Характеристика
функциональных и эргономических свойств товаров
Контрольная
работа по дисциплине: ,,Основы товароведения потребительских товаров”.
Работу выполнил
студент: Корыткин Алексей Вячеславович
Московский
институт предпринимательства и права
Москва 2000 г.
Функциональные
свойства товаров.
Функциональные,
социальные, классификационные и универсальные свойства составляют подгруппу
которая входит в группу назначения товаров. Назначение – способность товаров
удовлетворять физиологические и социальные потребности, а так же потребности в
их систематизации.
Назначение
относится к одному из определяющих свойств товаров. Если товар не удовлетворяет
потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него
привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм
человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические
и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.
Рассмотрим
более подробно функциональные свойства.
Свойства
функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные
функции, это решающие свойства товара, значимость его подчеркивается в ст. 4
,,Закона о защите прав потребителей”.
Эти свойства
чаще всего удовлетворяют физиологические потребности (пищевые продукты,
одежно-обувные и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства
ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов питания определяющими
свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая
ценность; для группы одежно-обувных товаров – это защитные свойства (от
неблагоприятных внешних воздействий).
Каждое из
указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями:
энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая оценивается по
количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных
веществ. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством
и качеством выстиранного белья.
Вместе с тем
существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров,
функциональные свойства которых обуславливают удовлетворение только социальных
потребностей, например ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные
товары.
При определении
функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и
условия использования по назначению, обеспечивающее наиболее полное
удовлетворение потребностей.
Эргономические
свойства товаров.
Эргономические
свойства – способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности,
наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с
антропометрическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономика –
наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с
целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Эргономические
свойства удовлетворяют физиологические и психологические потребности в
соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от
этих характеристик эргономические свойства подразделяют на подгруппы:
антропометрические, психологические и психолого-физиологические.
Антропометрические
свойства –способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей
степени измеряемым характеристикам потребителя.
Данные свойства
должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее
значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно
одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются
данные об антропологических замерах населения, на основании которых
устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.
В разных
регионах Земли антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем
талии и т.д.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в
разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская,
вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера.
Для устранения
этих барьеров в международной торговле промышленность многих развитых стран
стремится к унификации размеров путем сокращения их количества. Так, для одежды
во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего пять
размеров: S, M, L, XL и XXL.
Показателями
антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви,
головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники,
канцелярских товаров и др. диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны,
они отражают антропометрические характеристики руки человека. При большем или
меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает чувство неудобства.
Психологические
свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную
комфортность потребителю.
Душевный
комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и
окружающим миром.
Одним
потребителям душевный комфорт могут создавать любимые, привычные вещи, а другим
необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут
выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости
изображения и т.п. например, восприятие отдельных пищевых продуктов в
определенных регионах Земли определяется национальными, религиозными, семейными
и другими обычаями. Мясо лягушек, которые французы считают деликатесом, не
принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину,
считая ее нечистым продуктом, а индусы – говядину, так как корова в Индии –
священное животное.
Ко многим
непродовольственным товарам, особенно сложно техническим так же предъявляются
определенные психологические требования. Например, бытовая аудио- и
видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека
воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость
звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает
быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы.
Психолого-физиологические
свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим
возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические
и физиологические потребности человека.
Одной из
разновидностей этих свойств является органолептические свойства, основу которых
составляют психолого-физиололгическое восприятие человеком отдельных свойств
товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от
физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и
предопределяет его потребности.
Одни и те же
пищевые продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное –
чувство удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение получают от
чашки чая, а кофеманы – от чашки кофе. Большинство российских потребителей
предпочитают квашеную капусту или соленые огурцы хрустящей консистенции, а
размягченная консистенция воспринимается как значительный дефект.
2.
Сравнительная характеристика потребительских свойств женских колготок.
Для
сравнительной характеристики потребительских свойств товаров журналом ,,Спрос”
были взяты женские колготки Filodoro Tiffany 40 и Serenata Repose 40. Эти колготки средней плотности
наиболее универсальны, так как их можно носить в разные сезоны.
Эргономические
свойства. Рассматривая функциональные свойства колготок необходимо обратить
внимание на:
Ластовицу и ее
состав;
Сформованную
стопу;
Плоские швы на
мыске и на торсе;
Уплотнения на
мыске, пятке и торсе;
Широкий пояс на
талии.
Оба образца с
ластовицей изготовленной из полиамида. Filodoro Tiffany 40 имеют сформованную стопу, шов на мыске
оверлок, на торсе плоский, имеются уплотнения на мыске, на пятке и торсе
уплотнения отсутствуют, ширина пояса 4,5 см. (широкий).
