рода ценным бумагам, а также расходы, прямо не
связанные с производством. Другими словами, налогом облагается не заработанная
прибыль, а распределённая. Можно сформулировать и по-другому: налогообложение
переносится с момента появления прибыли на момент дележа этой прибыли. Более
того, от налога на прибыль освобождены любые инвестиции Эстонских компаний, в
том числе инвестируемые в другие страны.
Отмена налога
на реинвестируемую прибыль должна стимулировать экономический рост, привести к
созданию множества новых рабочих мест и общему росту благосостояния. При этом
приток в Эстонию иностранных инвестиций, и без того немалый, может стать ещё
больше. Поскольку у такого маленького государства, как Эстония, много
конкурентов, один нестандартный шаг может означать, что многие решения будут
приняты именно в её пользу. Те инвестиции, которые пошли бы в Латвию или,
скажем, в Словению или Чехию, могут придти теперь в Эстонию и дать значительный
позитивный импульс экономике страны.
В прошлом году
крупнейшие инвесторы на вопрос о том, какой шаг правительства в наибольшей
степени способствовал улучшению экономической среды, отвечали: освобождение
инвестиций от налогов. Сейчас руководителей иностранных фирм интересует,
сохранится ли такой налоговый режим после вступления Эстонии в Европейский
Союз.
Справочно:
Европейский Союз не регулирует внутреннюю налоговую политику входящих в
сообщество государств, и, следовательно, Эстония сможет сохранить нынешний,
льготный для инвесторов, режим налогообложения.
Однако, есть
проблема: как будут относиться правительства иностранных государств, потому что
они могут Эстонию считать "налоговым раем" и принимать какие-то
противоэстонские меры, чтобы не потерять своих бюджетных доходов.
В качестве
компенсации потерь от уменьшения налога на прибыль на сумму реинвестируемую
прибыль с 1 января 2000г. повышены многие акцизы и пошлины.
3.Социальный
налог
Все
работодатели платят так называемый "социальный" налог - 33% от фонда
заработной платы. 20% идут в пенсионный фонд, 13% - в фонд медицинского
страхования.
4.Налог с
оборота
Половину
налоговых поступлений в государственную казну обеспечивает 18%-ый налог с
оборота - эстонский аналог существующего во многих странах налога на добавленную
стоимость.
5.Земельный
налог
Налога на
имущество юридических лиц в Эстонии вообще нет, существует лишь небольшой
земельный налог.
6.налог на
игорный бизнес
7,8,9,10,11-пять
акцизов.
Есть такие
акцизы:
*на алкоголь;
*табачные
изделия;
*автомобили;
*на бензин и
дизельное топливо;
*на тару для
напитков - пластиковую и стеклянную.
Эстония
отличается сейчас тем, что доля этих косвенных налогов, например, налога с
оборота и акцизов, преобладает сейчас в бюджетных доходах. С точки зрения
администрирования налогов, это - выигрыш, потому что администрирование таких
косвенных налогов обходится гораздо дешевле, чем, например, подоходного налога,
и проверка - тоже.
В фискальной
политике Эстонии в ближайшие годы - во всяком случае, до очередных парламентских
выборов 2003 года - не предвидится. Время от времени заходят разговоры о
необходимости ввести налог на имущество предприятий или о возможности шире
использовать допускаемую законом практику введения местных налогов; пока этим
правом пользуется только столица страны - Таллинн. Однако находящаяся сейчас у
власти коалиция трёх правых партий заверяет, что не допустит роста общей
налоговой нагрузки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/