Рискология.
Методы верификации информации: сопоставительный анализ, метод поиска противоречий.
Сопоставительный
анализ (кросс-анализ, перекрёстная проверка): получить ответ на один и тот же
вопрос из разных источников; сопоставить все данные с первоосновой-основным
источником информации. Вариант бинарный: «правда-ложь». Если получили противоречивую
информацию, надо всё проверять заново. Выбор респондентов. …
Метод поиска
противоречий: информационные неувязки (даже мелкие) могут быть очень опасны и требуют тщательного рассмотрения.
Алгоритм
рискологии.
Рискология-
комплекс мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации
предпринимаемых рисков.
Назначение
рискологии- снабдить предприятия достоверными сведениями о возможных негативных
аспектах воплощения дела.
Цель таких
описаний- заранее предусмотреть и внести в проект адекватные защитные меры.
Метод
рискологии: построение антирисковой программы, воплощение антирисковых
мероприятий.
1-й этап.
Разведка рисков дела. Включает:
всестороннее
выявление рисков и рискованных связей.
Природа рисков
может быть различна, но их последствия сводятся к одному- провалу дела.
Под природой
риска понимаются как наличествующие внутренние дефекты дела, так и агрессивные
воздействия окружающей среды.
Однако этот
этап не ограничивается выявлением рисков.
причины
активизации риск- фактора и спрогнозировать его негативные последствия.
Риск- фактор-
причина того или иного риска. Список рисков, их факторов и последствий.
2-й этап.
Построение антирисковой программы. Охватывает антирисковые меры профилактики
включаемые в проект. (+ подавление имеющихся рисков).
3-й этап.
Воплощение антирисковых мероприятий: здесь реально защищаются (подстраховываются)
финансовые вложения инвесторов.
Антирисковая
программа проекта.
Антирисковая
программа- комплекс мероприятий, направленный на управление рисками и их
негативными последствиями (направлен на борьбу против конкретных рисков и конкретных
партнёров). ! Защита только от инвестиционных рисков.
Организационные
подходы:
а). оптимизация
проектной стратегии:
проектная
стратегия в ходе её реализации может быть изменена. Например, если эти риски со
стороны основного или оборотного капитала, то можно перейти с обычного договора
подряда на договор о совместной деятельности.
б). стратегия
распыления риска: привлечение к проекту дополнительных партнёров (традиционный
путь), перекладывание риска на их плечи. Недостатки:
рост количества
партнёров ведёт к росту затрат на разведывательные действия (оценку рискованных
связей с ними);
вероятность
сбоя, распылённая по многочисленным партнёрам может привести к слабой
управляемости проекта и антирисковой программы;
схема
непригодна для последовательных схем выполнения функций (распыление рисков
должно быть между партнёрами, не связанных друг с другом, не зависящих друг от
друга).
Ех.: не годится
для строительства и монтажа оборудования.
в). адекватный
выбор организационно- правовой формы: если проведена рискография зарубежного
пратнёра, то можно уточнить организационно- правовую форму деятельности (может
быть будет создано совместное предприятие-?: где лучше его создавать).
2.Страхование.
(проверки, если есть подозрения).
Страховка в
счёт будущих выплат партнёру- за него (снижение для нас цены проекта).
3.Гарант.
Государство не гарантирует
возврат иностранных инвестиций. Цель- привлечь государство к гарантированию
инвестиций через одно из его предприятий, приватизация которого исключена, а
потребность в инвестициях велика. (Сейчас часто в Уставах государственных
предприятий встречается фраза «государство по обязательствам предприятия не
отвечает»).
а). если
проектом предусматривается или хотя бы допускается участие госструктуры с
российской стороны, то автоматически получается гарантия государства. В
документах может быть предусмотрена процедура судебного разбирательства в
другой стране по её законодательству.
б). Мы видим в
партнёре какой-то риск. Мы приходим к партнёру, просим гарантию. Ответ:
«не дадим».
Тогда мы под видом лиц третьей стороны можем заслать своих сотрудников в фирму
партнёра для наблюдения за осуществлением проекта (экономический шпионаж). Он
(партнёр) не может отказаться от предложения создать наблюдательную комиссию,
если у него нет своего гаранта.
4. Финансовый
аспект.
В план
финансирования проекта вносятся изменения и дополнения с целью выделения
средств на снижение рисков (расходов по управлению рисками). Все дополнительные
средства на снижение делятся на три группы:
для
профилактики риск- факторов;
на покрытие
непредвиденных расходов, необходимых для приведения проекта к штатному режиму;
резервы.
Одна часть
дополнительных средств идёт на реализацию антирисковой программы, остальная
часть – в резерв. Процент первой и второй части определяется экспертным путём.
Посредством создания резервов снижается риск нехватки денег в ходе реализации
проекта.
Договорной
подход.
