Новый международный экономический порядок и
международная миграция
Пока индустриально
развитые страны - члены МОТ и ОЭСР выдерживали давление со стороны своих более
бедных партнеров по миграции, третий мир (
поддерживаемый социалистическими странами ) требовал от западных стран
общего пересмотра международного экономического порядка. Это закреплено в
резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 3201 (
S-YI ) и 3201 ( S-YI ) от Мая
1974 касательно Декларации и Программы действий по установлению нового
международного экономического порядка ( принята с правом ограниченного действия некоторых положений ); 3281 ( ХХIХ
) от Декабря 1974, содержащей Устав экономических прав и обязанностей государств
( принятой раздельным голосованием ); и
3362 ( S-YII ) от Сентября 1975 о развитии и международном экономическом
сотрудничестве ( принята единогласно ).
Анализ основных
документов по новому международному экономическому порядку ( НМЭП ) показывает, что:
а) принципы рыночной экономики старого либерального порядка не
ставятся под сомнение, речь идет о распределительных аспектах, как то:
равенство в распределении выгод от международных экономических отношений;
б) некоторые их аспекты охвачены всеобъемлюще; например,
торговля или снабжение природными ресурсами, некоторые частично, такие как
перемещение капитала, и другие проигнорированы вообще, в особенности
международное движение труда.
За исключением промелькнувшего
замечания об утечки мозгов, резолюции ООН не затрагивают проблемы миграции в
международных экономических отношениях. Можно попробовать выделить роль международной миграции в НМЭП
из его общих принципов. Но это не удовлетворяет нас по двум причинам.
Во-первых, цели и методы, записанные в НМЭП, относятся к разным, конкурирующим,
если не противоположным, интерпретациям, например, эффективность и
справедливость. Во-вторых, НЭМП
сам по себе, и он противопоставляет третий мир и страны с развитой
рыночной экономикой, в то время как международная миграция затрагивает оба этих
мира когда речь идет об утечки мозгов или перемещении рядовой рабочей силы.
Предложения различных
лиц и групп на международной арене
являются просто вариациями НМЭП, разработанного ООН, и они молчат по поводу
миграции тоже. Возможно, единственным исключением является доклад Дага “ Что теперь? “ 1975
г., приготовленного по случаю Седьмой
специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проходившей под названием “ Другое развитие “. Похоже, это
план, заменяющий господствующее рыночное планирование, и он тоже откровенен по
поводу миграции, чем любой другой текст. Отвергая представления о том, что мигранты должны приезжать работать в
развитую страну, Доклад Дага называет перестановку промышленных
рабочих мест одним из главных объектов
нового экономического порядка и предлагает: проводить совещания по поводу совмещения временной
миграции неквалифицированной рабочей силы с обучением и переводу производств в
третий мир. Такие переговоры могут включать требования обучения в странах,
принимающих иммигрантов, в соответствии с их навыками и требованиями развития
занятости; контракты с фирмами -
нанимателями для стимулирования ступенчатого перевода производств в страны
третьего мира. Провозглашение и введение требований минимальной заработной
платы, дополнительных, социальных и жилищных гарантий, сравнимых для коренных и
пришлых рабочих, для того, чтобы обеспечить благосостояние тех, кто, возможно,
несколько лет будет вынужден работать за рубежом. Это также позволит выяснить
реальные экономические издержки на мигрантов для индустриальных стран и
нанимателей и будет способствовать переменам в распределении производств.
Призыв Теводье в 1976
к глобальному договору солидарности, который заставил бы богатые страны
помогать бедным в том случае, если последние очевидно стараются бороться со
своей нищетой, и доклад
Римского клуба Тинбергена ( 1976 ) не содержат ничего, кроме беглых
ссылок на очевидные требования эмигрантов к международной реорганизации
промышленности.
Доклад независимой
Комиссии по вопросам международного развитая, так называемой комиссии Брандта,
также едва касается вопросов международной миграции. Его рекомендации не
сводятся к запрещению перемещений рабочей силы, скорее, к применению
соответствующих мотовских стандартов труда и введению в действие Программы
Действий Всемирной Конференции по занятости.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru