Что такое
банкротство?
Становление
рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие
механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и
услуг. Одним из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее
доходные сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих
субъектов к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя
определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты
предприятий от полного краха.
Целью создания
и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является
необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в
соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной
работы основных производящих товары и услуги структур. (См. таблицу №1)
В систему
банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с
ними всевозможными обязательствами партнеры, но и органы государственной власти.
Они должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового)
и социального обеспечения системы банкротства.
Реализация
законодательства о банкротстве должна способствовать предупреждению случаев
банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между
предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к
минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению
всех необходимых процедур в цивилизованной форме.
В настоящее
время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,
является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998
года № 6-ФЗ.
Согласно этому
закону банкротство - это признанная арбитражным судом или объявленная должником
неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Закон
предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности
должника, а именно: досудебную санацию - предоставление должнику финансовой
помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления
платежеспособности; мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры,
которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.
Сам процесс
банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения -
процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и
проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления -
процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания
кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с
передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного
производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в
установленном порядке имущества должника. (См. таблицу №2)
Введение
процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но
главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и
оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного
управления.
Следует уяснить
существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий
различных организационно-правовых форм собственности и всего
народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всего
непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в
условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих
кадров, а также явились следствием:
разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;
необоснованности и поспешности проведения приватизации;
замедленного формирования организационно-правовых основ развития
экономики;
наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих
необходимость перехода к рыночным отношениям.
Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового
механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным
факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных
предприятий.
В этих условиях
особую значимость приобретает антикризисный менеджмент как деятельность, необходимая
для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором
основным вопросом становится выживание. Антикризисное управление фирмой
начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что делать?”
На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть
сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о
возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса.
Эффективность
антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий
арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому
передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для
назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной
возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью
продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и
осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Безусловно,
необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же
предприятие оказалось в долговой яме, необходимо осуществлять комплексные
усилия по восстановлению его платежеспособности. C этой целью проводится анализ
финансового состояния предприятия. (См. таблицу №3)
Подводя итог,
важно подчеркнуть, что антикризисное управление может и должно быть
эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса.
Управлять следует:
активами
(пассивами) предприятия;
тапами
бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
рограммами
защиты имущества и безопасности бизнеса;
кадрами
(включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения
с профсоюзами);
программами
построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной
власти;
программами
информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива
информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение
социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/