В финансовый
документ партнёрского взаимодействия вносится элемент антирисковой программы.
Инициатива может исходить от самих партнёров и осуществляться самими
партнёрами. Лучше пригласить экспертов (юристов).
Системный
дизайн дела.
определяет
взаим-е между партнёрами или участниками, которое обеспечивает инвестору
возвратность вкладов и повышает ликвидность материальных активов в случае
провала дела.
Двойной
экспресс: предусматривает участие независимого банка в качестве депозитария
инвестиционных вкладов. Подразумевает единовременное выделение средств
инвесторам. Такой подход подстраховывает всех участников проекта от перебоев
финансирования. Инвестор получает контроль за сохранностью денег и доход от
хранения денег в банке. Может быть и такая ситуация, что банк является гарантом
с одной и другой стороны.
Вложенная
диверсификация: разработка подразумевает быстрое перепрофилирование
деятельности на менее рисковую. В идеале любое дело должно быть приспособлено к
выполнению нескольких функций, хотя бы и с неполным задействованием основного
капитала. Технологические агрегаты должны быть подстрахованы размещением на них
отдельных заказов.
Оценка степени
ликвидности активов и путей её повышения: способы увеличения ликвидности
материальных активов можно искать в следующих направлениях:
- мы уже купили
оборудование, хотим подстраховаться, то поиск нетрадиционных путей их
реализации.
- поиск
аналогов требуемого оборудования, пригодных для быстрого перепрофилирования на
другой тип продукции.
- многоцелевая
универсализация оборудования.
Гарантии
поставщиков и изготовителей.
Обращать
внимание на стандарты и гарантии исполнения этих стандартов.
Антирисковые
мероприятия
Предполагает
контроль за факторами риска путём оперативного наблюдения и управления
партнёрской фирмой. Три составляющие:
- мониторинг
критических показателей партнёра
- партнёр
мониторинга: отслеживание партнёрских рисков – выполнения партнёрами их
партнёрских обязательств, размещение своих людей в партнёрской фирме с
элементами засекречивания.
- мониторинг
внешней среды: законов, властей …
Маркетинг в
рискологии.
Основная цель
маркетинга в рискологии – это проверка соответствия российских рыночных условий
условиям механизма образования дохода.
Проблемы
ценообразования:
- недооценка
двойственной роли сознания в решениях о покупке. Ключевым фактором рыночного
отторжения/приживания любого товара является баланс между наличиствующими в
товаре притягательными или негативными характеристиками, то есть маркетологу
необходимо управлять психологией.
- игнорирование
степени осознания потребности в новом товаре. Необходимо давать рекламу, чтобы
потребитель знал зачем ему нужен товар, его характеристики. Возможность
рассрочки , возврата товара. Существует фактор «зона молчания» – это значит,
что при увеличении цены на товар потребитель перестаёт на это реагировать и не
покупает товар, а затем начинает реагировать в той же последовательности, но на
более высоком уровне, поэтому стартовая цена на новый товар может быть
определена начиная со второго, третьего или другого уровня.
- неадекватная
ценовая политика. Изменяя цену на один и тот же товар, можно натолкнуться на
различный эффект (низкая цена – низкое качество и наоборот). Нужно чётко
проверять соответсвие ценовой политики к российским условиям.
- попадание в
неплатежеспособный рыночный сегмент. Изначально маркетологи устанавливают
неправильную цену.
- ценовая
неэластичность. Если у товара нет манёвра на изменение цены, то он обречён на
вытеснение другими товарами.
-
конвертационные риски «Правило сорок» - в отпускной валютной цене товара должно
сидеть не менее 40% на сбытовые издержки.
госрегулирование.
Конкуренция (в
основном криминальная среда, связи и др)
Проблемы сбыта.
А) дилеры
- может
перекинуться к конкуренты
- нехватка
оборотных средств у дилера
- завышение
цены дилерами на наш товар
б) торговые
агенты – личная продажа
- проблемы
утечки кадров, но
- зависит от
агентского вознаграждения
в) реализаторы
- риск хищения
товара
-
неплатежеспособность
г) собственная
торговая сеть
- связана с
большими накладными расходами на реализацию
д) шоу-румы,
презентации, выставки
- большие
накладные расходы
- маленький
охват населения
- отторжение
людей от товара после презентации
е)
нетрадиционные пути сбыта
- появляются на
рынке и исчезают
ж)
стратегические союзники
- риск
затовраивания
з) прямая
почтовая доставка
- большое
количество ранее заказанных товаров
- большие
затраты на рекламу и оргструктуру
- большие
невозвратные вложения
и) торговля по
образцам
- требует определённого
товарного запаса
- риски
возврата
-
конвертационные риски
Маркетинговые
работы
Основные методы
маркетинга:
а) телефонныцй
маркетинг
- проблема
поиска информации
- процедура
обзвона очень сложна сама по себе, то есть проблема психологическая
б) веер –
маркетинг
- проблема
изучения круга опрашиваемых
- обращать
внимание на артефакты
в) маркетинг
штатным взаимодействием….
Cхемы минимизации налогов
Проблема не
скрыть, а меньше платить государству на законных основаниях.
Основные
положения той или иной схемы:
эффективность
схемы – то есть насколько она минимизирует налоги.
Легитимность
схемы – соответствие схемы действующему законодательству
Прогнозирование
возможного изменения схемы
Стоимость
реализации схемы
Надёжность
схемы – это устойчивость к влиянию внешних факторов
Схемы по
признаку сложности их реализации:
Организационно-структурные
схемы:
а) полностью
легитимные схемы, имеющие льготы в налоговом законодательстве
б) схемы с
выносным структурным элементом
в) схема с
фирмами операторами
г) трансфертные
схемы
д)
использование фирмы подставки
е) разгрузка
счёта в жирофирму
ж) схема
«сторонний инвестор»
Внутрифирменные
комбинации:
а)
бухгалтерские находки
б) липовые
накладные
в) списание
материальных ценностей
г) инсценировки
д) обналичка
под закупки
ж) договор
псевдо страхования
Переход в режим
недоступности:
а)
частнопредпринимательская деятельность
б) схема типа
«подпольного производства» или левый товар
в) схема работы
с наличными
г) схема
«боковик»
д) частное
финансирование
Типология
фирм повышенной опасности.
Фирмы по
принципу роста вероятности их появления и опасности. Надо вовремя разглядеть
учредителей и определить предназначение фирмы.
Фирмы личных
услуг. Представляют собой средства хранения и осуществления платежей за личные
услуги, укрытие личного дохода от налогов. Главная функция – это отстойник
персональных кошельков. Обычно ООО.
Фирмы «зомби»,
состоящие из явных, скрытых или обречённых банкротов. Эти фирмы практически
мертвы, но продолжают выполнять программы, а в один прекрасный день закрываются
и тянут за собой партнёров.
Жиро-фирмы:
аккумуляторы и операторы. Первые используют свои счета для накопления денежных
средств, другие непосредственно производят финансовые операции с целью
обезличивания, обналичивания.
Фирмы-подставки
для обрывания возможности преследования.
Фирмы-конструктивы
– это фиктивные фирмы, выполняющие определённые задания для деятельности
основной конторы. Три вида:
«Камуфляж» –
легальная крыша для нелегальной деятельности.
«Маскираторы»
-- создаются для сокрытия истинных намерний владельцев материнской фирмы.
«Операторы» –
обеспечивают выполнение вспомогательных операций в криминальных проектах.
Фантомные фирмы
-- это не существующие или «дутые фирмы».
III
Работа с ценой партнёра
Криминальные
способы уменьшения цены:
а)
«Кидалово»—получив товар не платим, а исчезаем
б)
«Инсценировка кидолова» – т.ж.с., только не исчезаем, а придумываем отговорки
Мошенничество
А) «Полисимия»
– обман партнёра с помощью устной договорённости без каких-либо документов или
используется игра слов
б) «Ценовое
дезинформирование»
Легитимные
способы:
А)
использование «момента» – предусматривает использование временного
неблагополучного положения партнёра, который использует дефицит денег
б)
цивилизованные торги
Психологические
«опустить на
землю» – приём уменьшения цены партнёра путём демонстрации явного преимущества
цена сегодня за
цену завтра – сегодня нам скидку, а завтра мы ему что-нибудь
утопить в
мелочах – цель найти в товаре недостатки, скрытые дефекты
стимулирование
ценовым позиционированием
«осада измором»
-- изматывание партнёра всевозможными мелочами
«твердолобое
руководство»
«мерковка»
«взять за
жилетку» – плачемся партнёру со своими проблемами
«прессинг» –
грубое психологическое давление на партнёра
«поменять
местами» – стараемся чтобы партнёр вошёл в наше положение и скинул цену
Контрактная
и договорная работа
Виды договоров:
договор
реализации – товар забирается контрагентом на реализацию на выгодных условиях и
затем товар с агентом пропадают. На что обратить внимание: удалённость фирмы
агента; узкий круг известных нам доверенных лиц фирмы; нечёткость сбытовой
политики; отсутствие личных координат. Что предпринять: навести справки о
реальности фирмы, подтверждение полномочий представителя, проверка истинности
координат конторы, узнать координаты представителя, гарантии…
договор подряда
с авансовым платежом – предоставляем средства партнёру в виде аванса на
приобретение материалов и выполнение работ, а партнёр исчезает.
Договор
поставки НТП – одна сторона поручает другой выполнить определённый объём работ
к этому договору. Но данный договор подразумевает появление отрицательного
результата.
Договор
страхования – это искусственные инсценировки страхового случая с целью
завладения страховки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html