Serenata Repose
40 имеют не полностью формованную стопу, швы на мыске и на торсе оверлок,
уплотнения на мыске и на торсе, на пятке уплотнения отсутствуют, ширина пояса
3,5 см. (средний).
Общая оценка по
эргономическим свойствам Filodoro Tiffany 40 – хорошая, а Serenata Repose 40 – удовлетворительная.
Надежность.
Колготки Filodoro Tiffаny 40 удобны и достаточно прочны, так как
при ежедневной носке в среднем их хватает на три недели – это не плохой
результат для колготок такой плотности.
Колготки Serenato Repose 40 менее надежны при ежедневной носке и
получили оценку – удовлетворительно.
Безопасность.
Обе модели выполнены из современных материалов и не представляют опасности для
здоровья потребителей.
Функциональность.
Обе модели средней плотности, универсальны и их можно носить в разные сезоны.
Экономичность.
Согласно тестированию проведенным журналом ,,Спрос” колготки Filodoro Tiffany 40 оказались экономичнее несмотря на то, что их средняя
цена составляет 77 рублей, чем колготки Serenata Repose 40 по цене 52 рубля. Это обуславливается
надежностью, комфортностью и практичностью модели.
Эстетичность.
Обе модели соответствуют моде, оформлены в упаковку в виде конверта
современного дизайна. Но у колготок Filodoro Tiffany 40 дана полная информация о данном товаре
- оценка отлично, что нельзя сказать о
колготках Serenata Repose
40 – оценка удовлетворительно.
3. Оценка
полноты информации для потребителя по ГОСТ Р 51074 – 97.
Каша овсяная
(овсяные хлопья) фирмы ,,Бишоп”.
наименование
продукта. Каша овсяная (яблоко).
Сорт или номер.
Отсутствует.
Адрес
изготовителя. Присутствует.
Товарный знак.
Присутствует.
Масса нетто.
Присутствует.
Состав продукта.
Присутствует.
Пищевая
ценность и содержание витаминов. Пищевая ценность присутствует, а витамины
перечислены в ингредиентах.
Условия
хранения. Отсутствуют.
Срок хранения.
Присутствует.
Обозначение
нормативного или технического документа. Присутствует.
Информация о
сертификации. Присутствует.
В целом
информация для потребителя дана почти полностью за исключением условий хранения
и сорта товара.
Растительное
кукурузное масло. ,,Олейна”.
Наименование
продукта. Присутствует.
Вид продукта.
Присутствует.
Наименование,
адрес изготовителя. Присутствует.
Масса нетто.
Присутствует.
Товарный знак.
Присутствует.
Состав
продукта. Присутствует.
Пищевая
ценность. Присутствует.
Срок годности.
Присутствует.
Обозначение
нормативного или технического документа. Отсутствует.
Информация о
сертификации. Присутствует.
Сорт. Марка.
Отсутствует.
Дата разлива.
Присутствует.
Информация для
потребителя дана почти полностью за исключением обозначения нормативного или
технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть
идентифицирован продукт, что является грубейшим нарушением. Также отсутствует
сорт товара.
Кофе ,,Нескафе
Классик”
Наименование
продукта. Присутствует.
Наименование,
местонахождение изготовителя, упаковщика, импортера, наименование страны и
место происхождения. Присутствует.
Масса нетто.
Присутствует.
Товарный знак.
Присутствует.
Состав
продукта. Присутствует.
Способ
приготовления. Присутствует.
Дата
изготовления или упаковывания. Отсутствует.
Срок годности.
Присутствует.
Условия
хранения. Присутствует.
Обозначение
нормативного или технического документа. Отсутствует.
Информация о
сертификации. Присутствует.
Для данного
напитка включено следующее обозначение: 100% натуральный кофе в гранулах.
Информация для
потребителя дана почти полностью за исключением обозначения нормативного или
технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть
идентифицирован продукт, что является грубейшим нарушением. Также отсутствует
дата изготовления или упаковывания товара.
Пиво
,,Очаково”.
Наименование
продукта. Присутствует.
Адрес
изготовителя. Присутствует.
Товарный знак
изготовителя. Присутствует.
Экстрактивность
начального сусла. Присутствует.
Минимальная
величина объемной доли этилового спирта. Присутствует.
Состав пива.
Присутствует.
Срок годности.
Присутствует.
Условия
хранения. Присутствует.
Объем.
Присутствует.
Пищевая
ценность. Присутствует.
Обозначение
нормативного или технического документа. Присутствует.
Информация о
сертификации. Присутствует.
Дополнительно
нанесены надписи информационного и рекламного характера.
Информация для
потребителя дана полностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-97.
Список
литературы.
ГОСТ Р 51074 –
97. Продукты пищевые информация для потребителя. Госстандарт России. М.
Николаева М.А.
Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997.
Рябоченко М.
Портнова Л. С октября по апрель. Ж-л ,,Спрос” 2000, N4.