Цели и
стратегия в бизнес-плане
Кратко изложите
цели, к которым Вы будете стремиться в своем бизнесе ближайшие три года и общую
стратегию их достижения. Три года - это, конечно, не конец дороги. Однако, по
мнению многих западных специалистов, реалистический прогноз более, чем на
трехлетний период практически невозможен из-за быстро изменяющейся рыночной
ситуации.
Даже три года
достаточно длинный период. Очень важно для Вас сконцентрироваться на важнейших
целях и не впасть в излишнее детализирование. Средством достижения этого
является установление (определение) одной цели для каждой составляющей вашего
бизнеса: рынок, деньги, производство, люди, охрана окружающей среды и т.д. Эти
цели должны четко определять желаемый результат (например, увеличивать объем
продаж на 20% ежегодно). Когда все цели сформулированы, охарактеризуйте пути их
достижения.
Еще раз
напоминаем: ограничьте себя одной главной целью по каждой составляющей бизнеса.
Приведя большее количество, целей Вы рискуете увязнуть в деталях и запутать
изложение или произведете впечатление человека, собирающегося достичь слишком
многого, что не реально. Разработка бизнес-плана невозможна без приоритетов. И
не спешите! Для начинающей компании слишком высокие темпы развития опасны. Ниже
мы приводим примеры "главных целей" компании на ближайшие три года и
возможной стратегии их достижения Компоненты бизнеса Цели, стратегия Рынок
Увеличить объем продаж на 20% за счет проникновения на другие внутренние рынки
и экспорта в страны СНГ (Россия, Белоруссия) Деньги Улучшить соотношение между
акционерным капиталом и долгом с тем, чтобы около 35% необходимого капитала
обеспечивалось акционерами Производство Улучшить качество продукции путем
внедрения автоматизированной системы контроля качества Люди Повысить
квалификацию работающих путем организации кружков качества, специальных курсов,
стажировок Охрана окружающей среды Уменьшить отрицательное влияние производства
на окружающую среду путем модернизации системы очистки сточных вод Ценовая
политика Сохранить доступный, однако достаточно .высокий уровень цен,
ассоциирующийся у покупателей с высоким уровнем качества продукции, путем
проведения специальной рекламной компании Распределение Перейти от двухуровневого
к одноуровневому каналу распределения продукции. открыв сеть региональных
фирменных магазинов КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН? Бизнес-план - плановый документ, а процесс разработки
бизнес-плана - один из видов планирования.
Авторы
отчетливо представляют, что при слове "планирование" у многих наших
читателей возникают отрицательные эмоции.
Однако, не
торопитесь. Одно дело, за Вас "планируют" другие и совсем другое,
когда именно Вы, и никто другой кроме Вас, планируете свое будущее. Ведь
планирование - это процесс творческого осмысления будущего Вашего предприятия
(бизнеса). В это время, Вы решаете: в каком направлении развиваться Вашему
бизнесу и как быстро, как достичь поставленных целей и что сделать, чтобы
уменьшить возможные неожиданности и риски, как управлять ситуацией в целом.
Другими словами, эффективное планирование - это процесс постановки целей
(задач) и разработки мероприятий, обеспечивающих их достижение. В таком
планировании нуждаются как начинающие предприниматели, так и растущие или уже
крупные фирмы.
Бизнес-план -
обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы
и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой
управленцев (менеджеров). Письменное изложение бизнес-плана делает процесс его
разработки более эффективным, а сам план - систематизированным и сжатым.
Овладение
искусством разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу
следующих пяти причин: -- во-первых, новые экономические условия требуют новых
предпринимателей и дают им возможность попытаться реализовать свои
"предпринимательские наклонности". Однако, многие из этих людей
никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне
слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в
условиях рыночной экономики; -- во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда
ставит и опытных Руководителей предприятий перед необходимостью по-иному
просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному ему борьбе с
конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же, старый опыт получен ими в
условиях командно-административной системы хозяйствования и, скорее, может быть
оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду
"сверху", безынициативность, безответственное отношение к "чужим
деньгам", искусственная выживаемость убыточного предприятия и т.д.); --
в-третьих, бизнес-план является связующим звеном между организатором
производства и инвестором. Если предприниматель рассчитывает не только на свои
средства, а хочет привлечь средства со стороны, то есть заинтересовать
потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, вложить деньги в
предлагаемое дело, необходимо доказать им эффективность такого вложения
показать. Вашу способность мыслить реалистически и оценить все возможные аспекты
как положительные, так и отрицательные, использования инвестируемых средств.
Если Вы
обратитесь за необходимыми средствами в банк. Вам также понадобится
бизнес-план, который поможет убедить банкира в надежности вложения средств, в
реальности возвращения выдаваемого Вам кредита и получения собственной прибыли.
В этом случае бизнес-план является документом "на продажу" для
получения капитала. В "продаваемом" бизнес-плане необходимо несколько
изменить акценты, например, обязательно внести основные биографические данные
предполагаемых менеджеров, сведения об их образовании и опыте работы. Такая
информация является ключевой для потенциальных инвесторов. Собственно, многие
западные авторы рассматривают это предназначение бизнес-плана как основное для
любой компании, нуждающейся в привлечении капитала. В современном высоко
конкурентном экономическом окружении высококачественный квалифицированный
бизнес план абсолютно необходим. Любой, кто просит деньги для своего бизнеса,
должен иметь такой план. Как документ "на продажу" бизнес-план должен
убедить инвесторов, что новый предприниматель реально определил свои
возможности, обладает предпринимательским и управленческим талантом, чтобы
использовать эти возможности и имеет достаточно реалистичную, согласованную программу
получения прибылей и достижения поставленных целей во времени.
А если Вам не
нужны заемные средства? Если Вы имеете достаточный капитал, чтобы открыть
собственное дело без привлечения инвесторов со стороны? Нужен ли бизнес-план в
этом случае? Стартовой точкой в любом бизнесе является ситуация когда некто
письменно излагает план развития дела и некто дает деньги на осуществление
этого плана. Эти двое "некто" могут быть одним и тем же лицом.
Однако, и в этом случае бизнес-план необходим.
Нужно разделить
два процесса: планирование и инвестирование.
Предприниматель,
имеющий средства, должен написать бизнес-план не "на продажу", а для
себя. В этом случае Вы получите преимущества, описанные ниже (в-четвертых, и
в-пятых) -- в-четвертых, бизнес-план позволит, прежде всего, Вам самому
отчетливо увидеть перспективы Вашего бизнеса, оценить существующую
экономическую ситуацию и Ваши возможности, определить эффективные направления
развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей,
проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. В этой
связи ценным является не только конечный результат этой плановой работы -
законченный бизнес-план, но и сам процесс разработки бизнес-плана. Все
вовлеченные в него получают прекрасный опыт будущей совместной деятельности и
общения, а также обоснованный мотивированный взгляд на перспективы развития
бизнеса.
В-пятых,
бизнес-план будет служить для Вас и Ваших сотрудников стандартом, с которым Вы
будете сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить
в эту деятельность необходимые коррективы. Он позволит сотрудникам четко понять
свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для
всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей.
Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных
рабочих заданий на первый год работы предприятия.
Рассматривайте
разработанный бизнес-план как "карту полета", определяющую наиболее
желательный, оптимальный по времени и наименее рискованный маршрут достижения
намеченных целей.
Однако,
многочисленные факторы, в том числе и такие, как "неожиданное изменение
погоды" могут значительно изменить намеченные планы. Для начинающих
компаний практика отклонения от намеченного в бизнес-плане маршрута является
обычной. Постарайтесь предвидеть возможные отклонения, разработать
"запасные варианты" и подготовить "запасные пути". Ведь, в
конечном итоге, давно известно, что "плох тот план, который не терпит
модификаций" Конкуренты У Вас есть конкуренты? Что Вы знаете о них? В
любом деле есть конкуренты. Опытные компании понимают, что всегда есть много
конкурентов в борьбе за деньги потребителя.
Однако новички
в бизнесе имеют тенденцию недооценивать конкурентов и их влияние на ход своих
дел.
Одна из
наибольших ошибок, которые можно сделать в бизнес-плане, это написать: "У
нас нет конкурентов". Знающий, опытный инвестор, несомненно, проигнорирует
бизнес-план с таким утверждением по двум причинам: 1) Вы недостаточно полно
изучили все условия (реалии) Вашего бизнеса; или 2) для Вашего товара (услуги)
нет рынка, другими словами, они никому не нужны.
Не бойтесь
конкурентов, но, с другой стороны, не позволяйте себе и недооценивать их. Не
позволяйте эмоциям диктовать Вам решения в вопросах конкуренции. Никогда не
переоценивайте удачи и неудачи, как Ваши собственные, так и Ваших конкурентов.
Уважительное
отношение к конкурентам поможет Вам лучше понять свой собственный товар или
услугу и даст возможность инвесторам реалистически оценить силу Вашей компании.
Это позволит Вам узнать, как лучше позиционировать свой товар на рынке и в
глазах потребителей и это поможет Вам выявить все благоприятные возможности для
Вашего товара.
Учитесь у Ваших
конкурентов. Основой успешной конкуренции является отклик на запросы
потребителей, и изучение Ваших конкурентов, поможет Вам, лучше узнать чего же
хотят потребители. "Посещайте и внимательно изучайте процветающие
магазины. Анализируйте их сильные и слабые стороны. Покупайте у Ваших
конкурентов" (Ронда Абраме).
Принимая
решения в области конкуренции, имейте в виду, что Вы должны оценивать только
тех конкурентов, которые работают на одном целевом рынке с Вами. Если Вы
собственник дорогого французского ресторана в центре города, Вы не должны
рассматривать закусочную "McDonald", находящуюся в соседнем доме, в
качестве Вашего конкурента: Вы не боретесь за одного и того же потребителя в
одно и то же время. Но если Вы хотите открыть первый в городе
специализированный магазин спортивных сувениров. Вы должны рассматривать в
качестве своих конкурентов все магазины города, имеющие соответствующие отделы,
и где Ваши потенциальные клиенты покупают спортивные сувениры сейчас.
Соблазнительно
оценивать свою конкурентоспособность, базируясь на утверждении, что будущие
потребители будут покупать именно Ваш товар, вместо товара конкурентов, и
деньги потекут к Вам рекой.
К сожалению,
много других факторов будут определять Ваш успех в соревновании с другими
производителями и другими товарами. Например, хорошо известное имя конкурента,
вызывающее доверие у покупателей; или большая ценовая доступность товаров; или
более совершенная (даже искусная) система их продажи. А может быть покупателям
просто больше нравится цвет упаковки товара у Ваших конкурентов, чем у Вас.
Объективные данные Вашего товара или услуги могут играть совершенно
незначительную роль в конкурентном сравнении.
Все
составляющие покупательских предпочтений, включая цену, услуги,
месторасположение магазинов - только половина тех факторов, которые должны
быть, учтены при анализе Вашей конкурентоспособности.
Другая половина
уравнения - это внутренняя сила компании Ваших конкурентов. По большому счету,
компании со значительными финансовыми ресурсами, с высоко мотивированным и
творческим персоналом, могут оказаться весьма серьезными соперниками в
конкурентной борьбе.
Две таблицы для
анализа конкуренции, приведенные в этом разделе, помогут Вам оценить Ваши
конкурентные позиции, как с точки зрения покупательских предпочтений, так и с
позиции внутренней силы конкурирующих компаний; в большей или меньшей степени
количественно оценить Ваши потенциальные потери в конкурентной борьбе. Заполняя
таблицы, дайте каждому фактору количественную оценку (от 1 до 10), где 1 будет
соответствовать наименее важному и 10 - наиболее важному фактору для Вашего рынка.
Проставьте эти
количественные оценки в колонке "Максимальная оценка".
Например, если
группа потребителей, на которых рассчитан Ваш товар, очень чувствительна к
ценам, и готова проделывать достаточно длинный и долгий путь, лишь бы совершить
выгодную покупку, то фактор "цена" может получить 10 баллов, а фактор
"месторасположение" -2 балла. Закончив оценку приведенных в таблицах
факторов для Вашей и конкурирующих компаний. Вы сможете лучше увидеть силу
Ваших конкурентов, противостоящую Вам.
Обязательно помните,
что Вы должны также рассмотреть и негативные факторы. Например, если Ваш
целевой рынок интересуется только "престижными" товарами,
установление низкой, доступной цены будет ошибкой и приведет к потере позиций в
конкурентной борьбе. Если целевые группы Ваших потребителей обладают высокой
социальной сознательностью, являясь, например, членами таких организаций, как
"Green Peace" или защиты животных, факт, что ваши конкуренты проводят
опыты на животных, приведет к ухудшению их имиджа и даст Вам преимущества в
конкурентной борьбе.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://mlmbiz.ru/